Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие с 1990-х годов в России, затронули и такую сферу общества, как
воспитание подрастающего поколения, привели к пересмотру ценностных
приоритетов в обществе. В общественном сознании обесценились такие понятия, как «патриотизм», «порядочность», «ответственность», «нравственность».
Демократизация, построение гражданского общества потребовали новых
подходов к воспитанию личности. Свободное развитие общества становится
невозможным без параллельного воспитания гражданских качеств населения
и особенно молодежи.
Анализ работ последнего времени по проблеме формирования гражданственности показывает, что в современных условиях плюрализма идеологий
наиболее важна экономическая и правовая составляющие гражданственности. Таким образом, акцент гражданского воспитания смещается с идеологического на экономическое и правовое. Поэтому важным для педагогики является новый подход к структуре и содержанию воспитательного процесса,
который должен учитывать все явления современного времени, обеспечить
обществу ожидаемый результат в воспитании человека, и подтверждением
тому является то, что вопросы воспитания сегодня рассматриваются не
только педагогами, но и на высоком государственном уровне.
Исследования в области гражданского воспитания занимают значительное место в работах педагогов и мыслителей, в античной и классической педагогике они связаны с именами Платона, Аристотеля, Ж.-Ж. Руссо.
Особое развитие идеи гражданского воспитания в отечественной педагогике получили в работах М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина. Мысли о гражданском назначении человека, о подготовке человека-гражданина как активного общественного деятеля нашли отражение в трудах В.Г. Белинского,
А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева,
Н.Г. Чернышевского.
Проблемам формирования качеств целостной личности, которые должны
быть присущи советскому гражданину, посвящены работы классиков отечественной педагогики Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
В педагогике советского периода проблема гражданского образования
учащихся изучается с различных позиций: общетеоретической (А.В. Беляев,
А.С. Гаязов, Е.В. Известнова, З.А. Малькова, Г.Н. Филонов); дидактической
(А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов); мировоззренческо-ценностной
(Е.В. Бондаревская).
Сущность понятия «гражданственность» и ее важнейших составляющих
в условиях становления гражданского общества в России раскрыты в трудах
Л.И. Аманбаевой, А.В. Беляева, Н.Д. Никандрова, Н.А. Савотиной и др.
Теоретическому анализу проблемы гражданского воспитания способствовали идеи о необходимости формирования опыта демократических отношений в школе (Дж. Дьюи), теория гражданского воспитания, разработанная
Г. Кершенштейнером и реализованная им в «трудовых школах» Германии. Пониманию зарубежного опыта гражданского воспитания в современных условиях способствовало изучение работ таких исследователей, как Э. Гаррод,
Р. Кенни, Р. Мошер, Дж. Патрик, Т.Ю, Сайпулаева, С. Шехтер и др.
Анализ диссертационных работ последних лет свидетельствует об устойчивом интересе к проблемам гражданского воспитания студентов.
Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований по проблеме гражданского воспитания молодежи, многие ее аспекты изучены недостаточно. Практически отсутствуют работы, посвященные обоснованию возможности формирования гражданственности студентов при изучении специальных негуманитарных дисциплин.
Таким образом, анализ существующих в настоящее время теории и практики гражданского воспитания молодежи приводит нас к выводу о существовании следующих противоречий:
между необходимостью гражданского воспитания студентов ссуза и недостаточно проработанными теоретическими аспектами их гражданского
воспитания в современных социально-экономических условиях России;
между имеющимся значительным воспитательным потенциалом специальных дисциплин для формирования гражданственности студентов и неразработанностью педагогических условий, направленных на эффективное
использование этого потенциала.
Для преодоления выявленных противоречий необходимо решить следующую проблему: каковы педагогические условия эффективного формирования гражданственности студентов ссуза?
Выявленные противоречия и сформулированная проблема послужили
основанием для выбора темы исследования: «Формирование гражданственности студентов ссуза (на материале экономических дисциплин)».
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности формирования гражданственности
студентов ссуза при изучении экономических дисциплин.
Объект исследования: процесс формирования гражданственности студентов ссуза.
Предмет исследования: педагогические условия формирования гражданственности студентов ссуза при изучении экономических дисциплин.
В заключении подведены итоги исследования и намечены возможные
перспективы дальнейшей работы. Результаты проведенного исследования
подтвердили выдвинутую гипотезу и привели к следующим выводам:
1. Для создания в России гражданского общества необходимо формирование гражданских качеств населения и, в первую очередь, молодежи. Воспитание гражданина в России становится социально-экономической, правовой и педагогической проблемой, и поэтому важная роль в процессе формирования гражданских качеств молодежи принадлежит образованию.
2. Педагогическая практика недостаточно реализует значительный воспитательный потенциал экономического образования в процессе формирования
гражданственности студентов. Выявлено и обосновано, что если раньше акцент делался на идеологическую составляющую гражданственности, то в современных условиях наиболее важна экономическая и правовая составляющая (осознанная законопослушность, ответственность).
3. Разработана, обоснована и включена в практическую деятельность модель учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает эффективное
формирование гражданственности студентов.
