ВВЕДЕНИЕ 4
1 Мотивационная готовность старшего дошкольника к школе 7
1.1 Особенности развития ребенка 6-7 лет. Кризис 7-ми лет 7
1.2 Мотивационная готовность ребенка 6-7 лет к школьному обучению.. 10
1.3 Взаимоотношения мальчиков со взрослым и сверстниками в начальной школе 17
2 Сюжетно-ролевая игра как условие развития старшего дошкольника ... 21
2.1 Значение игры и других видов деятельности для развития ребёнка 6-7 лет 21
2.2 Особенности сюжетно - ролевой игры детей 6 - 7 лет 28
2.3 Особенности игры мальчиков 6-7 лет 31
2.4 Организация сюжетно-ролевой игры как условие её развития.. 35
3 Изучение влияния организованной сюжетно-ролевой игры мальчиков-
дошкольников на развитие их мотивационной готовности к школе .. 41
3.1 Модель, обоснование методик и этапы проведения исследования.. 41
3.2 Описание обсуждения результатов 44
3.2.1 Результаты констатирующего эксперимента 44
3.2.2 Результаты формирующего эксперимента 48
3.2.3 Результаты контрольного эксперимента 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 71
ПРИЛОЖЕНИЕ В 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 102
ПРИЛОЖЕНИЕ И 105
ПРИЛОЖЕНИЕ К 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 111
ПРИЛОЖЕНИЕ М 113
Проблема формирования мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе актуальна именно сейчас, когда со стороны взрослых больше внимание уделяется формированию у детей умений читать, писать и считать, чем мотивационной готовности ребенка к школе. Уровень развития названных умений, безусловно, важен на этапе поступления ребенка в школу. Однако несформированность мотивационной готовности к школе при¬водит к тому, что ребенок не способен вступить в новую социальную ситуацию и принять роль ученика. Это, в свою очередь, может отразиться на его успешности адаптации в образовательном учреждении и выполнении общественно значимой деятельности [14; 43].
Одним из средств развития мотивационной готовности к школе, на наш взгляд, является сюжетно-ролевая игра.
У современных детей сюжеты, отражающие профессиональную деятельность взрослых и общественные события, «вытесняются» телевизионными [6]. Прежде всего, это связано с современной ситуацией развития - реальная социальная и профессиональная жизнь взрослых становится закрытой для детей, игра в дошкольных образовательных организациях подменяется игровыми дидактическими формами [7].
В современных условиях дети не имеют возможности приобретения игрового опыта через совместную игру с детьми разного возраста - дворовые сообщества детей исчезают из повседневной жизни, группы в дошкольной образовательной организации состоят их детей одного возраста. Мальчики предпочитают сюжетно-ролевой игре манипулирование с игрушками, конструирование, индивидуальные игры. Дети, которые не получили опыта взаимодействия в сюжетно-ролевой игре, испытывают в дальнейшем затруднения в построении совместной в деятельности, не способны к выстраиванию содержательной стороны общения.
В сюжетно-ролевой игре «Школа» ребенок, исполняя роль ученика способен выполнять игровые действия, подобные реальным действиям ученика, взаимодействуя с игровыми партнерами, ему открывается смысл реальных социальных отношений возникающих между учениками, учеником и учителем. Смысл построения взаимоотношений заключается в том, что ученик может
быть принят сверстниками и взрослым только в том случае, если будет выполнять предписанные нормы и требования. Ребенок начинает принимать себя как ученика, через оценки своих действий игровыми партнерами, он становится способным реализовать реальное ролевое поведение, которое является необходимой деятельностью на этапе перехода ребенка из дошкольного в младший школьный возраст.
В связи с этим, встает вопрос о необходимости организации сюжетно-ролевой игры мальчиков как средства развития их мотивационной готовности к школе.
Объект: мотивационная готовность к школе мальчиков 6-7 лет.
Предмет: влияние сюжетно-ролевой игры на развитие мотивационной готовности к школе мальчиков 6-7 лет.
Гипотеза: сюжетно-ролевая игра «Школа» будет способствовать развитию мотивационной готовности мальчиков 6-7 лет к школе при условии:
а) развитости по возрасту их игровых умений (при поддержке их инициативы, возможности играть в шумные игры с силовой возней, с бросовым материалом);
б) ориентирования ребенка на осуществление игрового действия и на пояснение его смысла партнерам;
в) комбинирования разнообразных событий, согласования в общем сюжете индивидуальных замыслов детей.
