Символика цвета в прозе В.М. Шукшина
|
Введение 3
Глава 1. Категория цвета в русской литературе 7
1.1. Основные подходы в изучении роли цвета в литературном
произведении 7
1.2. Генезис понимания цвета как символической категории 13
1.3. Тенденции функционирования символики цвета в русской
литературе ХХ века 21
Глава 2. Семантика цвета в прозе В.М. Шукшина 32
2.1. Функции цвета в прозе В.М. Шукшина 32
2.2. Роль цвета в повести «Калина красная» 38
2.3. Цветовая символика в рассказах В.М. Шукшина 42
Заключение 53
Список литературы 55
Глава 1. Категория цвета в русской литературе 7
1.1. Основные подходы в изучении роли цвета в литературном
произведении 7
1.2. Генезис понимания цвета как символической категории 13
1.3. Тенденции функционирования символики цвета в русской
литературе ХХ века 21
Глава 2. Семантика цвета в прозе В.М. Шукшина 32
2.1. Функции цвета в прозе В.М. Шукшина 32
2.2. Роль цвета в повести «Калина красная» 38
2.3. Цветовая символика в рассказах В.М. Шукшина 42
Заключение 53
Список литературы 55
Неотъемлемой частью жизни человека, характеризующей его внутреннее состояние, раскрывающей его характер, является цвет. Цвет - синтетическая категория, некая знаковая система, характеризующая человека, его восприятие мира, культуру и эпоху, в которую он живет.
Цвет как знаковая система является формой выражения знаний о мире и способом познания окружающей среды. Таким образом, цвет в литературном произведении передает представления о мире, человеческих отношениях, морали, нравственности и обычаях, является способом познания и отражения реальности, создания художественного мира. Категория цвета - своеобразный ключ к литературному произведению, отражающему мироощущение поэта в эпохе.
Важной особенностью цвета в произведении является его художественное функционирование, поскольку он «работает» на нескольких уровнях; отображает природные цветовые взаимодействия и становится инструментом для создания художественной реальности, выражая отношение автора к реальности. Таким образом, цвет, с одной стороны, отражает восприятие действительности автором, а с другой, - воздействует на восприятие действительности читателем.
Вопрос об использовании нелитературных элементов в художественных текстах, в том числе цветового обозначения, долгое время находится в центре внимания у отечественных и зарубежных литературоведов. Например, в работах И.В. Гёте «Учение о цвете» [19], А.Ф. Лосева «Философия. Мифология. Культура» [38], В. Тернера «Символ и ритуал» [53] и пр. была рассмотрена природная сущность цвета, описано влияние цвета (психологическое, физическое) на человека. Цвет является уникальным элементом текста художественного произведения, средством выражения чувств и мысли автора. Цвет у писателя помогает создать неповторимый образ героя, внося иногда оттенки символичности.
Тем не менее, до сих пор употребление цвета в тексте художественного произведения не получило достаточно полного описания. Например, не в полной мере выяснены функции цвета, его эмоциональный потенциал при воздействии на сознание человека и его чувства, недостаточно изучено и символическое значение цвета, что имеет место во многих литературных произведениях. Безусловно, необходимо более детальное изучение цветообозначения в художественном произведении, так как оно выступает основой творческого мышления русских писателей. Таким образом, категория цвета в литературоведении характеризуется разнообразием символики и многоаспектностью, что позволяет говорить об актуальности данного исследования.
Степень разработанности проблемы исследования. Вопросы использования цвета в художественных произведениях изучались разными исследователями: А.П. Василевич проводил сопоставление, анализируя разные группы цветообозначений [14]; Л.И. Донецких, А.Ф. Лосев изучали проблему функционирования вариативных цветовых обозначений в художественном тексте [23; 38]; В.С. Морщинский рассматривал семантику цветообозначений [43]; Ю.В. Кондакова [32], Л.Ф. Соловьева [52], Л.А. Шалимова [64], рассматривали в своих исследованиях преобладание в произведениях В.М. Шукшина цветовых обозначений; Е.Н. Чепорнюк [59] исследовала особенности функций цвета в произведениях писателя.
Анализ литературных источников показал, что в исследованиях, посвященных изучению цвета, основное внимание сосредоточено на рассмотрении образов и мотивов введения цвета, выяснении их значения. Несмотря на то, что данные исследования проводятся достаточно давно, тем не менее, отсутствует определенная система в рассмотрении символики цвета в художественной прозе, отсутствует и комплексное изучение данного аспекта. В связи с чем, существует необходимость более углубленного рассмотрения вопроса символики цвета в произведениях В.М. Шукшина.
Гипотеза исследования: использование символики цвета позволяет раскрыть мир чувств персонажей, передать эмоциональный фон художественного текста; влиять на формирование образной системы художественного произведения.