4. Установлено, что сформированность гражданских качеств личности
можно оценить с помощью следующих критериев: когнитивного, оценочноэмоционального и мотивационно-поведенческого.
Данное исследование не исчерпывает все аспекты сложной и многогранной проблемы формирования гражданских качеств молодежи. Дальнейшая
работа в этом направлении может быть связана с проблемой внеучебной деятельности гражданского направления и повышения квалификации педагогических кадров среднего профессионального образования в области гражданского воспитания.
Земцова, А. Л. Педагогические технологии в экономическом образовании
[Текст] / А. Л. Земцова // Профессиональное образование. — 2005. —
№ 9. — С. 14—15. (0,25 п.л.)
2. Земцова, А. Л. Экономическое образование и формирование гражданственности [Текст] / А. Л. Земцова // Среднее профессиональное образование. — 2006. — № 2. — С. 15—17. (0,37 п.л.)
3. Земцова, А. Л. Формирование гражданственности у студентов в процессе
обучения экономическим дисциплинам [Текст] / А. Л. Земцова //22
Вестник Томского Государственного педагогического университета.
Выпуск 8 (86). — Томск, 2009. — С. 45—49. (0,62 п.л.)
Публикации в других научных изданиях
4. Земцова, А. Л. Воспитание налогоплательщика в ссузе [Текст] /
А. Л. Земцова // Управление образовательными системами и процессами: Материалы региональной научно-методической конференции, 27
марта 2003г. — Новосибирск : Томский ЦНТИ, 2003. — С. 69—72. (0,12
п.л.)
5. Земцова, А. Л. О формировании гражданского правосознания при изучении предметов экономического цикла в ссузе [Текст] / А. Л. Земцова //
Теория и практика современного образования: Сборник научных статей.
Вып. 2 / Под ред. А. Д. Копытова, Т. Б. Черепановой. — Томск : Томский ЦНТИ, 2003. — С. 210-215. (0,37 п.л.)
6. Земцова, А. Л. Тьюторское сопровождение процесса гражданского воспитания при подготовке специалистов [Текст] / А. Л. Земцова // Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства: сборник научных трудов. — Томск : Томский
ЦНТИ, 2004. — С. 126—132. (0,43 п.л.)
7. Земцова, А. Л. Совершенствование экономического образования студентов ссуз [Текст] / А. Л. Земцова // Образование для новой России:
опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции (г. Юрга, 22 апреля 2005 г.) — Томск : STT,
2005. — С. 18—19. (0,24 п.л.)
8. Земцова, А. Л. Оценка эффективности воспитания в учреждениях среднего профессионального образования [Текст] / А. Л. Земцова // Теория
и практика современного образования: Сборник научных статей. Вып. 4
/ Под редакцией А. Д. Копытова, Т. Б. Черепановой. — Томск : Томский
ЦНТИ, 2007. — С. 76—77. (0,12 п.л.)
9. Земцова, А. Л. Возможности экономического образования для формирования гражданственности [Текст] / А. Л. Земцова // Современные тенденции развития мировой культуры и цивилизации: культура, образование, экономика: Материалы Международной научно-практической конференции (9—11 марта 2007 г.). — Новосибирск : Изд-во “АрхивариусН”, 2007. — С. 71—75. (0,31 п.л.)
10. Земцова, А. Л. Деловая игра — эффективный способ организации учебного процесса [Текст] / А. Л. Земцова // Качество образования: технологии, экономика, законодательство: материалы 10-й Юбилейной международной науч.-практ. конф. (16—17 ноября 2007 г.) / Под ред.
В. В. Тирского. — Томск : Томск. гос. ун-т систем упр и радиоэлектроники, 2008. — С. 265—267. (0,18 п.л.)
11. Земцова, А. Л. Историко-педагогический подход к проблеме гражданского воспитания [Текст] / А. Л. Земцова // Традиции и инновации в развитии правового и гражданского образования школьников: Материалы
V межрегиональной научно-практической конференции. 21 января
2008 г. — Томск : Томский ЦНТИ, 2008. — С. 7—11. (0,31 п.л.)
12. Земцова, А. Л. Единство нравственного и гражданского воспитания в
ссузе [Текст] / А. Л. Земцова // Здоровьесберегающее пространство в
системе профессионального образования: проблемы, поиски решений,23
перспективы. Сборник материалов межрегиональной научнопрактической конференции. — Томск, 2008. — С. 132—135. (0,25 п.л.)
13. Земцова, А. Л. История развития идей гражданского воспитания в России [Текст] / А. Л. Земцова // Образование в Сибири. — 2008. — № 15.
— С. 130—133. (0,5 п.л.)
14. Земцова, А. Л. Современные подходы к проблеме гражданского воспитания студентов [Текст] / А. Л. Земцова // Образование в Сибири. —
2009. — № 16. — С. 55—57. (0,37 п.л.)
15. Земцова, А. Л. Конкурс «Кто хочет стать знатоком налогов?» [Электронный ресурс] / А. Л. Земцова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2007—2008 учебный год: Книга 1. —
М. : ИД «Первое сентября» ; ООО «Чистые пруды», 2008. — С. 279. —
Режим доступа: http://festival.1september.ru
(0,25 п.л).