Цель: уточнить возможности совместной сюжетно-ролевой игры мальчиков со взрослым для развития мотивационной готовности к школе у мальчиков 6-7 лет.
Задачи:
1. изучить теоретические аспекты игры и мотивационной готовности к школе мальчиков 6-7 лет;
2. изучить уровень мотивационной готовности к школе мальчиков 6-7 лет;
3. зафиксировать развитость сюжетно-ролевой игры мальчиков 6-7 лет относительно типичного развития;
4. организовать с мальчиками 6-7 лет сюжетно-ролевую игру «школа»;
5. зафиксировать влияние сюжетно-ролевой игры на развитие мотивационной готовности к школе мальчиков.
Методы исследования:
1. изучение уровня мотивационной готовности к школе мальчиков 6-7 лет по методике Д. В. Солдатова «Мотивационные предпочтения»;
2. конструирование совместной сюжетно-ролевой игры со взрослым;
3. экспертные оценки учителей первых классов на предмет изучения уровня мотивационной готовности к школе мальчиков 7-8 лет;
4. анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования.
1. изучение теоретических аспектов игры и мотивационной готовности к школе мальчиков 6-7 лет;
2. изучение уровня мотивационной готовности к школе мальчиков 6-7 лет;
3. фиксация развитости сюжетно-ролевой игры мальчиков 6-7 лет относительно типичного развития;
4. организация с мальчиками 6-7 лет сюжетно-ролевую игру «Школа»;
5. фиксация влияния сюжетно-ролевой игры на развитие мотивационной готовности к школе мальчиков 7-8 лет.
По результатам исследования, были разработаны и апробированы методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций по организации сюжетно-ролевой игрой мальчиков 6-7 лет «Школа».
Выдвинутая гипотеза о положительном влиянии сюжетно-ролевой игры «Школа» на мотивационную готовность к школе мальчиков 6-7 лет подтверждена.
В дальнейшем, возможно использование результатов исследования для уточнения возможностей влияния сюжетно - ролевой игры на мотивационную готовность мальчиков к школе.
1. Александровская, Э.М. Возрастные особенности индивидуальности младших школьников (по методике Кеттелла). Медицинские проблемы формирования личности / Э. М. Александровская, С. С. Липовецкий. - Москва:
Наука, 1978. - С. 103-119.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт - Петербург: Питер, 2008. - 400 с.
3. Божович, Л. И. Развитие мотивов учения у советских школьников / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина // Психология в вузе: Научно-методический журнал. - 2008. - № 5. - С. 36-120.
4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский; под ред. Д. Б. Эльконина. - Москва: Педагогика, 1984. - Т.4. - 432 с.
5. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - Москва, 1966. - №6. - С. 62-76.
6. Гударёва, О. В. Игра современных дошкольников / О. В. Гударёва // Журнал прикладная психология. - 2003. - №2. - С. 51-56.
7. Гударёва, О. В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Гударёва Ольга Владимировна. - Москва, 2005. - 25 с.
8. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина // Руководство практического психолога. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академический Проект, 2000. - 184 с.
9. Джидарьян, И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / И. А. Джидарьян // Теоретические проблемы психологии личности. - Москва: Наука, 1974. - С. 146—169.
10. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. - Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 184 с.
11. Ермолова, Т. В. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет / Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова, Н. И. Ганошенко // Вопросы психологии. - 1999. - №1 - С. 50-59.
12. Запорожец, А. В. К вопросу о генезисе функций и структуры эмоциональных процессов у дошкольников / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович // Вопросы психологии. - 1977. - № 6. - С. 59-73.
13. Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Медицина, 1988. - 160 с.
14. Колупаева, Н.И. Условия формирования мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе / Н. И. Колупаева, Е. С. Ильина // Научно - методический журнал «Детский сад: теория и практика». - Москва,
2014. - № 6. - С. 62-73.
15. Кон, И. С. Мальчик отец мужчины / И. С Кон. - Москва: Время,2009. - 760 с.
16. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. - Москва: Педагогика / Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, 1991. - 152 с.
17. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Е. Е. Кравцова. - Москва: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 160 с.
18. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. / А. Н. Леонтьев. - Москва: Педагогика, 1983. - Т. 1. - 392 с.
19. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. - Москва: МГУ, 1971. - 40 с.
20. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - Москва: Педагогика, 1972. - 576 с.
21. Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования / В. Г. Леонтьев. - Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2002. - 264 с.
22. Лисина, М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни / М. И. Лисина // Вопросы психологии. - 1978. - №5. - С. 73-78.
23. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; под ред. А. Г. Рузской. - Москва: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.
24. Лисина, М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста/ М. И. Лисина // Вопросы психологии. - 1961. - № 3. - С. 117-125.
25. Лыкова, И. А. Играют мальчики: гендерный подход в образовании: Учебно-методическое пособие / И. А Лыкова, Е. И. Касаткина, С. Н. Пеганова. - Москва: Цветной мир, 2013. - 96 с.
26. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 3-е изд., испр.- Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 96 с.
27. Михайлова, Я. И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6-7 лет: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Михайлова Яна Ивановна. - Санкт- Петербург, 2001. - 242 с.
28. Морозов, И. А. Игровые сообщества: гендерный аспект / И. А. Морозов // Этнографическое обозрение. - 2006. - № 4. - С. 69-84.
29. Научно - методический журнал «Детский сад: теория и практика».- 2015. - № 1. - С. 72-79.
30. Научно - методический журнал «Детский сад: теория и практика».- 2015. - № 1. - С. 62-71.
31. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
32. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - Москва, 1988.
33. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина - Санкт-Петербург: Питер, 1999. - 431 с.
34. Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). - Режим доступа:
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
35. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.
36. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект / Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР; под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. - Москва: Педагогика, 1978. - 192 с.
37. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов / Е. О. Смирнова. - 3-е изд., перераб. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 304 с.
38. Смирнова, Е. О. Игра в современном дошкольном образовании
[Электронный ресурс] / Е. О. Смирнова // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 3. - Режим доступа:
http://psyedu.ru/journal/2013/3/3402.phtml.
39. Смирнова, Е. О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е. О. Смирнова, О. В. Гударева // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С. 91-103.
40. Смирнова, Е. О. Сюжетная игра как фактор развития межличностных отношений дошкольников / Е. О. Смирнова // Культурно¬историческая психология. - 2011. - № 4. - С. 38-44.
41. Соколова, М. В. Исследование домашней игровой среды ребенка дошкольного возраста / М. В Соколова // Современное дошкольное образование. - 2012. - № 6. - С. 7-13.
42. Солдатов, Д. В. Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе (учебно-методическое пособие) / Д. В. Солдатов; под ред. В. Г. Колесникова. - Обнинск: Принтер, 2001. - 92 с.
43. Стожарова, М. Ю. Формирование мотивационной готовности к школе у старших дошкольников / М. Ю. Стожарова, А. Ф. Катиркина // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 2. - С. 45-48.
44. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова; под. ред. А. В. Запорожца. - Москва: Просвещение, 1976. - 96 с.
45. Щедровицкий Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий - Москва: Шк. Культ. Полит., 1995. - 800 с.
46. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 1989. - 560 с.
47. Эльконин Д. Б. Размышления над проектом / Д. Б. Эльконин // Коммунист. - 1984. - № 3. - С. 58 - 66.
48. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
49. Blair, C. Individual development and evolution: Experiential canalization of self-regulation / C. Blair, C.C. Raver // Developmental Psychology, 2012. - № 48. - P. 647-657.
50. Copple, C. Developmentally appropriate practice in early childhood programs serving children from birth through age 8 / C. Copple, S. Bredekamp. - Washington, DC: National Association for the Education of Young Children, 2009. - 182 p.
51. Fridell, S. R. The playmate and play style preferences structured interview: A comparison of children with gender identity disorder and controls / S. R.
Fridell, A. A. Owen, L. L. Johnson // Archives of Sexual Behavior, 2006. - Vol. 35. - № 6. - P. 729-738.
52. Lillard, A. S. The Impact of Pretend Play on Children's Development: A Review of the Evidence / A. S. Lillard, M. D. Lerner, E. J. Hopkins, R. A. Dore, E. D. Smith, C. M. Palmquist // Psychological Bulletin. - 2012. - P. 1-34.
53. Ransen D. The mediation of rewardinduced motivation decrements in early and mild childhood / D. Ransen J. - Pers. Soc. Psychol. - 1980. - № 6. - 1088 p.