Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Продуктивные словообразовательные модели с суффиксом -ник в современном русском языке

Работа №174616

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы50
Год сдачи2024
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Понятие «словообразовательной модели» в современной
лингвистике 5
1.2. Роль словообразовательных моделей в формировании языковой картины
мира 18
1.3. Продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели в
современном русском языке 25
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ С СУФФИКСОМ -НИК НА ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ.
2. 1. Словообразовательный анализ лексических единиц с суффиксом - ник 32
2.2. Лексико-семантический анализ языковых единиц с суффиксом -ник...40
Выводы по второй главе 43
Заключение 44
Список использованной литературы 45

Язык - динамическая, постоянно меняющаяся система. Она вырабатывает на протяжении всего своего развития определенные модели, по которым строится новая лексика. Более того, с одной стороны, зачастую появляются новые производящие компоненты в новых лексемах, с другой, становятся более продуктивными или, наоборот, теряют эту продуктивность элементы, уже существующие в словообразовательной базе языка.
Актуальность данного исследования вызвана нехваткой исследовательских работ в области словообразования в целом и, в частности, в исследованиях способов образования новых слов русского языка. Кроме того, недостаточно лингвистических исследований о словообразовательных моделях в современной науке.
Теоретическую основу данного исследования составляют лингвистические работы по словообразованию известных ученых- дериватологов Немченко В.Н., Земская Е.А., Улуханов И.С., Н. М. Шанский, Кодухов В.И., Виноградов В.В.
Объектом исследования в данной работе являются словообразовательные модели современного русского языка с суффиксом - ник.
Предмет исследования - функционирование словообразовательных моделей современного русского языка с суффиксом -ник в современной русской языковой картине мира.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение продуктивности словообразовательных моделей русского языка, образованных при помощи суффикса -ник.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- изучить теоретические сведения в области словообразования по теме исследования;
- рассмотреть словообразовательные модели русского языка в лингвокультурологическом аспекте;
- выписать из лексикографических изданий методом сплошной выборки языковые единицы с суффиксом -ник;
- проанализировать данные лексические единицы, образованные аффиксным способом (с помощью суффикса -ник), с точки зрения их продуктивности в русском языке;
- составить классификацию словообразовательных моделей с суффиксом - ник;
- оценить на основе полученных данных влияние деривационной системы русского языка на картину мира носителя русского языка;
Для достижения цели исследования использованы следующие методы: реферативный анализ лингвистической литературы, метод научного синтеза и обобщения; метод структурного анализа; лингвистический анализ.
Материалом данного исследования служат словообразовательные модели с суффиксом - ник, образованные аффиксальным способом, взятые из словарей русского языка, бытовой речи, печатных текстов последних десятилетий, средств массовой информации.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении разных взглядов на классификацию словообразовательных моделей учеными- лингвистами XX и XXI вв.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материал и результаты исследования при изучении раздела русского языка «Словообразование», модуля «Продуктивные словообразовательные модели», в лексикографической практике - при составлении словообразовательных словарей с продуктивными лексическими единицами с суффиксом-ник.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Объем работы составляет 50 страниц. Список наименований включает 55 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной ВКР был проведен лингвистический анализ 468 словообразовательных моделей с суффиксом -ник, отраженный в современной языковой картине мира. Суффикс -ник является одним из самых продуктивных словообразовательных аффиксов современного русского языка.
Лингвистический анализ показал, что среди словообразовательных моделей с суффиксом -ник присутствует лексика из разных сфер литературного языка: широко представлена не только общеупотребительная, нейтральная лексика, но и книжная, разговорная.
В некоторых словообразовательных моделях происходит распад значений, при котором появляются новые лексические единицы, что обогащает русскую языковую картину мира.
Суффикс -ник используется, прежде всего: 1) для обозначения лиц по их отношению к какому-нибудь предмету, образован от основ имен существительных (пожар-ник, дач-ник, кон-ник, вест-ник, завист-ник, охот¬ник, помощ-ник); 2) для обозначения лиц по их действиям, поступкам от глагольных основ (совет-ник, угод-ник, работ-ник, наслед-ник, заступ-ник, измен-ник, шут-ник).
Таким образом, с помощью данного суффикса в современном русском языке образуются две приблизительно одинаковые по продуктивности словообразовательные модели, обогащающие словарный запас языка и отражающие картину мира носителя современного русского языка.



