Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стилистические особенности использования символов в произведениях Дж. Р. Р. Толкина

Работа №174586

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы53
Год сдачи2023
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Трудности в определении понятия символа и отделении его от смежных понятий 6
1.1. Определение символа и родственные ему понятия 7
1.1.1. Различные подходы к определению символа 7
1.1.2. Символ и знак 11
1.1.3. Символ и аллегория 13
1.1.4. Символ и образ 14
1.2. Символ и другие стилистические приёмы в англоязычных фэнтези-
текстах 16
Выводы по Главе 1 18
Глава 2. Символы в произведениях Джона Рональда Руэла Толкина 20
2.1. Стилистические особенности текстов Дж. Р. Р. Толкина 20
2.2. Анализ стилистических особенностей использования символов в
текстах Дж. Р. Р. Толкина 21
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложение 1


Дж. Р. Р. Толкин - знаменитый английский писатель, поэт, переводчик, лингвист и филолог. Наибольшую известность он приобрёл благодаря своим романам «Хоббит, или туда и обратно», «Властелин Колец» и «Сильмариллион» (опубликованный посмертно). Опубликованные более полувека назад, его романы не теряют популярность среди читателей и исследователей.
В своих произведениях Дж. Р. Р. Толкин создавал «английский миф». Будучи филологом, он глубоко изучал не только языки, но и различные мифологии: кельтскую, скандинавскую, римскую, греческую и другие. Он переводил на современный ему английский англосаксонскую поэму «Беовульф», среднеанглийскую поэму «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» и другие произведения. Он был убеждённым католиком, прекрасно знал религиозные тексты и даже принимал участие в переводе «Нового Завета». Всё это нашло отражение в творчестве писателя. Его произведения пестрят различными отсылками и символами, которые продолжают исследоваться до сих пор.
Актуальность исследования заключается в неугасаемом интересе учёных и читателей к творчеству Дж. Р. Р. Толкина. Данный интерес подтверждается многочисленными исследованиями различных аспектов его творчества и неоднократными переизданиями как самих произведений автора, так и посвящённых им монографий других лингвистов.
Цель работы: выявить стилистические особенности использования символов в произведениях Дж. Р. Р. Толкина.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Определить особенности понятия символа;
• Определить стилистические приёмы, характерные англоязычным фэнтези-текстам;
• Определить особенности стиля Дж. Р. Р. Толкина;
• Выделить основные символы в романах Дж. Р. Р. Толкина «The
Silmarillion» и «The Lord of the Rings» и определить стилистические особенности их употребления.
Объектом исследования являются символы в творчестве Дж. Р. Р. Толкина. Предметом исследования являются их стилистические особенности.
В качестве материала исследования было выбрано два романа Дж. Р. Р. Толкина: «The Silmarillion» (1977) и «The Lord of the Rings» (1954-1955).Произведения анализировались на языке оригинала (без использования переводов).
Методологической базой исследования послужили труды, посвящённые проблеме символа и символизма, а также творчеству Дж. Р. Р. Толкина, как отечественных учёных (А. Ф. Лосев, С. С. Аверинцев, О. С. Ахманова, С. Н. Попова, А. А. Побужанская), так и зарубежных (Т. Шиппи, К. С. Килби, Д. Харви, Р. С. Ноэль).
В ходе исследования использовались следующие методы: метод стилистического анализа, сопоставительный метод, историко-генетический метод, герменевтико-интерпретационный метод.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования её как материала при подготовке курсовых работ, рефератов, а также как вспомогательного материала при подготовке к практическим занятиям по таким дисциплинам, как литературоведение, история зарубежной литературы, стилистика, филологический анализ текста.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены в виде сообщения на тему «Стилистические особенности описания символов зла в романах Дж. Р. Р. Толкина “Сильмариллион” и “Властелин Колец”» на 12-й Всероссийской студенческой научно-практической конференции (с международным участием) «МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЙ МИР: ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНЫХ НАУК И КОММУНИКАЦИЙ», прошедшей 22 мая 2023 года. По результатам конференции был создан научный сборник, в который вошла статья по данной работе. Другая статья по результатам исследования, «Стилистические особенности символов Христа в романах Дж. Р. Р. Толкина “Сильмариллион” и “Властелин Колец”», была опубликована в научном журнале РИНЦ «Обществознание и социальная психология».