Объект исследования: символика цвета в прозе В.М. Шукшина.
Предметом исследования: особенности символики цвета в прозе В.М. Шукшина.
Цель данного исследования: изучение особенностей символики цвета в прозе В.М. Шукшина.
Задачи исследования:
- рассмотреть подходы к классификации цветовых обозначений;
- изучить символическое значение цвета;
- проанализировать тенденции цветовой символики в русской литературе;
- определить роль цвета в произведениях В.М. Шукшина;
- проанализировать символику цвета в произведении В.М. Шукшина «Калина красная»;
- проанализировать цветовую символику в рассказах В.М. Шукшина.
Методологическая база исследования опирается на применение комплекса методов. При наблюдении над текстами, обобщении исследовательских материалов использованы методы анализа и синтеза. Для выявления смысловых значений цвета использован метод компонентного анализа. Метод описания способствовал проведению первичного анализа материалов исследования. Сравнительно-сопоставительный метод способствовал выделению разных цветовых значений и их сравнение. Использование контекстуального метода основано было на наблюдении слов, обозначающих цвет, в типичных речевых контекстах речи для выявления их влияния друг на друга.
Новизна исследования заключается в комплексном анализе символики цвета на материале произведений В.М. Шукшина; выявлении и систематизации функции цветовых обозначений в художественном мире писателя.
Теоретическая значимость: уточнение знаний о цветообозначении, о природной сущности понятия «цвет», о роли цветовой символики в произведениях В.М. Шукшина.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных положений и выводов результатов исследования на уроках литературы в школе для более глубокого понимания роли цветовых обозначений в художественном произведении.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 72 наименования. Во введении обосновывается актуальность работы, ставится проблема, формулируются цели и задачи исследования, определяются методы и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Категория цвета в русской литературе» рассматриваются основные подходы в изучении роли цвета в литературном произведении, истоки понимания цвета как символической категории и тенденции функционирования символики цвета в русской литературе ХХ века.
Во второй главе «Семантика цвета в прозе В.М. Шукшина» анализируются функции цвета в прозе В.М. Шукшина, определяется роль цвета в повести «Калина красная» и раскрывается семантика цветовой символики в рассказах писателя.
В заключении делаются выводы по проведенному анализу и намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Цвет как знаковая система является формой выражения знаний о мире и способом познания окружающей среды. Таким образом, цвет в литературном произведении передает представления о мире, человеческих отношениях, морали, нравственности и обычаях, является способом познания и отражения реальности, создания художественного мира. Категория цвета - своеобразный ключ к литературному произведению, отражающему мироощущение поэта в эпохе.
Важной особенностью цвета в произведении является его художественное функционирование, поскольку он «работает» на нескольких уровнях; отображает природные цветовые взаимодействия и становится инструментом для создания художественной реальности, выражая отношение автора к реальности. Таким образом, цвет, с одной стороны, отражает восприятие действительности автором, а с другой, - воздействует на восприятие действительности читателем.
Вопрос об использовании нелитературных элементов в художественных текстах, в том числе цветового обозначения, долгое время находится в центре внимания у отечественных и зарубежных литературоведов. Например, в работах И.В. Гёте «Учение о цвете» [19], А.Ф. Лосева «Философия. Мифология. Культура» [38], В. Тернера «Символ и ритуал» [53] и пр. была рассмотрена природная сущность цвета, описано влияние цвета (психологическое, физическое) на человека. Цвет является уникальным элементом текста художественного произведения, средством выражения чувств и мысли автора. Цвет у писателя помогает создать неповторимый образ героя, внося иногда оттенки символичности.
Тем не менее, до сих пор употребление цвета в тексте художественного произведения не получило достаточно полного описания. Например, не в полной мере выяснены функции цвета, его эмоциональный потенциал при воздействии на сознание человека и его чувства, недостаточно изучено и символическое значение цвета, что имеет место во многих литературных произведениях. Безусловно, необходимо более детальное изучение цветообозначения в художественном произведении, так как оно выступает основой творческого мышления русских писателей. Таким образом, категория цвета в литературоведении характеризуется разнообразием символики и многоаспектностью, что позволяет говорить об актуальности данного исследования.
Степень разработанности проблемы исследования. Вопросы использования цвета в художественных произведениях изучались разными исследователями: А.П. Василевич проводил сопоставление, анализируя разные группы цветообозначений [14]; Л.И. Донецких, А.Ф. Лосев изучали проблему функционирования вариативных цветовых обозначений в художественном тексте [23; 38]; В.С. Морщинский рассматривал семантику цветообозначений [43]; Ю.В. Кондакова [32], Л.Ф. Соловьева [52], Л.А. Шалимова [64], рассматривали в своих исследованиях преобладание в произведениях В.М. Шукшина цветовых обозначений; Е.Н. Чепорнюк [59] исследовала особенности функций цвета в произведениях писателя.
