ВВЕДЕНИЕ
Глава I. МНОГООБРАЗИЕ И СИНТЕЗ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ ФАНТАСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В СКАЗКАХ ЕВГЕНИЯ ШВАРЦА 8
1.1. Необычное и чудесное в фольклорной и литературной сказке как источник фантастического 8
1.2. Жанрово-стилистические элементы литературной и фольклорной сказки и
их функционирование в сказках Евгения Шварца 20
1.3. Элементы поэтики фэнтези в сказках Евгения Шварца: пути сближения и
расхождения 23
1.4. Симбиоз родо-жанровых элементов в драматургической сказке Евгений
Шварца 28
Выводы 34
Глава II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПЬЕС - СКАЗОК Е. ШВАРЦА: ПОИСК ЧУДЕСНОГО
В ОБЫКНОВЕННОМ И НАОБОРОТ 36
2.1. Категория персонажей сказочных пьес Евгения Шварца 36
2.2. Категория волшебных предметов 41
2.3. Пространственно-временная организация пьес-сказок 43
2.4. Фантастическое в сказке-пьесе «Дракон» 46
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Список литературы 52
Евгений Львович Шварц - одна из самых знаковых фигур фантастической прозы двадцатого века. Его произведения никогда не трактовались однозначно. Сказки Евгения Шварца полны откровенного жизненного подтекста, переложенного на традиционные образы. Его пьесы, перенесенные на сказочные сюжеты, принесли ему мировую славу, хотя в авторской копилке их оказалось совсем немного. Избранные Шварцем темы для творчества - темы вечные, поскольку актуальны и необходимы для современного читателя, это темы столкновения добра и зла, обретения любви, свержения тирана, поиска себя. Его фантастическая драматургия содержит мотивы, позволяющие неоднозначно трактовать жанровую природу его творчества. Это может быть пьеса-сказка, драматическая сказка, сказочная пьеса, сатирическая сказка.
В научной литературе рассматривались различные аспекты творчества Евгения Шварца. Не избежала пристального внимания и природа фантастического в его творчестве. Следует отметить, что исследование фантастического в литературе - сложнейшая дискуссионная методологическая проблема, является ли фантастическое сверхжанром, методом или особой образностью? Как бы то ни было, фантастический дискурс необычайно широк - от воображаемого, небывалого до мистического, сверхъестественного. Наиболее часто цитируемые определения природа фантастического восходят к размышлениям Ц. Тодорова. С его точки зрения, фантастическое - это некое отступление от знакомых явлений природы, его феномен - колебание между естественным и сверхъестественным. Исследователь задается вопросом: что же такое фантастическое в литературе: необъяснимый факт? Нечто недопустимое, нечто нарушающее «естественный порядок»? Некое «фантастическое допущение»? [34] Что в конечном итоге определяет поэтику фантастического? Эти вопросы возникают и в связи с исследованием творчества Евгения Шварца...
В результате исследования фантастических особенностей внутри
сказочных произведений Е. Шварца был сделан ряд следующих выводов.
Теоретический аспект исследования дает представление о сущности
литературной сказки, которая существует как сама по себе, так и
непосредственно в драматургии. Дается типологическая классификация русских
литературных сказок, вытекающая из различных подходов: с точки зрения
возникновения, с точки зрения взаимодействия с фольклорными основами, с
точки зрения ориентации на читателя, а также с функциональной точки зрения.
Выясняется, что в каждом из жанровых типов литературной сказки есть своё
преобладающее начало, будь это гармоничный мирообраз, приключение или же
воспитательный аспект, в зависимости от того, какой и какого рода посыл несет
в себе авторский замысел. Также дается описание признаков внутри жанра.
Проводится аналогия между литературной, и происходящей из неё,
фольклорной сказкой. Различия происходят по следующим параметрам: по
происхождению, по форме наррации, по содержанию, по структуре, по объему и
по стилистике. Несмотря на взаимосвязь, эти две разновидности принято
рассматривать как два отдельных жанра.
Литературная сказка хорошо прижилась на сцене, так как театр больше
всего нуждался в сказочном орнаменте, игровых формах изложения. Евгений
Шварц достиг художественного апофеоза в жанре драматургической сказки. В
драматургии важную роль играет историческая линия, где художественное
пространство должно переложиться на современность, а современное состояние
проблемы должно рассматриваться в контексте мировой истории, поэтому
культурно-исторический контекст – отличительная особенность его
произведений...
1. Андерсен Г.Х. Сказки и истории. СПб., 2000.
2. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки, 1873, 304 с. Литературная
сказка. История, теория, поэтика. – М., 1996.
3. Бахтин М.М., Проблемы поэтики Достоевского, М., «Художественная
литература», 1972 г., с. 3 и 8
4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож, лит., 1975.
— С.234-407
5. Бибко Н.С. Обучение младших школьников чтению сказок разных типов,
Новосибирск, 1993.
6. Большой энциклопедический словарь, 1998 г.
7. Булаева Н. Е. Категория времени в произведениях научной фантастики на
английском языке, ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2005
8. Велиев Р. Ш. Жанровая природа драматургической сказки в творчестве Е.
Л. Шварца, журнал «Вестник Хакасского государственного университета
им. Н. Ф. Катанова», 2013
9. Велиев Р. Ш., Прищепа В. П. Пьеса «Обыкновенное чудо» в творческой
системе представлений Е. Шварца // Мир науки, культуры, образования.
— 2013. — № 2 (39)
10. Гамидова С. Х. Особенности английской литературной сказки, сборник
статей III Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2018,
Издательство: Наука и Просвещение (Пенза), 108-111 с.
11. Генчиева М. Правдивая фантазия и сказочная реальность: размышления о
современной сказке// Дет.лит. 1971. - N6
12. Головчинер В. Е. «Обыкновенное чудо» в творческих исканиях Е. Шварца
// Драма и театр IV. Тверь, 2002.
13. Ибатуллина Г.М Дедух Е.О О художественной рефлексии в жанровой
поэтике драматургии Е. Шварца, Филологические науки / Русский язык и литература, Башкирский государственный университет (Стерлитамакский
филиал), Россия, 2015
14. Колесова Л.Н., Шалагина М.В. Образ сказочника в пьесах-сказках Е.
Шварца // Мастер и народная художественная традиция русского севера.
Петрозаводск, 2000.
15. Королькова Я. В. О соотношении литературной сказки и фэнтези, журнал
«Вестник ТГПУ» 2010, выпуск 8 (98)...