1. Араева Л.А. Словообразовательный тип как семантическая микросистема. Суффиксальные субстантивы. - Кемерово, 1994. -223 с.
2. Аверьянова А. П. Как образуются слова. Книга для учащихся. М. - Л., «Просвещение», [Ленингр. отд-ние], 1966. - 71 с.
3. Арутюнова Н.Д. Очерки по словообразованию в современном испанском языке. М., 1961. С. 56).
4. Арутюнова Н.Д. Проблемы морфологии и словообразования: (На материале испанского языка). - М.: Языки славянских культур, 2007. -288 с.
5. Брутян Г. А. Язык и картина мира / Г. А. Брутян. // НДВШ. Филос. науки. - 1973. - №1. - С. 84-112.
6. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М.: Логос, 2003.- 304 с.
7. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). 2-е изд. - М.: 1972 - 616 с.
8. Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // Исследования по русской грамматике. М: Наука, 1975.- 371с.
9. Волынец Т.Н.- Современный русский язык «Способы образования слов», для студентов филологического факультета по специальности «Русская филология», рекомендовано Научно-методическим советом филологического факультета, Минск 2003-50ч
10. Гвоздев А. Н. Современный русский язык.ч.1.- М., 1998 - с.201.
11. Головин Б.Н. Введение в языкознание. Изд. 3-е, испр. Учеб.пособие для филол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов. М., «Высш. школа», 1977. - 311 с
12. Грамматика современного русского литературного языка / АН СССР, Ин¬т рус. яз.; [отв. ред. Н. Ю. Шведова]. - Москва.: Наука, 1970. -767 с.
13. Гумбольдт, В. Язык и философия культуры / В. Гумбольдт. - Москва: Прогресс, 1985. - 450 с.
14. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца 20 столетия. М.: Наука, 1996. - 220 с.
15. Земская Е.А. Как делаются слова. М.: Наука, 1963. - 93 с.
16. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М.: Высшая школа, 1992. - 220 с.
17. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Просвещение, 1973. - 304 с.
18. Земская Е.А., Кубрякова Е.С. Проблемы словообразования на современном этапе (в связи с XII Международной конференцией лингвистов)
// Вопросы языкознания. - 1978. - № 6. - С. 112 - 123.
19. Изотов В.П. Параметры описания системы способов словообразования. Орл. гос. ун-т, 1998. - 341 с.
20. Караулов, Ю. Н. Словарь как компонент описания языков: Принципы описания языков мира / Ю. Н. Караулов. - Москва : Наука, 1976. - 207 с.
21. Касаткин Л.Л. Русский язык. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 768 с.
22. Кодухов В.И. Введение в языкознание: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.» - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Просвещение, 1987. - 288 с.
23. Козырева Т.Г. Современный русский язык: имя существительное. Минск: Высшая школа, 1981. - 103 с.
24. Коньков В.И., Потсар А.Н. Язык СМИ: современное состояние и тенденции развития // Современная русская речь: состояние и функционирование. СПб., 2004. С. 68-81.
25. Красильникова Е.В. О регулярности словообразовательных моделей в русской разговорной речи // Проблемы дериватологии. Вып. 1. Пермь, 1981¬0,2 авт. л.
26. Крысин Л.П. О состоянии русского языка // Русская речь. 1992. №4. с.50-55
27. Кубрякова, Е. С. Парадигма научного знания в лингвистике и её современный статус / Е. С. Кубрякова // Изв. РАН. Серия литературы и языка. - 1994. - Т.53, №2. - С. 3-15.
28. Кубрякова Е. С. Проблемы представления знаний в современной науке и роль лингвистики в решении этих проблем / Е. С. Кубрякова // Язык и структуры представления знаний. - 1992. - С. 4-38.
29. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания/ В.В. Лопатин; АН СССР, Ин-т рус.яз. - Москва: Наука, 1977. - 315 с.
30. Немченко В. H. Современный русский язык. Словообразование: Учеб.пособие для филол. спец. ун-тов. Москва «Высшая Школа»1984 - 255с.
31. Потебня, А. А. Мысль и язык. Избранные работы / А. А. Потебня. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 238 с. - ISBN 978-5-534-08604-1.
32. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/ Д.Э Розенталь, И. Б. Голуб, М.А. Теленкова. - 11-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 448 с.
33. Русская грамматика: в 2 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; [гл. ред. Н. Ю. Шведова]. - М.: Наука, 1980.
34. Шанский Н. М. и Тихонов А.Н. «Современный русский язык». Ч.2. Словообразование. Морфология / Москва, 1987 с.61-77
35. Серебренников, Б. А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др. - Москва: Наука, 1988. -216 с. - ISBN 5-02-010880-4.
36. Современный русский язык/ Под ред. В.А. Белошапковой-2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1989. С.308-320.
37. Современный русский язык: хрестоматия в 3 ч. Часть 2 Словообразование. Морфология.автор-составитель: Т. Н. Волынец, В. Л. Леонович, И. С. Ровдо. Мн: БГУ, 2005.-242 с. ISBN 985-485-326-8
38. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология.сборник элементов учебно-методического комплекса по дисциплине для студентов, обучающихся по направлению подготовки специальности 031000 «Филология. Русский язык и литература» / сост. Л.П. Казанская, Р.А. Кан. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. - 238 с.: обл.
39. Современный русский язык. Ч.2. Словообразование. Морфонология Морфология / Под ред. П. П. Шубы. 2-е изд., испр. и доп.- Мн: ООО «Плопресс», 1998.С.8 7-109
40. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М:ЛКИ, 1996. 234 с.
41. Улуханов И.С. Узуальные и окказиональные единицы словообразовательной системы // Вопросы языкознания. 1984. №1. С. 44-50.
42. Щерба, JI. B. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. - Санкт-Петербург: Спутник, 1974. - 540 с.
43. Янко-Триницкая Н.А. Продуктивные способы и образцы окказионального словообразования // Актуальные проблемы русского словообразования. Ташкент, 1972. С. 413-418.
44. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. М.: Изд-во «Индрик», 2001. 504 с.
45. Янко-Триницкая Н.А. Штучки-дрючки устной речи (Повторы- отзвучия) // Русская речь. 1968. № 4. С. 48-52.
46. Русский язык: Энциклопедия.-М., 1979
47. Современный русский язык - Лекции / Лекция-4 Способы Словообразования в СРЯ.бос Файловый архив студентов.ййрз://з1иб111е.пе1/ргеу1е’№/6857609/
48. Словообразование. http://rusgram.narod.ru/191-207.htm1
49. БГПУ https://e1ib.bspu.by/bitstream/doc/9807/1
50. https://studopedia.net/17_50872_vopros--s1ovoobrazovanie-i-ego-osnovnie-
51. https://studbooks.net/782215/1iteratura/s1ovoobrazovanie_sovremennom_russko m_yazyke
Список словарей
52. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва: Дом Славянской кн., 2008. - 959 с. - ISBN 978-5-903036¬99-8.
53. Толковый словарь русского языка: С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова/ РАН Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М -2007г 80000 слов-939 с.
54. Орфографический словарь: Ушаков Дмитрий Николаевич, Крючков Сергей Ефимович Издательство: Просвещение/Дрофа, 2023 г. 15000 слов


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