Структура работы. Содержание исследования изложено на 51 странице текста и включает в себя введение, две главы, сопровождающиеся выводами, заключение, список использованной литературы. Список использованной литературы состоит из 33наименований, из которых 16 на иностранном языке, а также 2 источников.
В первой главе изучено понятие символа с точки зрения лексикологии, определены отличия понятия символа от понятий знака, аллегории, образа. Приведены стилистические особенности англоязычных фэнтези-текстов: синтаксические, лексические, фонетико-графические и лексико¬синтаксические.
Во второй главе изучены особенности стиля Дж. Р. Р. Толкина: словотворчество, языкотворчество, использование коннотативной и поэтической лексики и др. Выделено 12 основных символов в романах «The Silmarillion» и «The Lord of the Rings», проведён анализ экспрессивных средств и стилистических приёмов, используемых для описания и раскрытия этих символов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование посвящено изучению стилистических особенностей использования символов в творчестве Дж. Р. Р. Толкина.
Первым этапом исследования было рассмотрение понятия символа и отделение его от смежных понятий. Исследователи подходят к определению символа по-разному, но сходятся в одном: определение должно быть подробным и иметь пояснения. В ходе работы было проанализированы определения, данные О. С. Ахмановой, А. П. Квятковским, С. С. Аверинцевым А. Ф. Лосевым, У. Тиндаллом. В качестве рабочего определение было выбрано определение А. П. Квятковского. Далее был проведён анализ понятий знака, аллегории и образа в оппозиции с понятием символа. Анализ привёл к следующим выводам: знак, в отличие от символа, конкретен и сосредотачивается на определённых чертах предмета; аллегория переносит внутреннее значение на внешний предмет и чётко соотносит в себе означающее и означаемое, хотя иногда бывает неотделима от символа; образ может превращаться в символ при определённых условиях и представляет собой внешнее выражение глубинного смысла, то есть символа. Образ становится символом, если его смысл выходит за пределы произведения.
Вторым этапом были исследованы особенности англоязычных фэнтези- текстов. Установлено, что англоязычные авторы фэнтези-текстов используют весь арсенал средств выразительности: синтаксические, лексические, фонетико-графические, лексико-синтаксические.
Третьим этапом было установление особенностей стиля прозы Дж. Р. Р. Толкина. Многообразие стилистических приёмов, характерных Дж. Р. Р. Толкину, взято из статьи М. Драута и диссертации С. Н. Поповой. К характерным Дж. Р. Р. Толкину приёмам относятся такие приёмы, как: межтекстовый параллелизм, мифотворчество, языкотворчество, словотворчество, использование архаизмов и поэтической лексики, повтор, сравнение, инверсии, внимание к деталям, информационная избыточность.
Четвёртым этапом был стилистический анализ символов в прозе
46
Дж. Р. Р. Толкина. В работе было проанализировано двенадцать основных символов из романов «Сильмариллион» и «Властелин Колец». Среди них были установлены следующие соответствия:
• Eru Iluvatar- христианский Бог;
• Ainur- христианские ангелы, мифологические боги;
• Melkor- сатана;
• Sauron-первородное зло;
• TheOneRing- власть, насаждаемая силой;
• Earendil- Иисус, мессия, надежда;
• Gandalf, Aragorn, Sam Gamgee - Иисус;
• Tom Bombadil - силыприроды;
• Flame Imperishable - СвятойДух;
• TheSilmarils -вершина эльфийского мастерства, последствия жадности, гордыни и одержимости, надежда, неизбежность рока.
