Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №17452

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
907
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки становления основ гражданской идентичности в младшем школьном возрасте 7
1.1 Гражданская идентичность как личностный планируемый результат в контексте Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 7
1.2 Общая характеристика и содержание понятия «гражданская идентичность» в младшем школьном возрасте 11
1.3 Проектная деятельность как средство формирования гражданской идентичности младших школьников 18
1.4 Организация проектной деятельности по формированию гражданской идентичности младших школьников на примере проекта «Знаю. Горжусь.Действую» 26
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 40
2 Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий формирования основ гражданской идентичности в младшем школьном возрасте 43
2.1 Программа исследования 43
2.2 Методы и методики исследования 45
2.3 Анализ результатов исследования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 73


В данном направлении сделано многое: появилось значительное количество учебных пособий, разработаны программы с разными подходами, проводятся семинары и конференции, выпускаются специальные издания на данную тематику, созданы общественные организации и центры гражданского образования.
Вместе с тем остаются нерешенными такие проблемы как то, что не всегда специалисты, работающие в данном направлении, могут договориться о единых определениях ключевых понятий, о принципиальных подходах и содержательных приоритетах; трудности определения соотношения учебной и вне учебной воспитательной работы по формированию гражданской идентичности младших школьников в целостном образовательном пространстве; преподаватели испытывают дефицит качественной литературы методического характера.
Таким образом, в теории и практики образования возникло противоречие: между существующими требованиями в области гражданского воспитания и трудностью их реализовать репродуктивными и устоявшимися средствами и технологиями работы, которые применяются в рамках образовательного процесса до настоящего времени.
Зафиксированное противоречие определило постановку проблемы исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие становлению основам гражданской идентичности в младшем школьном возрасте.
Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности и потребность практики определили тему исследования: «Формирование основ гражданской идентичности обучающихся на начальной ступени образования».
Цель исследования: определить условия, обеспечивающие формирование основ гражданской идентичности младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования основ гражданской идентичности младших школьников.
Предмет исследования: условия формирования основ гражданской идентичности на ступени начального общего образования.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование гражданской идентичности младших школьников будет возможным при условии, что
1. содержанием групповой проектной деятельности обучающихся будут традиции и история семьи, школы и города.
2. обучающиеся будут включены в решение проектных задач
- «Знаем ли мы историю и традиции нашей страны?»,
- «Что нам делать, чтобы продолжать и сохранять эти традиции?»
3. работа в проекте будет строится на основе проектного дневника группы
Проблема, объект, предмет и цель исследования, а также выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать состояние изученности проблемы формирования гражданской идентичности в младшем школьном возрасте. Определить понятие, сущность, особенности и значение гражданской идентичности в младшем школьном возрасте.
2. Определить сущность проектной деятельности в формировании основ гражданской идентичности в младшем школьном возрасте.
3. Разработать теоретическую модель проекта «Знаю. Горжусь. Действую» для ступени начального общего образования и проектные дневники группы.
4. Выявить психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ гражданской идентичности в младшем школьном возрасте и осуществить данный процесс на основе разработанной нами модели проекта.
Методы и методики исследования проблемы формирования гражданской идентичности младших школьников. Для проверки вышеуказанной гипотезы были использованы как теоретические (теоретико-методологический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, моделирование), так и эмпирические (педагогический эксперимент, полуструктурированное интервью, проективные методики) методы исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования проблемы формирования гражданской идентичности младших школьников составляют теоретические положения отечественных и зарубежных психологов в области психологии развития, мотивации, ценностных и смысложизненных ориентаций, способностей, деятельности и отношений (Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомыслов, А.Н.Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Маслоу, В.Э. Мильман, В.Н. Мясищев, К.К.Платонов, Дж. Роттер, С.Л. Рубинштейн, Е.Б. Старовойтенко, В. Франкл); исследования социальных ролей и идентичности личности (В.А. Ядов, Б.Г. Ананьев, Ю.Б., Гиппенрейтер, Т. Парсонс, Э. Эриксон, Дж. Марсиа); исследования проектной деятельности (Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова, С. Каган, М.Д. Виноградова, Л.М. Фридман, М.И. Лисина, Р.С. Фельдман, Т.А. Матис Р.Я. Гузман).
