Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психологизма в автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

Работа №174791

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы62
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава первая. Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЗМА
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Творчество Л. Н. Толстого в контексте русской литературы XIX века
и пути развития «психологизм» 7
1.2. Связь психологизма с идейно-нравственной проблематикой
произведения 16
1.3. Преемственность традиций психологизма Л. Н. Толстого в
литературе 19
Глава вторая. ОБРАЗ САДА В ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО» Л. Н.
ТОЛСТОГО И СБОРНИКЕ Т. Н. ТОЛСТОЙ «НА ЗОЛОТОМ КРЫЛЬЦЕ
СИДЕЛИ...» 27
2.1 Мир детства глазами главного героя в повести Л. Н. Толстого
«Детство» 27
2.2 Мир детства в произведениях Т. Толстой 35
2.3 Образ сада в повести Л. Н. Толстого и рассказах Т. Толстой 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58


Одной из наиболее сложных категорий литературоведения является «психологизм». Его содержание складывалось на протяжении длительного времени, в русской литературе XIX и ХХ веков оно продолжало наполняться и расширяться. Об этом свидетельствуют исследования С. Г. Бочарова [4], И. И. Виноградова [8], Л. С. Выготского [10], Л. Я. Гинзбурга [11], А. Б. Есина [18], Й. Хейзинги [43], Б. М. Эйхенбаума [50] и других учёных. Проблемы психологизма нашли отражение в критических работах, например Н. Г. Чернышевского [49]. Многие достижения психологизма в русской литературе исследователи доказывают на основе произведений Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
Повесть Л. Н. Толстого «Детство» (1852) занимает особое место в истории русской литературы о детях, что обусловило ее активное изучение и в современной школьной программе. Анализу психологизма писателя в этом произведении много внимания уделили такие ученые, как Т. А. Давлетова [15], Т. Н. Красавченко [21], Р. Ю. Ливанова [22; 23], И. В. Мотенюнайте [30], К. А. Нагина [31; 32; 33; 34], М. Ф. Шамсутдиновой [48] и др.
В их работах рассматриваются и особенности изображения ребенка, его становления как личности. Отдельно уделяется внимание особенностям языка. Интересны наблюдения над образом сада как неотъемлемой части детского мира.
Образ сада - один из знаковых в литературе, по-разному представленный в европейской и русской литературе, но всякий раз обнаруживающий глубинные психологические проблемы в душе персонажей. Наиболее часто сад ассоциируется с миром детства, с воспоминаниями о матери, времени года (весна, лето), когда нередко богатый урожай ассоциируется с успешностью, надеждой на лучшее будущее, на всё самое светлое и доброе, что окружает взрослого человека в его повседневном мире. Об этом свидетельствуют романы М. Пруста. Социальное звучание получает образ сада у А. П. Чехова. Особое звучание образ сада приобретает в повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности психологизма писателя наиболее ярко проявляются в сравнении с рассказами Т. Толстой, наследнице писательской традиции, которая переосмысливается у нее в контексте реалий ХХ века. Сравнительный анализ позволит уточнить некоторые аспекте поэтики Л. Н. Толстого и обозначить пути развития его традиции в современной русской литературе...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги работы, отметим, что основная цель в раскрытии особенностей психологизма в автобиографической повести «Детство» как художественной формы, воплощающей идейно-нравственные искания героев, формы, отражающей становление человеческого характера, его мировоззрения основ личности,достигнута. Задачи решены.
Анализируя психологизм в контексте достижений русских писателей XIX-XX веков, можно говорить о его исторической подвижности. Возникнув в литературе в определенный исторический момент, обогащаясь и развиваясь, углубляясь в закономерности внутренней жизни, литературный психологизм достиг своего апогея в XIX веке.
Во второй половине XIX века потенциальное богатство характера героя в совокупности с окружающей реальностью становится неиссякаемым источником для творчества. Психологизм углубляется, и его роль в литературе значительно возрастает. В начале XX века психологизм в литературе ещё придерживался канонов XIX столетия, совершенствуясь в художественных системах реализма, например в социальном реализме М. Горького или М. Шолохова.
Задача психологизма - отразить внутренний мир героев и рассмотреть их душевное состояние. Анализ развития психологизма показал, что психологизм в литературе XIXвека представлял некий комплекс изобразительных, эстетических и выразительных средств, характеризующих внутренний мир героя в его единстве с окружающим миром и пространством. XX век - не исключение. Все изменения, проникшие в общественную жизнь, оказались вовлечены и в литературу.
С помощью применения трёх основных форм изображения - прямой, косвенной и суммарно-обозначающей - писатели воспроизводили реальный мир в произведении...