Среди стилистических приёмов, раскрывающих перечисленные символы, были обнаружены межтекстовый параллелизм, символизм имён, языкотворчество, эпитет, сравнение, противопоставление, градация, метафора, анафора, повтор, ассонанс, аллитерация, зевгма и другие приёмы.



1. Авдеенко, И. А. Символ и художественный образ / И. А. Авдеенко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - Т. 31, № 1 ч. 1. - С. 15-18.
2. Аверинцев, С. С. Символ / С. С. Аверинцев // Краткая литературная энциклопедия. Том 6. - Москва: Советская энциклопедия, 1971. - С. 826-831.
3. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - Москва: Советская энциклопедия, 1966. - 605 с.
4. Бабайцев, А. В. Знак, символ, эмблема: дифференциация понятий / А. В. Бабайцев // Вестник ДГТУ. - 2010. - Т. 10, № 6(49). - С. 991-999.
5. Заулина, О. А. Символ как стилистический прием [Электронный ресурс] // Вестник ЧГУ. 2005. №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvol- kak-stilisticheskiy-priem(дата обращения: 17.01.2023).
6. Квятковский, А. П. Поэтический словарь [Электронный ресурс] // Фундаментальная электронная библиотека Русская литература и фольклор. - [Б. м.], 2002. - URL: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/(дата обращения: 01.03.2023).
7. Кулагина, Н. В. Символ и символическое сознание / Н. В. Кулагина // Культурно-историческая психология. - 2006. - № 1. - С. 3-10.
8. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. -Москва:Мысль, 2001.- 559 с.
9. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф / А. Ф. Лосев. - Москва: МГУ, 1982. - 480 с.
10. Лосев, А. Ф. Символ / А. Ф. Лосев; гл. ред. Ф.В. Константинов. // Философская энциклопедия. -Москва: Советская энциклопедия, 1965. - Т.5. - С.10.
11. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. - 2-е изд. - Москва: Искусство, 1995. - 320 с.
12. Побужанская, А. А. Вербализация пантеона богов в литературно-мифологическом эпосе Дж. Р. Р. Толкина "Сильмариллион" / А. А. Побужанская // Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве : Материалы III международной научно-практической конференции, Псков, 26-28 апреля 2017 года. - Псков: ООО «Логос», 2017. - С. 105-109.
13. Подсвирова, А.С. Жанрово-стилистические особенности фэнтези (на материале трилогии С. Гарбер «Караваль») [Электронный ресурс]// Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (96). - URL: https://scipress.ru/philology/articles/zhanrovo-stilisticheskie- osobennosti-fentezi-na-materiale-trilogii-s-garber-karaval.html(Дата обращения: 13.04.2023).
14. Попова, С. Н. Лингвостилистика фанфикшн (на материале англоязычных сайтов, посвящённых творчеству Дж. Р. Р. Толкина) : специальность 10.02.04 «Германские языки» : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / Попова Светлана Николаевна. - Москва, 2009. - 23 с.
15. Попова, С. Н. Особенности стиля Дж. Р. Р. Толкиена [Электронныйресурс]// Записки Горного института. 2008. Т. 175. № 41.- С. 41¬42. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-stilya-dzh-r-r-tolkiena(дата обращения: 12.04.2023).
16. Сердечная, В. В. Иносказания Уильяма Блейка: аллегория или символ? / В. В. Сердечная // Язык. Словесность. Культура. - 2017. - № 3. - С. 10-19.
17. Степанская, Т. М., Афанасьева, М. Ю. Образ и символ как элементы конструирования реальности в искусстве [Электронныйресурс]// Известия АлтГУ. 2004. №4 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-i-simvol- kak-elementy-konstruirovaniya-realnosti-v-iskusstve(дата обращения: 04.04.2023).