Анализ литературных источников показал, что в исследованиях, посвященных изучению цвета, основное внимание сосредоточено на рассмотрении образов и мотивов введения цвета, выяснении их значения. Несмотря на то, что данные исследования проводятся достаточно давно, тем не менее, отсутствует определенная система в рассмотрении символики цвета в художественной прозе, отсутствует и комплексное изучение данного аспекта. В связи с чем, существует необходимость более углубленного рассмотрения вопроса символики цвета в произведениях В.М. Шукшина.
Гипотеза исследования: использование символики цвета позволяет раскрыть мир чувств персонажей, передать эмоциональный фон художественного текста; влиять на формирование образной системы художественного произведения.
Объект исследования: символика цвета в прозе В.М. Шукшина.
Предметом исследования: особенности символики цвета в прозе В.М. Шукшина.
Цель данного исследования: изучение особенностей символики цвета в прозе В.М. Шукшина.
Задачи исследования:
- рассмотреть подходы к классификации цветовых обозначений;
- изучить символическое значение цвета;
- проанализировать тенденции цветовой символики в русской литературе;
- определить роль цвета в произведениях В.М. Шукшина;
- проанализировать символику цвета в произведении В.М. Шукшина «Калина красная»;
- проанализировать цветовую символику в рассказах В.М. Шукшина.
Методологическая база исследования опирается на применение комплекса методов. При наблюдении над текстами, обобщении исследовательских материалов использованы методы анализа и синтеза. Для выявления смысловых значений цвета использован метод компонентного анализа. Метод описания способствовал проведению первичного анализа материалов исследования. Сравнительно-сопоставительный метод способствовал выделению разных цветовых значений и их сравнение. Использование контекстуального метода основано было на наблюдении слов, обозначающих цвет, в типичных речевых контекстах речи для выявления их влияния друг на друга.
Новизна исследования заключается в комплексном анализе символики цвета на материале произведений В.М. Шукшина; выявлении и систематизации функции цветовых обозначений в художественном мире писателя.
Теоретическая значимость: уточнение знаний о цветообозначении, о природной сущности понятия «цвет», о роли цветовой символики в произведениях В.М. Шукшина.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных положений и выводов результатов исследования на уроках литературы в школе для более глубокого понимания роли цветовых обозначений в художественном произведении.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 72 наименования. Во введении обосновывается актуальность работы, ставится проблема, формулируются цели и задачи исследования, определяются методы и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Категория цвета в русской литературе» рассматриваются основные подходы в изучении роли цвета в литературном произведении, истоки понимания цвета как символической категории и тенденции функционирования символики цвета в русской литературе ХХ века.
Во второй главе «Семантика цвета в прозе В.М. Шукшина» анализируются функции цвета в прозе В.М. Шукшина, определяется роль цвета в повести «Калина красная» и раскрывается семантика цветовой символики в рассказах писателя.
В заключении делаются выводы по проведенному анализу и намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Цвет, сохраняя особенности мифологического сознания, религиозных представлений народа, является уникальным средством выражения чувств и мыслей автора в художественном произведении. Он способствует созданию неповторимого образа героя, внося оттенки символичности, оказывает влияние на эмоциональное состояние человека, его психику, характер, что объясняет активное использование его в литературе.
Символ представляет собой форму, с помощью которой выражается человеческая мысль; он может передавать представления, чувства и сложные идеи, а также содержит в себе какое-либо особенное значение. В основе символа лежит создание многогранного и глубокого смысла. К свойствам символа в современной науке относят комплексность содержания символа и равноправие значений в нем, образность, мотивированность, расплывчатость и многозначность границ значений, а также его архетипичность, универсальность в отдельно взятой культуре и перекрест символов в культурах разных времен и народов. Цвет содержит в себе огромный символический потенциал. Под символикой цвета понимается способность цвета влиять на чувства, вызывая определенные ассоциации, передавать значение. При этом ассоциации, вызываемые цветом, обусловлены особенностями восприятия. Важность рассмотрения символики цвета подтверждается многообразием исследований, посвященных данному вопросу, охватывающему достаточно большой временной период
В литературном произведении цвет становится частью описываемого художественного мира автора, сохраняя свою значимость, придавая эмоциональный тон развитию сюжета, помогая раскрыть характер героев или расставить акценты для понимания значимости отдельных аспектов произведения. Функции цветовой символики в тексте художественного произведения следующие: смысловая, описательная, эмоциональная.
В.М. Шукшин использует цвет, описывая явления и предметы окружающего мира, абстрактные явления и понятия, быт людей, внешность человека. Исследуя прозу В.М. Шукшина с позиции семантики цвета, за основу был принят «признак цвета», который позволил классифицировать цвета. Оттенки объединялись в соответствии с основным цветом (розовый - красный). Слова с размытым цветовым значением или со значением неопределенности также включены были в группы (светлый, ярко-зеленый). При исследовании цвета было отмечено использование отдельных цветов в переносном значении, в этом случае, они приобретали метафорическое звучание, и необходимы были не только для выполнения прагматической функции, но и для придания выразительности.
