Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Поэтика советского научно-фантастического романа: аксиологический аспект

Работа №174608

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение................................................................................................................... 4
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОГО
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОГО РОМАНА ..................................................... 9
1.1. Понятие фантастической условности и научной фантастики..................... 9
1.2. Научно-фантастический роман как жанр. ................................................... 14
1.3. История становления и развития советского научно-фантастического
романа. Специфика жанра.................................................................................... 18
Выводы к первой главе......................................................................................... 21
ГЛАВА 2. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ В
СОВЕТСКОМ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОМ РОМАНЕ. .......................... 23
2.1. Образное воплощение системы ценностей в романах А. Беляева............ 23
2.2. Аксиология героев в романах И. Ефремова. ............................................... 29
2.3. Художественный образ и ценностная система в романах братьев
Стругацких............................................................................................................. 38
Выводы ко второй главе ....................................................................................... 46
ГЛАВА 3. СЮЖЕТНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ АКСИОЛОГИИ В
СОВЕТСКОМ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОМ РОМАНЕ. .......................... 48
3.1. Специфика сюжетного строения в советском научно-фантастическом
романе..................................................................................................................... 48
3.2 Ценностные смыслы в сюжетике научно-фантастического романа.......... 61
Выводы к третьей главе........................................................................................ 64
Заключение ............................................................................................................ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ........................................... 69

Научная фантастика за свой короткий век существования стала очень
разнообразной: здесь и научные эксперименты, в том числе с геномом живых
существ, и путешествия во времени, и представления о далёком будущем. И в
зависимости от авторского замысла фантастическое может стать как благом,
так и злом [27].
Писатели этого жанра постоянно находились в своеобразном диалоге,
рассуждая, к чему могли привести одни и те же изобретения в разных руках,
обличали общество, исходя из своих убеждений.
Именно ценностные убеждения находили отражение в произведениях
жанра, сформированные кругозором писателя, условиями времени и многими
другими факторами.
Аксиология как философская дисциплина занимается исследованием
базовых человеческих ценностей, образующих смыслы человеческого бытия
и мотивы деятельности и конкретным деяниям. Аксиологический аспект
изучения творчества автора подразумевает выделение ценностных установок
персонажей произведения, влияние их на сюжет, а также исторический
контекст транслируемых убеждений [31, 83].
Советская научная фантастика также была частью своей эпохи – в
первой половине века она только зарождалась, попытки описать
фантастическое были относительно робкими по сравнению с появившейся
после фантастикой дальнего прицела, а научно-технический прогресс порой
рождал изобретения более смелые и интересные, чем представляли авторы [32,
92].
Поэтому для представления всего многообразия ценностей,
транслируемых в научной фантастике, было выбрано три автора: Александр
Беляев, сформировавшийся как личность ещё в дореволюционной России и
пишущий о личностных конфликтах в окружении фантастического...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Аксиология художественного произведения демонстрирует важные для
восприятия текста вопросы. При рассматривании системы ценностей
художественного мира можно глубже раскрыть не только характеристики
персонажей, но и суть конфликта.
Художественное произведение подчиняется аксиологии автора
целиком.
Научно-фантастический роман – особый литературный жанр, который
строится на фантастической условности научного плана, а она, в свою очередь,
основывается на мировоззрении автора.
Роман – жанр, проживающий своё становление и канонизацию в эпоху,
когда происходит окончательное разрушение всех остальных жанров,
берущий из других форм всё лучшее, а научно-фантастический роман ещё
более сложная для классификации структура – при наличии фантастического
допущения необходимо соблюдение жанровых особенностей для
наименования.
Одно из важнейших свойств научной фантастики – это взаимное
влияние на научно-технический прогресс – авторы находят вдохновение в
науке, учёные – в литературе.
Несмотря на короткий век, научно-фантастический роман уже пережил
несколько вех развития – от робких предположений о ближайшем будущем
через масштабные мечты о прекрасном будущем человечества в космическом
сообществе до страха большого и страшного космоса и опасностей, которые
он несёт.
Тематика и аксиология научно-фантастических романов разных этапов
развития различается.
А. Беляев, основатель жанра, не экспериментировал в своих романах со
временем, писал НФ-романы на стыке мягкой и твёрдой научной фантастики
ближнего прицела, демонстрировал в романах...


1. Алексеев М. П. Пушкин: Сравнительно-исторические исследования
[Электронный ресурс] / М. П. Алексеев // ФЭБ : электрон. библиотека /
АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). – Л. : Наука. Ленингр. отдние, 1972. – Режим доступа: http://febweb.ru/feb/pushkin/critics/a72/a72-
005.htm
2. Альтов Г. Гадкие утята фантастики (Пятьдесят идей Александра
Беляева) [Электронный ресурс] / Г. Альтов // E-libra : электрон.
библиотека / Режим доступа: https://e-libra.ru/read/165957-gadkie-utyatafantastiki.html
3. Андриенко А. В. Неизвестный Александр Беляев / А. В. Андриенко. –
Иерусалим : Млечный путь, 2012. – 294 с.
4. Андриенко А. В. Смоленские тропы А. Р. Беляева / А. В. Андриенко. –
М. : Изд-во "Бук Чембэр Интернэшил", 2012. – С. 147- 152.
5. Балабуха А. Д. Три жизни Александра Беляева : (Биографич. очерк) / А.
Д. Балабуха, А. Ф. Бритиков // Голова профессора Доуэля; Человекамфибия; Остров погибших кораблей : Науч.-фантаст. романы / А. Р.
Беляев. – М., 1999. – С. 5-36.
6. Бар-Селла Зеев. Александр Беляев [Электронный ресурс] / Зеев БарСелла // E-reading : электрон. библиотека. – Режим доступа:
http://www.ereading.club/bookreader.php/1022817/Bar-Sella_-
_Aleksandr_Belyaev.html 1
7. Бахтин M. M. Собрание сочинений. Т. 3: Теория романа (1930- 1961 гг.)
/ М. М. Бахтин – М. : Языки славянских культур, 2012. – 880 с.
8. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по
исторической поэтике / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Вопросы
литературы и эстетики. – М. : Худ.лит, 1975. – С. 234-407.
9. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства / Г. Башляр // М. :
РОССПЭН, 2004. – 376 с.
10.Беловранин А. «Град обреченный» Стругацких – мир эксперимента.
https://sex-lib-party.narod.ru/andjey/bakalavr4.htm
11.Беляев А. Р. Голова профессора Доуэля [Электронный ресурс] / А. Р.
Беляев // Lib.ru : электрон. библиотека. – Режим доступа:
http://lib.ru/RUFANT/BELAEW/doul.txt
12.Беляев А. Р. Голова профессора Доуэля. Повести и рассказы / А. Р.
Беляев – М. : Правда, 1987. – 464 с.
13.Беляев А. Р. О моих работах / А. Р. Беляев // Детская литература. – 1939.
– №5. – С. 23-25.
14.Беляев А. Р. Полное собрание сочинений : в 7 т. / А. Р. Беляев. – М. :
Эксмо, 2009-2010. – 7 т.
15.Беляев А. Р. Творимые легенды и апокрифы [Электронный ресурс] / А.
Р. Беляев // Lib.ru : электрон. библиотека. – Режим доступа:
http://lib.ru/RUFANT/BELAEW/legends.txt... 96


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