Актуальность исследования. Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования в
жизненном становлении и профессиональном самоопределении детей. Сегодня
общеобразовательная школа в силу разных причин не может в полной мере
удовлетворить потребностям развивающейся личности. Поэтому одна из основных задач учреждений дополнительного образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Этим в значительной степени и
определяется содержание и организация образовательного процесса в данных
учреждениях: предоставление обучающимся права выбора вида деятельности,
уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организация
творческого сотрудничества детей и взрослых. В такой организации деятельности проявляется значение образования как сферы культурной жизни, в которой
не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, но и
закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные
навыки, которые помогают детям самостоятельно и эффективно решать стоящие
перед ними задачи. В учреждениях дополнительного образования дети получают возможность освоения и обогащения социальных ролей, базовых социальных способностей.
Ведущими целями образования в настоящее время становится не объѐм усвоенных знаний и умений, а разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовки ребѐнка
к жизни, его психологическая и социальная адаптация.
Социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать
решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному
взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашел отражение в важнейших документах: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Межведомственная программа развития
системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы, решения Коллегии Минобразования РФ: «О развитии дополнительного образования детей в
условиях общеобразовательного учреждения», «О практике социальнопедагогической работы в России и перспективах ее развития», «О поддержке
детских общественных организаций в Российской Федерации», «Об основных
направлениях развития воспитания в системе вариативного образования», и ряде
других.
В решении этих целей большую роль играют учреждения дополнительного
образования по той причине, что они оказывают глубокое и многостороннее
воздействие на сущностные стороны человека, развивая его духовно и физически.
Вместе с тем особенности и условия, обеспечивающие эффективность социализации подростков в учреждениях дополнительного образования остаются
малоизученными и нуждаются в научном обосновании. Общие закономерности социального взаимодействия, его детерминации в
процессе становления личности раскрыты в исследованиях философов и социологов А.И. Антонова, В.Г. Афанасьева, Г.И. Петровой, Г.Г. Силласте, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчева и др.
Теоретические подходы к анализу современных проблем социализации
подростков и дополнительного образования раскрываются в научных трудах
В.П. Вахтерова, Л.С. Выготского, Ю.К. Бабанского, П.Ф. Каптерева, А.Д. Копытова, Е.Н. Медынского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, исследовавших феномен социального воспитания, как систему целенаправленно созданных материальных, духовных, организационных условий для развития личности ребенка.
В разработку концептуальных основ проблем воспитания большой вклад
внесли такие современные исследователи, как Н.Л. Антонова, М.В. Артюхов,
А.Я. Журкина, И.П. Иванов, В.А. Кальней, В.А. Караковский, Н.Э. Касаткина,
В.М. Коротов, И.С. Марьенко, Л.И. Новикова, М.М. Поташник, С.В. Сальцева,
Г.К. Селевко, А.А. Сняцкий, Г.Н. Филонов, Л.М. Фридман, В.Д. Чепик,
М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др., изучившие специфику функционирования, развития различных воспитательных систем и их влияние на
формирование личности ребенка.
Проблемы нравственного воспитания спортсменов, влияния физической
культуры на процесс формирования личности, соотношения духовного и физического в структуре спортивной деятельности анализируются в работах
М.Я. Виленского, В.Р. Гончарова, В.П. Кочнева, Г.И. Мызана, В.Н. Николаева,
Д.Н. Платонова, И.И. Портнягина, М.Я.Сарафа, И.А. Черкашина, Н.К. Шамаева и др.
Различные аспекты восточных единоборств исследовались A.A. Клири,
И.А. Красулиным, Ю. Мисимой, Г.В.Поповым, А.Б. Спеваковским.
Анализ философской, педагогической и специальной литературы подтверждает, что сегодня решение задач социализации подростков в учреждениях дополнительного образования, ведущих физкультурно-оздоровительную
деятельность с детьми и подростками, характеризуется противоречиями между:
- необходимостью социализации подростков и неразработанностью условий социализации в системе дополнительного образования;
- необходимостью организации специальной деятельности по социализации подростков и слабой ориентированностью учреждений дополнительного
образования на эту задачу при их доминирующей направленности на досуг;
- потребностью практики в научно-методическом обеспечении социализации подростков в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования и недостаточной разработанностью его программнометодического содержания.
Совокупность названных противоречий позволила определить проблему
исследования, заключающуюся в необходимости повышения эффективности
социализации подростков в учреждениях дополнительного образования, а также
тему исследования «Педагогические условия повышения эффективности социализации подростков в учреждениях дополнительного образования». Цель исследования: Обосновать педагогические условия, необходимые
для повышения эффективности социализации подростков.