18. Drout, M. Tolkien's Prose Style and its Literary and Rhetorical Effects / M. Drout // Tolkien Studies. - 2004. - Vol. 1, № 1. - P. 137-163.
19. Gart, J. Tolkien and the Great War: The Treshold of Middle-Earth / J. Gart. -Boston : Houghton Mifflin Company, 2003. - 398 p.
20. Glinka, N. Stylistic Portrait of English Fantasy Texts (Based on Jordan’s The Eye of the World, Martin’s A Game of Thrones, Rowling’s Harry Potter and the Philosopher’s Stone, and Harry Potter and the Chamber of Secrets) / N. Glinka, Y. Zaichenko, A. Machulianska // Arab World English Journal. - 2021. - Vol. 12, № 3. - P. 294-307.
21. Harvey, D. The Song of Middle-Earth: J.R.R Tolkien's Themes, Symbols and Myths / D. Harvey. - Ebook Ed.. - London : HarperCollinsPublishers, 2016. - 260 p.
22. Jacobs, S. Tolkien's Tom Bombadil: An Enigma "(Intentionally)"/ S. Jacobs // Mythlore. - 2020. - Vol. 38, № 2 (136). - P. 79-108.
23. Klautau, D. Evil and Power. The symbolism of the One Ring in «The Lord of the Rings» / D. Klautau // Ciberteologia. - 2006. - Vol. 2, № 8. - P. 1-11.
24. Kilby, C. S Tolkien &The Silmarillion / C. S. Kilby. - Second ed.. - Wheaton, Illinois : Harold Shaw Publishers, 1977. - 89 p.
25. Noel, R. S. The Mythology of Middle-Earth / R. S. Noel. - Boston : Houghton Mifflin Company, 1977. - 198 p.
26. Normandin, S. Symbol, Allegory, and Jane Austen’s Mansfield Park / S. Normandin // Studies in Philology. - 2019. - Vol. 116, № 3. - P. 589-616.
27. Parf Edhellen : сайт. - URL: https://www.elfdict.com(дата обращения: 14.03.2023).
28. Shippey, T. A. J. R. R. Tolkien [Электронныйресурс] // TheNewYorkTimesontheWeb :электронныйжурнал. - URL: https://www.nytimes.com/2001/11/13/books/chapters/j-r-r- tolkien.html?searchResultPosition=23(датаобращения: 01.05.2023).
29. Shippey, T. A. The Road to Middle-Earth / T. A. Shippey. - London : Grafton, 1992. - 337 p.
30. Shulevitz, J. Hobbits in Holliwood / J. Shulevitz [Электронныйресурс] // The New York Times on the Web :электронныйжурнал. - URL: https://archive.nytimes.com/www.nytimes.com/books/01/04/22/bookend/bookend(датаобращения: 01.05.2023).
31. The New Testament of The Jerusalem Bible / J. L. Alston, F. M. Bennett, J. Blenkinsopp [идр.]. - Garden City, New York : Doubleday & Company, Inc., 1966. - 461 p.
32. Tindall, W. Y. The Literary Symbol / W. Y. Tindall. - 5th ed.. - Bloomington &London : Indiana University Press, 1967. - 278 p.
33. Tresidder J. The Complete Dictionary of Symbols / J. Tresidder. - Chronicle Books : San Francisco, 2005. - 544 p.
Источники:
1. Tolkien, J. R. R. The Lord of the Rings / J. R. R. Tolkien. - London : HarperCollinsPublishers, 2011. - 1137 с. - ISBN 978-0-261-10325-2
2. Tolkien, J. R. R The Silmarillion [Электронный ресурс]- Illustrated Edition. - United Kingdom : HarperCollins e-books, 2004. - 461 с. - URL: https://archive.org/details/TheSilmarillionIllustratedJ.R.R.TolkienTedNasmith/mode/ 2up(дата обращения: 14.03.2023).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