Апробация и внедрение материалов исследования. Результаты исследования проблемы формирования гражданской идентичности младших школьников были представлены на Международной конференции «Молодежь и наука: Проспект Свободный 2015», Международной конференции «Инновационные взгляды научной молодежи 2015», XII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития», XI Международной научно-практической конференции «Научные исследования в сфере общественных наук: вызовы нового времени», VIII Всероссийская научно-практической конференции «Гражданское образование в информационный век: школьный уклад как системообразующий фактор воспитания гражданственности», V Международной научно-практической конференции «Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX-XXI веках: опыт и перспективы».
Кроме того, результаты проведенного исследования вопроса формирования гражданской идентичности в младшем школьном возрасте также были представлены на Всероссийском творческом конкурсе курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа, организаторами которого являются Министерство образования и науки Российской Федерации и Автономная некоммерческая организация «Центр современных образовательных технологий» (АНО «ЦСОТ») и в рамках стипендиальной программы Оксфордского Российского Фонда для студентов гуманитарных факультетов классических (академических) российских университетов в период 2015-2016 гг.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в соответствии с целью данного исследования - определить условия, обеспечивающие формирование основ гражданской идентичности младших школьников - нами были поставлены и решены следующие задачи:
1) произведен теоретический анализ проблемы формирования гражданской идентичности;
2) определены психолого-педагогические условия формирования гражданской идентичности;
3) определена роль проектной деятельности в формировании гражданской идентичности в младшем школьном возрасте;
4) разработана и реализована модель проекта «Знаю. Горжусь. Действую» как система, отражающая ключевые условия по формированию гражданской идентичности в младшем школьном возрасте.
В рамках решения первой задачи, нами был проведен теоретический анализ литературы, который показал, что понятие «гражданской идентичности» претерпело значительные изменения со времен Аристотеля и в контексте современных условий рассматривается в качестве одного из частных видов социальной идентичности (И. Гоффман, Дж. Мид, Дж. Морено, Э. Эриксон, С.Л. Франка, Л.Н. Гумилев, Д.А. Леонтьев, О.Б. Скородумова, Х. Теджфел, Дж. Тернер, И.Д. Фрумин).
В данной дипломной работе мы опирались на взгляды Э.Эриксона и А.Г. Асмолова и рассматривали гражданскую идентичность как осознание личностью своей принадлежности к целому сообществу граждан на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл.
Обострение существующего в российском обществе кризиса идентичности подвело нас к тому, что в последнее десятилетие нормативно-правовая база гражданского образования в стране подверглась значительным изменениям: гражданская идентичность теперь рассматривается как одно из требований Федерального государственного образовательного стандарта к личностным планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
При решении второй и третьей задач, нами было выяснено, что по мнению большинства исследователей (И.Ф.Ахметова, Н.М. Воскресенская, И.Г. Димова, А.Н. Иоффе, И.В. Калиш, М.А. Шкробова, Г.А. Цукерман, С. Каган, М.Д. Виноградова, Л.М. Фридман, М.И. Лисина, Р.С. Фельдман, Т.А. Матис, Р.Я. Гузман), проектная модель по устройству процесса формирования гражданской идентичности младших школьников является наиболее эффективной в условиях российской образовательной системы и обеспечивает становление у младших школьников таких гражданских ценностей как законопослушность или лояльность, уважение права, толерантность, готовность к компромиссам в определенных ситуациях, уважение частной жизни, активное участие в общественной жизни, стремление к самообразованию и саморазвитию [44;61;64].