Объект исследования: Учреждения дополнительного образования детей и
подростков.
Предмет исследования: Социализация детей и подростков в учреждениях
дополнительного образования.
Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, на основе
анализа психолого-педагогической литературы, имеющегося опыта работы была
сформулирована следующая гипотеза
Цель и проблема исследования, выдвинутая гипотеза определили постановку и решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к организации образовательной
деятельности в учреждениях дополнительного образования для повышения
эффективности социализации подростков.
2. Разработать, обосновать, экспериментально проверить социально-педагогическую модель спортивного клуба каратэ-до, направленную на
социализацию детей и подростков.
3. Разработать, обосновать эффективность образовательной программы
спортивного клуба в новых педагогических условиях.
тивных игр и силовой подготовки.
В заключении диссертации изложены теоретические и опытноэкспериментальные результаты. Проведенное исследование, целью которого
являлось обоснование педагогических условий, необходимых для повышения
эффективности социализации подростков подтвердило актуальность избранной
проблемы и позволило сделать следующие выводы:
- учреждения дополнительного образования детей являются важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Основная задача Домов детского творчества, как вида учреждения дополнительного образования, заключается в создании условий для положительной социализации личности подростка, развития социальной активности и творческого потенциала населения, формирования культурных запросов и
потребностей, организации разных форм досуга и отдыха, создании условий для
духовногоразвития и наиболее полной самореализации личности в сфере досуга;
- физкультурно-спортивная деятельность является важным фактором социализации личности подростка по той причине, что она оказывает глубокое и
многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его духовно и физически. Социологический анализ практик современных единоборств
обнаруживает их высокую социальную ценность. Институт единоборств формирует активную, здоровую, ориентированную на саморазвитие личность. Характер влияния практики единоборств на личностные структуры занимающихся зависит от стажа занятий, возраста, а также вида практикуемого единоборства.
Основным результатом решения поставленных в исследовании задач является теоретическое и экспериментальное подтверждение гипотезы о целесообразности использования педагогических условий как основного средства воспитания детей и подростков.
Результаты научных исследований, практического опыта работы позволили
нам выявить и определить основные группы педагогических условий: разработка и внедрение специализированной программы по каратэ-до, содержанием которой является организация разнообразной деятельности; предоставление возможности выбора форм образовательной деятельности при реализации программного материала; разнообразные виды сопровождения образовательной
деятельности (психологическое, медицинское); взаимодействие со структурными подразделениями.
Доказано, что соблюдение совокупности выделенных нами педагогических
условий, разработанных на основе единства содержательной, организационной
и мотивационной сторон педагогического процесса, способствует эффективной
социализации личности ребенка.
Обоснованная, разработанная и апробированная образовательная программа «Каратэ-до» доказала большие возможности данного вида единоборства
в разрешении вопросов социализации воспитанников спортивных клубов.
Результаты эксперимента позволяют утверждать, что внедрение социально-педагогической модели спортивного клуба оказывает положительное
воздействие на личностное развитие, социализацию и проявление позитивных
изменений у детей и подростков.
Данное диссертационное исследование не исчерпывает все аспекты сложной, многогранной проблемы социализации в процессе физкультурнооздоровительной деятельности.
Перспективы изучения проблемы связаны с дальнейшими исследованиями
содержательных, организационных, управленческих аспектов физкультурнооздоровительной деятельности учреждений дополнительного образования.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило основные положения гипотезы и позволило решить поставленные задачи.
В результате исследования сформулированы следующие рекомендации:
учитывать выделенные нами педагогические условия социализации личности
ребенка, пути и средства их реализации при организации педагогического процесса; использовать созданную социально-педагогическую модель спортивного
клуба при организации воспитательной работы в Домах детского творчества.
Бельц, В.Э. Формирование мотивационно-ценностного отношения детей и
подростков к физической культуре с помощью каратэ-до [Текст] /
В.Э. Бельц // Вестник Томского Государственного педагогического университета. - № 68 – Томск: изд-во ТГПУ. 2007. - С. 61-66. – 0,25 п. л.
2. Бельц, В.Э. Воспитательно-образовательная система спортивного клуба
каратэ-до [Текст] / В.Э. Бельц // Вестник Томского Государственного педагогического университета. - № 79 – Томск: изд-во ТГПУ. 2009. - С. 22-
26. – 0,20 п. л.
3. Бельц, В.Э. Влияние занятий каратэ-до на социализацию подростков
[Текст] / В.Э. Бельц, В.Н. Иваницкий, Ю.Т. Ревякин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - Москва: НИЦ «ТиПФК», 2007. -
№3. - С. 37-38 – 0,20 п. л. (авторский вклад 75%).