Использование В.М. Шукшиным цвета в произведении «Калина красная» способствовало символичности при создании характеров героев, картин природы, передаче эмоциональных состояний персонажей. Символично название повести «Калина красная», хотя и связанное со старинной русской песней, но получившее новые значения. Красная калина - цвет созревшей ягоды, выступает символом приближения рокового события, неотвратимого и близкого, связанного с кровью. Не только цвет, но и вкус спелой калины - горьковатый и терпкий, вносит чувство тревоги в повествование.
В рассказах В.М. Шукшин использует различные цвета, создавая образы, обладающие многофункциональностью, выполняющие символическую, морально-оценочную, психологическую, предметно-изобразительную функции, служащие реализации основных идей и тем, формирующие системы мотивов, выявляющие характерные особенности персонажей, обстоятельства их жизни. Цветовой доминантой, которая направлена на раскрытие жизненных ориентиров и выражение нравственной и духовной сути героя, обладает практически каждый персонаж. Пейзажные зарисовки лаконичны и несут добавочный смысл, выраженный через цветовую характеристику.
Символ представляет собой форму, с помощью которой выражается человеческая мысль; он может передавать представления, чувства и сложные идеи, а также содержит в себе какое-либо особенное значение. В основе символа лежит создание многогранного и глубокого смысла. К свойствам символа в современной науке относят комплексность содержания символа и равноправие значений в нем, образность, мотивированность, расплывчатость и многозначность границ значений, а также его архетипичность, универсальность в отдельно взятой культуре и перекрест символов в культурах разных времен и народов. Цвет содержит в себе огромный символический потенциал. Под символикой цвета понимается способность цвета влиять на чувства, вызывая определенные ассоциации, передавать значение. При этом ассоциации, вызываемые цветом, обусловлены особенностями восприятия. Важность рассмотрения символики цвета подтверждается многообразием исследований, посвященных данному вопросу, охватывающему достаточно большой временной период
В литературном произведении цвет становится частью описываемого художественного мира автора, сохраняя свою значимость, придавая эмоциональный тон развитию сюжета, помогая раскрыть характер героев или расставить акценты для понимания значимости отдельных аспектов произведения. Функции цветовой символики в тексте художественного произведения следующие: смысловая, описательная, эмоциональная.
В.М. Шукшин использует цвет, описывая явления и предметы окружающего мира, абстрактные явления и понятия, быт людей, внешность человека. Исследуя прозу В.М. Шукшина с позиции семантики цвета, за основу был принят «признак цвета», который позволил классифицировать цвета. Оттенки объединялись в соответствии с основным цветом (розовый - красный). Слова с размытым цветовым значением или со значением неопределенности также включены были в группы (светлый, ярко-зеленый). При исследовании цвета было отмечено использование отдельных цветов в переносном значении, в этом случае, они приобретали метафорическое звучание, и необходимы были не только для выполнения прагматической функции, но и для придания выразительности.
Использование В.М. Шукшиным цвета в произведении «Калина красная» способствовало символичности при создании характеров героев, картин природы, передаче эмоциональных состояний персонажей. Символично название повести «Калина красная», хотя и связанное со старинной русской песней, но получившее новые значения. Красная калина - цвет созревшей ягоды, выступает символом приближения рокового события, неотвратимого и близкого, связанного с кровью. Не только цвет, но и вкус спелой калины - горьковатый и терпкий, вносит чувство тревоги в повествование.
В рассказах В.М. Шукшин использует различные цвета, создавая образы, обладающие многофункциональностью, выполняющие символическую, морально-оценочную, психологическую, предметно-изобразительную функции, служащие реализации основных идей и тем, формирующие системы мотивов, выявляющие характерные особенности персонажей, обстоятельства их жизни. Цветовой доминантой, которая направлена на раскрытие жизненных ориентиров и выражение нравственной и духовной сути героя, обладает практически каждый персонаж. Пейзажные зарисовки лаконичны и несут добавочный смысл, выраженный через цветовую характеристику.
Подобные работы
- Функционирование колоративной лексики в повести «Волхитка» и романе «Царь-Север» Н.В. Гайдука (материалы для элективного курса по русскому языку в старших классах)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИЗОТОПИЯ «ЕДА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ 60-80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Художественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина (мотивный аспект)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ЭСТЕТИКО-НРАВСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВОЛАНДА И ЕГО СВИТЫ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»: ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ В РАССКАЗЕ А.И. КУПРИНА «ТАПЁР»
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023