При рассмотрении проектной деятельность как ключевого элемента проектной модели, мы полагались на определение Г.А. Цукерман, которая предлагает рассматривать данный вид деятельность как обоснованную спланированную и осознанную совместную учебная-познавательную деятельность обучающихся, которая имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений [63;65].
По словам К.Н. Поливановой, при организации проектной деятельности важно учитывать степень самостоятельности школьников в проекте, которая является определяющим фактором границ проектной деятельности школьников. Так, способность младшего школьника к осуществлению проектной деятельности заключается в поиске и присвоении способа действия. В то время как ответственность за фабулу проблемы (за проектную задачу) ложится на педагога
[43;81]
Таким образом, включенность младших школьников в проектную деятельность по решению проектных задач, решая которые младшие школьники осваивают систему символов российской культуры, так необходимых для интеграции гражданского общества, являются ключевыми психолого-педагогическими условиями формирования гражданской идентичности в младшем школьном возрасте.
Для решения четвертой задачи, нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на формирование гражданской идентичности младших школьников средствами проектной деятельности. Для выявления уровня сформированности гражданской идентичности мы использовали рисуночную методику «Моя Родина» и полуструктурированное интервью.
При проведении рисуночной методики «Моя Родина», мы выявили семь основным групп символов, которые младшие школьники использует для раскрытия образа «Родины».
Преобладание военной тематики (категория «армии» - 32%, категория государственная символика и границы страны» - 30%) в рисунках школьников и отсутствие за этим истинного понимания изображаемых символов, а также отсутствие связи «Родина - традиции», позволяет нам утверждать, что младший школьник неосознанно рассматривает «Родину» скорее в контексте военной политики, чем в культурном контексте, так как в сознании младшего школьника Родина не ассоциируется с культурным аспектом нашей жизни. Это также позволяет нам утверждать, что у младшего школьника не сформированы основы гражданской идентичности.
Выводы, сделанные нами исходя из анализа результатов рисуночной методики «Моя Родина» были подтверждены результатами полуструктурированного интервью, которое показало, что в среднем младший школьник может назвать пять-шесть праздников и перечислить традиции, связанные с ними. Однако, если мы обратимся к результатам исследования, то увидим, что школьники не знают историю возникновения и значения праздников и традиций, которые они называют (89% опрошенных), а также они не знают способы, которые направлены на их поддержание и сохранение (85% опрошенных).
В ходе формирующего этапа педагогического эксперимента нами был реализован проект «Знаю. Горжусь. Действую», который представляет собой систему, отражающую ключевые условия, предъявляемые к организации образовательного процесса для обеспечения формирования основ гражданской идентичности в младшем школьном возрасте.
Проект «Знаю. Горжусь. Действую» был направлен на повышение уровня сформированности основ гражданской идентичности у обучающихся на ступени начального общего образования через расширение их кругозора об истории и традициях семьи, школы, города, края и страны, а также через самостоятельное открытие младшими школьниками способов для сохранения истории и поддержания традиций.
Реализация проекта осуществлялась в три этапа (исследовательский, информационный и практико-ориентированный) и предусматривала сотрудничество младших школьников в проектных группах, которое сопровождается проектным дневником группы.
С целью проверки эффективности формирующего этапа эксперимента, мы провели повторную диагностику уровня сформированности гражданской идентичности в младшем школьном возрасте.
Анализ полученных данных подтвердил существование связи между наличием знания истории традиций и способов их поддержания и частотой их изображения в качестве символов Родины. Так, за время проведения исследования число участников эксперимента, которые включали в свой образ «Родины» традиции, возросло с 7% до 67%. Это, в свою очередь, произошло на фоне расширения представлений обучающихся об истории традиций и способах их поддержания. Об этом мы можем говорить исходя из числа обучающихся, продемонстрировавших свое понимание традиций во время проведения вторичной диагностики, которое возросло на 50%.