4. Бельц, В.Э. Формирование духовного здоровья детей и подростков на тренировочных занятиях по каратэ-до [Текст] / В.Э. Бельц // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - Москва: НИЦ «ТиПФК»,
2008.- №2. - С. 58-59 – 0,20 п. л.
Научно-методические статьи и материалы научно-практических
конференций
5. Бельц, В.Э. Из опыта работы спортивного клуба «Орион» [Текст] / В.Э.
Бельц // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» (24-26 марта
2005 г.). - Томск: изд-во ТГПУ, 2005.- С. 225-227 – 0,275 п. л.
6. Бельц, В.Э. Нетрадиционные методические подходы используемые в каратэ-до [Текст] / В.Э. Бельц // Материалы VIII Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные вопросы физической культуры и
спорта» (24-26 марта 2005 г.). - Томск: изд-во ТГПУ, 2005.- С. 227-229 –
0,225 п. л.
7. Бельц, В.Э. Развитие творческих способностей методами каратэ-до [Текст]
/ В.Э. Бельц / Наука и образование. Апрель 2005 г Томск: изд-во ТГПУ,
2005. – С. 52-54 – 0,30 п. л.
8. Бельц, В.Э. Влияние формирования мотивации участия в соревнованиях на
результативность [Текст] / В.Э. Бельц // Материалы 1-ой студенческой научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в современном обществе» (8 декабря 2005 г.). - Томск: изд-во ТГПУ , 2005. - С. 5-
7. - 0,275 п. л.
9. Бельц В.Э., Технология организации интегрированного занятия в тренировочном процессе [Текст] / В.Э. Бельц, В.Н. Иваницкий// Материалы III всероссийской конференции с международным участием «Научно-20
методологические основы формирования физического и психологического
здоровья детей и молодежи» (16-18 мая 2006 г.). - Екатеринбург: ГОУ ВПО
«Уральский гос. пед. ун-тет», 2006. – С. 23-25. – 0,25 п. л. (авторский вклад
80 %).
10. Бельц, В.Э. Каратэ-до: оздоровительная система, предмет самообороны,
спорт [Текст]/ В.Э. Бельц, И.Л. Литвина // Дополнительное образование №
9, 2006 г. - Москва, - С. 48-54. - 0,275 п. л.
11. Бельц, В.Э., Пчелкина Т.Г. Формирование навыков взаимодействия у подростков [Текст] / В.Э. Бельц, Т.Г. Пчелкина // Материалы Всероссийского
гуманитарного форума (с международным участием) «Сибирские Афины»
«Формирование культуры личности средствами искусства в системе классического образования (опыт междисциплинарного исследования)» (23-25
мая 2006 г.), - Томск: изд-во ТГУ. 2006. – С. 48-54. - 0,275 п. л. (авторский
вклад 75 %).
12. Бельц, В.Э. Влияние занятий каратэ-до на физическое и духовное развитие
детей и подростков [Текст] / В.Э. Бельц // Материалы Х Всероссийской
научно-практической конференции «Актуальные проблемы физической
культуры и спорта» (29-30 марта 2007 г.), – Томск: изд-во ТГПУ. 2007. – С.
197-198. - 0,175 п. л.
13. Бельц, В.Э. Формирование индивидуального здоровья детей и подростков
в тренировочных занятия по каратэ-до [Текст] / В.Э. Бельц // Материалы
межрегиональной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, поиски решений» (23 ноября
2007 г.), - Томск: изд-во ТГПУ. 2007. - С. 197-198. - 0,325 п. л.
14. Бельц, В.Э. Реализация педагогических условий социализации подростка в
воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования
детей [Текст] / В.Э. Бельц// Материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» (27-28 марта 2008 г.) – Томск: издво ТГПУ, 2008. – С. 122-123. – 0,20 п. л.
15. Бельц, В.Э. Социально-педагогическая модель организации образовательной деятельности спортивного клуба в учреждении дополнительного образования [Текст] / В.Э. Бельц// Материалы II Всероссийской научнопрактической конференции «Развитие непрерывного образования» (23-24
апреля 2009 г.). Том 2. – Красноярск: изд-во Краснояр. гос. пед. ун-т, 2009.
– С. 161-164. – 0,20 п. л.
16. Бельц, В.Э. Медицинское и психологическое сопровождение образовательной деятельности спортивного клуба каратэ-до[Текст]/ В.Э. Бельц, Ю.Т.
Ревякин// Материалы Всероссийской научной заочной конференции «Традиции и инновации в физкультурном образовании» (20 ноября 2009 г.). –
Шадринск: изд-во ШГПИ, 2009. – С. 120-124. – 0,25 п. л. (авторский вклад
80%.)