1. Толстой, Л.Н. Детство. Отрочество. Юность / Л.Н. Толстой. - М.: Эксмо, - 2015. - 512 с.
2. Толстой, Л.Н. Детство. / Л. Н. Толстой // Собрание сочинений в восьми томах. - Т. 1. - М., Лексика - 1996.
3. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: в 22-х т. / Л.Н. Толстой. - М.: Худож. лит., 1979. Т. III. 478 с.; 1980. Т. V. 429 с.; 1981. Т. VII. 431 с.; 1981. Т. VIII. 495 с.; 1983. Т. XIII. 494 с.; 1983. Т. XVI. 447 с.; 1985. Т. XXI. 585 с.
4. Толстая, Т.Н. «На золотом крыльце сидели...» : Рассказы / Т. Толстая; [Послесл. А. Михайлова]. - Москва : Мол. гвардия, 1987. - 189,[2] с.; 17 см. - (Молодые голоса).
5. Толстая, Т.Н. День: личное / Т.Н. Толстая. М.: Эксмо, - 2003. - 416 с.
6. Толстая, Т.Н. Ночь: рассказы / Т.Н. Толстая. М. : Подкова, - 2002. - 352 с.
7. Толстая, Т.Н. Не Кысь: рассказы, статьи, эссе / Т.Н. Толстая [Электронный ресурс]. // URL: http://www.imwerden.info/belousenko/books/tolstye/tolstaya ne kysj.htm (дата обращения: 18.05.2023).
8. Толстая, Т.Н. Сомнамбула в тумане / Т.Н. Толстая [Электронный ресурс]. // URL: http://lib.rmvoz.ru/bigzal/tolstaja somnambula (дата обращения: 08.05.2023).
9. Толстой, И. П. Мои воспоминания / И. П. Толстой ; вступ. статья С. А. Розановой ; подгот. текста и примеч. О. А. Голиненко и др. - М. : Художественная литература, -1969. - 455 с.
Основные источники
1. Аминева, В.Р. Принципы и приемы психологизма в русской литературе XIX в. и в татарской прозе первой трети ХХ В. : сопоставительный анализ / Аминева В.Р. // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2008. - №6. - С. 124-136.
2. Анненков, П. В. Граф Л. Н. Толстой. [Электронный ресурс]. // URL:
http://dugward.ru/librarv/annenkov/annenkov gr l n tolstov.html - (дата
обращения: 18.05.2023).
3. Большая психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. // URL: http://slovaronline.com - (дата обращения: 18.05.2023).
4. Бочаров, С.Г. Психологическое раскрытие характеров в русской классической литературе и творчество Горького С.Г. Бочаров // Социалистический реализм и классическое наследие. - М., 1960. - 423 с.
5. Брызгалова, М. Д. Татьяна Толстая: самоидентификация vs литературная репутация. [Электронный ресурс]. // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2019. №3. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/tatvana-tolstava-samoidentifikatsiva-vs- literaturnava-reputatsiva - (дата обращения: 18.05.2023).
6. Вайль, П. Городок в табакерке : проза Татьяны Толстой / П. Вайль, А. Генис // Звезда. - 1990. - № 8. - С. 15-26.
7. Васильева, Е. Ю. Элегическая доминанта повествования (по повести Л. Н.
Толстого «Детство»). [Электронный ресурс]. // CYBERLENINKA. Филологический класс. 2014. №1 (35). URL:
https://cvberleninka.ru/article/n/elegicheskava-dominanta-povestvovaniva-po- povesti-l-n-tolstogo-detstvo - (дата обращения: 18.05.2023).
8. Виноградов, И.И. Философский роман Лермонтова М.Ю. / И. И. Виноградов // Новый мир. - 1964. - № 10. - С. 12-26.
9. Виноградова, Н. В. Литературный портрет как средство художественной характеристики. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/uchebnoe- posobie-literaturniv-portret-kak-sredstvo-hudozhestvennov-harakteristiki- 2316082.html - (дата обращения: 18.05.2023).
10. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - СПб.: Азбука, 2000. - 416 с.
11. Гинзбург, Л. О психологической прозе / Л. Гинзбург. - Л.: Советский писатель, 1971. - 464 с.
12. Гнюсова, И. Ф. «Утешаюсь, что у него свое, а у меня свое»: творческий диалог Л. Н. Толстого с Э. Троллопом. [Электронный ресурс]. // CYBERLENINKA. Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. №389. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uteshayus-chto-u-nego-svoe-a-u-menya-svoe- tvorcheskiy-dialog-l-n-tolstogo-s-e-trollopom-1 - (дата обращения: 24.05.2023).
13. Гнюсова, И. Ф. Две Долли: отклик на роман Джордж Элиот "Сайлес Марнер" в "Анне Карениной" Л. Н. Толстого. [Электронный ресурс]. // CYBERLENINKA. Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. №427. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dve-dolli-otklik-na-roman-dzhordzh-eliot-sayles- marner-v-anne-kareninoy-l-n-tolstogo - (дата обращения: 24.05.2023).
14. Гулин, А. В. Повесть «Юность» в духовном и творческом движении Толстого. [Электронный ресурс]. // CYBERLENINKA. Литературоведческий журнал. 2010. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povest-yunost-v- duhovnom-i-tvorcheskom-dvizhenii-tolstogo - (дата обращения: 24.05.2023).
15. Давлетова, Т. А. Анализ лексикона Николеньки Иртеньева - главного героя повести «Детство» Л. Н. Толстого. [Электронный ресурс]. // CYBERLENINKA. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №6-2 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-leksikona-nikolenki- irtenieva-glavnogo-geroya-povesti-detstvo-l-n-tolstogo - (дата обращения: 18.05.2023)...52

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