Таким образом, полученные результаты исследования подтвердили нашу первоначальную гипотезу о том, что групповая проектная деятельность с содержанием, основанном на знании истории традиций и способах их поддержания, а также проектный дневник группы, работа с которым строится на основе проектных задач, являются теми педагогическими условиями, которые позволяют устранить проблему формализации знания и обеспечивают формирование основ гражданской идентичности в младшем школьном возрасте.



1. Абушенко В.Л. Идентичность / Новейший философский словарь / Сост. и гл. н. ред. А.А. Грицанов. 3-е изд., испр. - Мн.: Книжный Дом, 2003.
2. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии, №1, 1996 - С. 131-143.
3. Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии, № 6, 1997 - С. 23-30.
4. Антонова Н. В. Особенности идентичности субъекта социальноориентированных профессий в условиях социальных изменений // В кн.: Социальная психология труда: теория и практика / Отв. ред.: Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. Т. 1. М.: Институт психологии РАН, 2010 - С. 199-210.
5. Асмолов А.Г. Социальные эффекты образовательной политики / А.Г. Асмолов // Лидеры образования, №6, 2007 - С. 4 - 10.
6. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя» / А.Г. Асмолов // М.: Просвещение. - 2010. - 159 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович // М. - 1968.Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: избранные психологические труды / Л.И. Божович // М. - 1995.
8. Болотова А.К. Время и пространство в межличностных отношениях // Психология. Журнал Высшей школы экономики, Т. 9, №3, 2012 - С. 22-36.
9. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984 - С. 244-268.
10. Гидденс Э. Что завтра: фундаментализм или солидарность // Отечеств. зап., №1, 2003.
11. Гидденс Э. Социология. М., 2005.
12. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003 - С. 159.
13. Давыдова К.Д. Социальная установка как психологический феномен //Социальная психология и философия. - М., 1975. - 63-64 с.
14. Давыдов В.В., Рубцова В.В. (ред.) Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. Новосибирск, 1995.
15. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов // М. -1996.
16. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
17. Кон И. С. Социология личности / Кон И. С. - М.: Политиздат, 1967. -383 с.
18. Кон И.С. В поисках себя. М.: Педагогика, 1988. - 422 с.
19. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, В. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2009).
20. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности. / Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, - 2000. - 375 с.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: ДиректМедиа,2008. - 363 с.
22. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина // Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика. - 1986. — 144 с.
23. Лутошкина В.Н. Проектная деятельность как условие обеспечения современного качества начального образования / В.Н. Лутошкина // Современное качество дошкольного и начального образования. Сборник материалов краевых педагогических чтений. Часть1. Красноярск: ККИПКиППРО. - 2007. - 92 с.
24. Макласова Е.В., Лутошкина В.Н. Формирование основ гражданской идентичности в младшем школьном возрасте средствами проектной деятельности//Мир науки и инноваций. -Иваново: Общество с ограниченной ответственностью "НАУЧНЫЙ МИР", 2015. TT.7,N №.-С.71-75
25. Макласова Е.В., Лутошкина В.Н. Формирование основ гражданской идентичности в младшем школьном возрасте средствами проектной деятельности. Молодежь и наука: проспект Свободный [Текст] : материалы Международной конференции, Красноярск, 15-25 апреля 2015 г. / Сиб. федер. ун-т ; - Красноярск : СФУ, 2015.
26. Макласова Е.В., Лутошкина В.Н. Проектная деятельность как средство формирования гражданской идентичности младших школьников. Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития»: материалы XII международной научно-практической конференции, Новосибирск, 22-23 мая 2015 г. / Международная научная школа психологии и педагогики.
27. Макласова Е.В., Лутошкина В.Н. Формирование гражданской идентичности в младшем школьном возрасте в условиях миграционных процессов внутри страны. Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в ХХ-ХХІ веках: сборник материалов V Международной научно-практической конференции (30 ноября - 2 декабря 2015 г.) / отв. за выпуск Н.П. Копцева. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - 366 с.
28. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов // М. - 1990.
29. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина // М. - 1984.
30. Мид Дж. Г. Интернализованные другие и самость//Американская социологическая мысль. М., 1996
31. Мид Дж. Сознание, самость и общество // Социология: классические и современные парадигмы. Хрестоматия. Сост. С.А. Кравченко, М.О. Мнацаканян,М., 1998. - 392 c.
32. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000.- 196 с.
33. Психолого-педагогический словарь /Автор- составитель: В.А.Мижериков, -Ростов-на-Дону: “Феникс”, - 332 с.
34. Рикёр П. Я сам как другой/ Пер. с франц. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008 (Французская философия ХХ века). - 416 с.
35. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы. Изд-во Института Психотерапии, 2008. - 512 c
36. Рубинштейн М. М. Идея личности как основа мировоззрения: критичес.- филос. очерк. / М.М. Рубинштейн // М.: Тип. С. А. Кинеловского. - 1909.
37. Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой / М.М. Рубинштейн // М. 4-е изд. -1920.
38. Теджфел Г. Социальная идентичность и межгрупповые отношения, М.,1982.
39. Тернер Дж. Социальное влияние, С.-П., 2003.
40. Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально¬культурной антропологии, М., 2003.
41. Тишков В. А. Российский народ. История и смысл национального самосознания, 2013.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт: Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки ФГОС второго поколения // http://fgos.isiorao.ru/index.php.
43. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
44. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М., 1990.
45. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.
46. Фрумин И.Д. Гражданское образование в информационный век. Красноярск, 1999. - 125 с.
47. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер, 1997. - 606 с.
48. Цукерман Г.А. Эффективность обучения в форме коллективно-распределенной учебной деятельности / Г.А. Цукерман // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М. - 1978. - С. 64—69.
49. Цукерман Г.А. Задачи построения коллективно-распределенной учебной деятельности / Г.А. Цукерман // Экспериментальные исследования по проблемам общей, социальной и дифференциальной психологии. М. - 1979. - С. 98—103.
50. Цукерман Г.А. Эффективность коллективно-распределенных форм обучения / Г.А. Цукерман, Е.М. Еремина // Новые исследования в психологии. - 1979. - № 2/21/. - С. 42—46.
51. Цукерман Г.А. Коллективно-распределенная форма решения учебных задач / Г.А. Цукерман // Новые исследования в психологии. - 1980. - № 2/23/. - С. 52—55.
52. Цукерман Г.А. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников / Г.А. Цукерман, М.П. Романеева, Н.Э. Фокина // Вопросы психологии. - 1980. - № 6. - С. 109—112.
53. Цукерман Г.А. Качественные особенности совместной учебной работы. Сообщ. 1. Освоение рефлексивных компонентов учебной деятельности. Сообщ. 2 Освоение учебной деятельности слабоуспевающими учениками / Г.А. Цукерман // Новые исследования в психологии. - 1981. - № 2/25/. - С. 81—85; - 1982. - № 1/26/. - С. 11—14.
54. Цукерман Г.А. Кооперация со сверстниками как существенное условие обучения младших школьников / Г.А. Цукерман, М.П. Романеева // Вопросы психологии. - 1982. - № 1. - С. 50—58.
55. Цукерман Г.А. Чтобы ребенок умел и хотел учиться / А.Г. Цукерман, Л.И. Айдарова, Н.И. Гаршина // Проблемы школьного учебника, вып. 11, М. - 1982. - С. 176—190.
56. Цукерман Г.А. Формы учебной кооперации в работе младших школьников / Г.А. Цукерман // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М. - 1983. - С. 32—43.
57. Цукерман Г.А. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе / Г.А. Цукерман, Н.Э. Фокина // Вопросы психологии. - 1983. - № 4. - С. 46—53.
58. Цукерман Г.А. Кооперация со сверстниками как необходимое условие развивающего обучения. Сообщ. 1. Выбор рабочей гипотезы. Сообщ. 2. Обоснование гипотезы / Г.А. Цукерман // Новые исследования в психологии. - 1984. - № 1/30/. - С. 18—22; - № 2/31/. - С. 23—26.
59. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А. Цукерман // М.: Знание. - 1985. - 80 с.
60. Цукерман Г.А. Диагностика умения строить совместные действия / Г.А. Цукерман // Новые исследования в психологии. - 1986. -№ 1/34/. - С. 51—56.
61. Цукерман Г.А. Ровесники, ровесницы... / Г.А. Цукерман // Семья и школа. - 1986. - № 6. - С. 34—37; № 7. - С. 35—38; № 8 - С. 27—30.
62. Цукерман Г.А. Перестройка форм учебного сотрудничества ребенка со взрослым в младшем школьном возрасте / Г.А. Цукерман, Е.Ю. Зоткина // Новые исследования в психологии. - 1987. - № 2/37/. - С. 37—40.
63. Цукерман Г.А. Отношение ребенка к учебному содержанию и требованиям учителя. Способность к самостоятельному решению учебных задач / Г.А. Цукерман // Руководство по оценке качества математических и лингвистических знаний школьников // М. - 1989. - С. 66—87.
64. Цукерман Г.А. Предметность совместной учебной деятельности / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 66—87.
65. Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. - 1990. - № 30. - С. 25—36.
66. Цукерман Г.А. Педагогические иллюзии, искажающие учебную деятельность / Г.А. Цукерман // Современное состояние и перспективы развивающего обучения. - Красноярск. - 1990. - С. 17—22.
67. Цукерман Г.А. О детской самостоятельности / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизарова // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 37—44.
68. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова // М. - 1991. - ч. 1, — 28 с.; ч. 2, — 84 с.
69. Цукерман Г.А. Субъект учебной деятельности / Г.А. Цукерман, В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. - 1992. - № 3; №4.
70. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. 2010. № 4. С. 77-90.
71. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. - 342 с.
72. Эриксон Э. Детство и общество. / Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000. - 345 с.
73. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. (ред.) Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966.
74. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин // М.
- 1989. Erikson, E. "The Problem of Ego Identity." Psychological Issues, 1, no. 1, 1959, p. 101-164.
75. Feldman B. Identity, sexuality and the self in late adolescence. Journal of Analytical Psychology, Volume 41, Issue 4, October 1996. p. 491-507.
76. Giddens A. ModernityandSelf-Identity. Stanford , 1991; См. Giddens A. The Constitution of Society. Cambridge, 1991.
77. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life, University of Edinburgh Social Sciences Research Centre, 1959.
78. Goffman E. Stigma: Notes of Management of Spoiled Identity. N.Y.: Prentice-Hall, 1963.
79. Invariants of cognitive development and educational patterns // Gestalt theory.
- 1991, vol. 13, N 2, p. 86—97.
80. Marcia J. Ego identity: a handbook for psychological research. Springer- Verlag NewYork Inc., 1993.
81. Marcia J. Ego identity status: relationship to change in selfesteem, «general maladjustment» and authoritarianism. State University of New York at Buffalo, 1966
82. Mead G. H. Mind, Self and Society, Chicago, 1976.
83. Snyder J. Nationalism and the Crisis of the Post-Soviet State // Ethnic Conflict and International Security / M.E. Broun Ed. Princetin, N.J: Princetin University Press, 1993.
84. Sharan S., Sharan Y., Small Group Teaching Englewood Cliffs // N.J.: Educational Technology Publications. - 1976.
85. Sharan S., Shaulov A. «Cooperative Learning, Motivation to Leam and Academic Achievement» // - 1989.
86. Tajfel H. Individuals and groups in social psychology // Brit. J. Soc. and Clin. Psychol. 1979. V. 18, p. 39 - 40.
87. Tajfel H., Turner J. The social identity theory of intergroup behaviour//Psychology of Intergroup Relations, 2nd edn./Eds S. Worchel, W. Austin. Chi.: Nelson-Hall, 1986.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