Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №17480

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
705
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретический анализ использования проектной деятельности в развитии коммуникативных способностей у младших подростков 6
1.1 Младший подростковый возраст как период становления личности 6
1.2 Понятие «коммуникативные способности» и их определение в психолого-педагогической литературе 9
1.3 Проектная деятельность как средство развития коммуникативных способностей младших подростков 14
2 Экспериментальное исследование развития коммуникативных
способностей младших подростков в проектной деятельности 27
2.1 Содержание работы по развитию коммуникативных способностей младших подростков посредством проектной деятельности 27
2.2 Анализ результатов исследования коммуникативных способностей младших подростков 37
Заключение 43
Список литературы 47
Приложение А - Л 52-83


Умение вступать в контакты с другими людьми, устанавливать с ними взаимоотношения во многом определяют будущий социальный статус ребенка в современном обществе. Коммуникативные способности — одни из важных качеств выпускника школы, что обусловлено ведущей ролью коммуникации в современном информационном обществе и жизни отдельного человека. Коммуникативные способности являются базовыми для других видов деятельности, сопровождают их и одновременно служат условием успешной социализации.
В Федеральном государственном стандарте основного общего образования от 2010 года становление коммуникативных способностей является одним из требований к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования:
Глава I, пункт 6: «уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов».
Глава II, пункт 9, подпункт 7: «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности».
От развития коммуникативных способностей зависит не только учебная успешность младших подростков, но и процесс адаптации к школе, эмоциональное благополучие в классном коллективе [34].
Важно подобрать такие методы обучения, которые способствуют проявлению активности, самостоятельности учащихся в образовательном процессе, а также творческого мышления. Метод проектов, в основе которого лежит практическая деятельность, отвечает этим требованиям и предполагает совокупность исследовательских, поисковых, творческих и проблемных методов в сочетании с использованием репродуктивных методов обучения.
Развитие коммуникативных способностей учащихся посредством проектной деятельности разрабатывались на базе системно-деятельностного подхода такими учеными как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов[17].
Теоретическим основам и практическому применению педагогического проектирования уделялось большое внимание в работах таких ученых как A.К. Маркова, Л.А. Петровская, Н.В. Матяш, К.Н. Поливанова [24].
Коммуникативные особенности младших подростков изучались в исследованиях отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой,B.C. Мухиной, Р.С. Немова, В.Н. Мясищева.
В настоящее время в психологии общепринятым является мнение о том, что «невозможно изучать развитие человеческого общества, развитие человеческой личности, не обращаясь к понятию общения, не интерпретируя это понятие тем или иным образом и, не анализируя его конкретных форм и функций, в тех или иных социальных и исторических условиях» [22].
Цель данной работы: выявить условия развития коммуникативных способностей младших подростков посредством проектной деятельности.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных способностей младших подростков.
Предмет исследования: особенности проектного метода как средства развития коммуникативных способностей.
Гипотеза исследования заключается в том, что проектная деятельность способствует развитию коммуникативных способностей младших подростков, если:
- создана эмоционально-психологическая атмосфера сотрудничества детей с педагогом и сверстниками;
- проектные действия детей организованы как коммуникативные задачи;
- работа организована в логике развития компонентов коммуникативных способностей («Я хочу» - «Я знаю» - « Я умею»).
Задачи исследования:
- теоретически обосновать проблему использования проектной деятельности в развитии коммуникативных способностей младших подростков;
- выявить уровень развития коммуникативных способностей младших подростков;
- разработать систему занятий по организации проектной деятельности и проверить ее эффективность в развитии коммуникативных способностей младших подростков.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого - педагогической и методической литературы;
- эмпирические: тестирование, наблюдение;
- формирующий эксперимент;
- качественная и количественная обработка информации.
База исследования: МБОУ СОШ № 84 г. Красноярска, 6 «Б» класс


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коммуникативные способности — одни из важных качеств выпускника школы, что обусловлено ведущей ролью коммуникации в современном информационном обществе и жизни отдельного человека. Коммуникативные способности являются базовыми для других видов деятельности, сопровождают их и одновременно служат условием успешной социализации.
Актуальность развития коммуникативных способностей отражена в Федеральном государственном стандарте основного общего образования от 2010 года. Становление коммуникативных способностей является одним из требований к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Развитие коммуникативных способностей процесс сложный и длительный, он требует использования специальных методов и средств, создания определенных условий.
Метод проектов, в основе которого лежит практическая деятельность, нормативно - законодательно признан эффективным в развитии личностных качеств учащихся.
Всё это и обусловило проведение нашей опытно-экспериментальной работы, цель которой выявить условия развития коммуникативных способностей младших подростков посредством проектной деятельности.
Гипотеза исследования заключалась в том, что проектная деятельность способствует развитию коммуникативных способностей младших подростков, если:
- создана эмоционально-психологическая атмосфера сотрудничества детей с педагогом и сверстниками;
- проектные действия детей организованы как коммуникативные задачи;
- работа организована в логике развития компонентов коммуникативных способностей («Я хочу» - «Я знаю» - « Я умею»).
Реализация цели и проверка гипотезы опытно-экспериментальной работы осуществлялась поэтапно.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы сделали следующие выводы:
- младший подростковый возраст является наиболее продуктивным периодом развития коммуникативных способностей, так как ведущей деятельностью данного возраста является общение со сверстниками.
- понятие «коммуникативные способности» понимаются по-разному в литературе, нет единого мнения и о компонентах коммуникативных способностей.
- в своей работе под «коммуникативными способностями» мы понимали индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание индивидов в процессе общения или выполнения совместной деятельности.
- компоненты коммуникативных способностей, на наш взгляд, обобщенно описал Б.Г. Ананьев: «Я хочу», «Я знаю», «Я умею», которые развиваются последовательно.
- коммуникативные способности формируются в процессе участия ребенка в общении и в различных сферах деятельности в окружающем его мире.
- анализ методических разработок показал, что использование в учебном процессе метода проектной деятельности станет ключевым фактором развития коммуникативных способностей, если создать условия, такие, чтобы у подростка появилось желание вступать в контакт с окружающими, знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими и умение организовать общение.
- условиями развития коммуникативных способностей являются:
благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера сотрудничества, обеспечение учащихся информационно-коммуникационными средствами, организация проектных действий детей как коммуникативных задач, использование мотивационных методов, которые позволят учащимся проявлять самостоятельность и творческую активность.
Учитывая вышеизложенные условия для успешного развития коммуникативных способностей младших подростков в проектной деятельности, был разработан комплекс занятий, который направлен на организацию проектной деятельности, а также на развитие коммуникативных способностей детей.
Проектная деятельность осуществлялась в 4 этапа:
- мотивационно-целевой,
- проектировочный,
- практический,
- аналитико-рефлексивный.
Для определения эффективности работы мы исследовали коммуникативные способности младших подростков до и после формирующего эксперимента с помощью методики, основанной на тесте Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха).
В результате исследования уровня развития коммуникативных способностей после формирующего эксперимента была отмечена положительная динамика. У 5 подростков тип развития коммуникативных способностей изменился с компетентного со слабо выраженными проявлениями до компетентного с ярко выраженными проявлениями. У 3 человек тип развития коммуникативных способностей изменился с зависимого до компетентного со слабо выраженными проявлениями. У 2 человек агрессивный тип развития коммуникативных способностей остался преобладающим, как и до эксперимента, но положительная динамика развития коммуникативных способностей прослеживается.
Разную динамику развития коммуникативных способностей можно объяснить, на наш взгляд, следующими причинами: явление субъективное, отсутствие подростков на некоторых занятиях, и развитие компонента коммуникативных способностей «Я хочу», по нашим наблюдениям, у некоторых детей происходит на более позднем этапе проектной деятельности. Тем самым, компоненты «Я знаю», «Я умею», развиваются не так интенсивно, чем у других детей, участвующих в проекте.
Данные результаты указывают на эффективность проектной деятельности как средства развития коммуникативных способностей младших подростков, поэтому можно сделать заключение, что задачи исследования были решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Поэтому мы рекомендуем проектную деятельность как средство развития коммуникативных способностей младших подростков, если она будет организована с учетом выявленных нами условий.
Полученные в ходе данного исследования теоретические и практические материалы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.



1. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности школьников // Управление начальной школой, МЦФЭР. - 2009. - № 2
2. Алябушева Г.В. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов. Вестник Калининградского юридического института МВД РОССИИ. 2011. №3. С.116-119
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания — СПб. : Питер, 2001. —288 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во Моск. Ун-та,1980. — 416 с.
5. Андреева С.В. Проектирование как творческий метод. ВЕСТНИК КемГУКИ. 2011. №17. С. 19-22
6. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
7. Баранова О. Г. Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 566-569.
8. Беляев, И. А. Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей: монография / И. А. Беляев. — Оренбург: ОГИМ, 2011. — 360 с.
9. Блохин А.Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология: Дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 154с
10. Бабудоржиева Э.Д. Исследование проблемы коммуникативных и организаторских способностей в психологии. Вестник бурятского государственного университета. 2012. - №5. С. 41-45
11. Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов: дис. ... канд.психол. наук. -
М., 1977
12. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.
13. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Ростов-на- Дону, 2004. 24с.,
14. Ермолаев С.А. Проектная деятельность школьников социально-экологической направленности: учеб. -метод. пособие. - Арзамас: АГПИ им. А. П. Гайдара, 2012. 86с
15. Иванова Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте / Е. С. Иванова // Образование и наука: известия Уральского отделения Российской Академии образования: журнал теоретических и прикладных исследований. - Екатеринбург: Уральское отд-ние
РАО. -2011. - № 1(80). - С. 33-41
16. История ГТО / Истягина-Елисеева Е.А. — М.: Государственный музей спорта, 2015. 48с.
17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил.
18. Капустина Е.А. Взаимосвязь социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности: дис. . канд. психол. наук. - Барнаул, 2004.
19. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: дис. . канд. психол. наук. - Ленинград, 1981.
20. Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 126 с
21. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики /Захарова Т.В. [и др.] //Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №4
22. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. - 365 с
23. Маслов П.А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности: Дисс. . канд. пед. наук. Волгоград, 2008. 218с.
24. Матяш, Н.В., Симоненко, В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М.: Вентана-Граф, 2011
25. Мирджалилова С. С. Проектная деятельность - как средство развития познавательной инициативы // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 458¬459.
26. Михельсон Л. Тест коммуникативных умений. Перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха — [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http://azps.ru/tests/5/mihelson.html (дата обращения 15.02.2016)
27. Немов Р. С. Психология в 3 кн.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. М.: Владос, 2010. — 686 с.
28. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
29. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989
30. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
31. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с
32. Полянская С.Г. Проектная деятельность как средство развития
33. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 349 с.
34. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2010 г. N 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». URL: www. rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html (дата обращения: 14.02.2016).
35. Программа «Центр социального менеджмента». Методическое пособие. Часть 1,2. / Под ред. М. А. Дорофеевой. - Красноярск, 2009. - 120 стр.
36. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. - сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. - Волгоград: Учитель, 2010. - 191 с.
37. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Когито-центр, 2012. -600с.
38. Раджабова Р.В. Инновационные тенденции в системе образования России // Труды II Международной научно-¬методической конференции «Высшее профессиональное образование: традиции и новации» (25 ноября 2009 г.). - Кемерово: Кузбассвуз¬издат, 2009. - С. 138-146.
39. Севостьянова Е. Б. Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся-подростков в построении их активного взаимодействия с социальной средой. Психологическая наука и образование, 2012, № 4
40. Сластенин В.А. и др. Педагогика:Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
41. Стрикачева, Е. В., Крысь Л. Н. Проектная деятельность как средство личностного роста учащихся // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 5. - С. 33-38
42. Теплов Б. М. Способности и одарённость. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. ун-та, 1982, с. 136
43. Терехина Н. В. Ведущая деятельность подростков с точки зрения основных задач развития // Психологическая наука и образование. — 2010. — №5
44. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико - ориентированные технологии / авт. - сост. М.В. Русинова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 175 с.
45. Шапарь В. Г. Новейший психологический словарь [Текст]/ В. Г. Шапарь. — Ростов на Дону: Феникс, 2005.
46. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
47. Bruneau, T.J. The deep structure of interperconal communication process / Robert C., Watson K. W. Interpersonal communication process. Gorsuch Scarisbrich, Scottsdale,AZ,1987. — 580p.
48. Fried-Booth D. L., Project work. - Oxford University Press, 2002. - 7-8 c.
49. Haugan, G. (2011) Project Management Fundamentals: Key Concepts and Methodology. - Management Concepts Publishing. - 568 p


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