Введение 3
Глава I. Антуан де Сент-Экзюпери как один из представителей
экзистенциализма 6
1.1 Экзистенциализм как литературное течение 6
1.2 Жанровое своеобразие и история создания сказки «Маленький принц» 9
1.3 Элементы фантастики в философской сказке А. де Сент-Экзюпери 16
Выводы по I главе 17
Глава II Анализ философской сказки-притчи «Маленький принц» 19
2.1 Проявление черт экзистенциализма и романтизма в философской
сказке «Маленький принц» 19
2.2 Основные идеи сказки-притчи «Маленький
принц» 29
2.3 Символика образов в сказке-притче А. де Сент-
Экзюпери 39
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Методические рекомендации по практическому применению
результатов исследования 50
Список использованной литературы 54
Люди редко размышляют о простых человеческих истинах. Они подменяют их ложными установками, идеями, идеалами и стереотипами, которые самых лучших представителей человечества легко могут сделать беспринципными, грубыми, бездушными и безучастными.
Эту особенность, характерную для современного общества, ярко описал Антуан де Сент-Экзюпери в сказке-притче «Маленький принц». Его стремление заставить людей задуматься о том, что на самом деле важно в человеческой жизни нашло отражение в его последнем литературном произведении «Маленький принц».
Это произведение написано Экзюпери в 1942 году, незадолго до его гибели, и при первом прочтении кажется простой и незамысловатой детской сказкой, хотя при более тщательном ее изучении читателю открывается весь глубинный и непостижимый философский мир писателя.
Актуальность данного исследования определяется тем, что история мировой культуры знает Антуана де Сент-Экзюпери не только как писателя и публициста, но и как философа-гуманиста, которого отличало своеобразное мировоззрение, базирующееся на вечных устоях человеческого бытия. Познать сущность философских взглядов Экзюпери можно через его литературную деятельность в целом и отдельно взятое произведение «Маленький принц» в частности.
Научная новизна данной выпускной квалификационной работы соотносится с тем, что сказка «Маленький принц» традиционно рассматривается как сугубо литературное произведение, несущее оттенок философичности. Однако, на наш взгляд, это произведение является абсолютно философским размышлением, которое завуалировано под литературный жанр - сказка-притча - с целью более лёгкого её восприятия читателем.
философские идеи сказки -притчи «Маленький принц».
Предмет исследования - сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Цель данной работы - выявление и анализ философских идей Антуана де Сент-Экзюпери, получивших воплощение в сказке-притче.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
1. Изучить научную литературу по тематике;
2. Определить особенности экзистенциализма как литературного течения;
3. Рассмотреть историю создания сказки «Маленький принц» и её жанровое своеобразие ;
4. Проанализировать философскую сказку-притчу «Маленький принц», выявить черты экзистенциализма и романтизма в произведении ;
4. Определить и проанализировать идеи сказки-притчи «Маленький принц»;
5. Представить собственный взгляд на символику образов в сказке- притче А. де Сент-Экзюпери.
Методологической базой представленной работы являются культурно - исторический, философский и биографический методы исследования.
Теоретическая значимость работы обусловлена недостаточной исследованностью заявленной проблемы в современном отечественном и зарубежном литературоведении.
Материалы и результаты данной работы могут иметь практическое применение в курсах дисциплины: «Французская литература», «Зарубежная литература», а также при подготовке к урокам литературы в общеобразовательной школе, гуманитарных лице ях, специализированных школах и гимназиях.
Изучая научную литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что большинство работ посвящены рассмотрению философии главного героя и ее сопоставлению с библейскими мотивами, интерпретации произведения через социальные мотивы, актуальные для современного общества, сопоставлению детских и взрослых представлений о жизни, а также воспитательному потенциалу произведения. Однако, глубокого, многогранного, философского рассмотрения произведения нет ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе, что безусловно, подтверждает актуальность выбранной мной темы исследования мы определили особенности экзистенциализма как литературного течения, которое дает представление о литературе ка к о неотъемлемой части существования и жизнедеятельности человечества. Такой взгляд на эту область деятельности помогает по -иному взглянуть на литературу, её значение и роль в контексте развития общества.
Отмечу, что сказка-притча «Маленький принц» является произведением многожанровым: она имеет черты не только сказки и притчи, но и басни. И именно эта особенность помогла воплотить А. де Сент- Экзюпери все философские идеи, которые ранее находили отражение в его других произведениях.
Работая над темой исследования, мы выделили в сказке основные черты экзистенциализма, такие, как: абсолютная невозможность происходящего в действительности, симбиоз реализма и нереальности созданных образов, их собственный выбор жизненного пути, предопределяющий дальнейшее существование в мире с самим собой или в стремлении изменить свою действительность. Кроме того, мы пришли к выводу, что произведению присущи и черты романтизма: одиночество главного героя, его стремление «найти себя», странствие Маленького принца и даже завуалированная гибель главного героя как единственная возможность избежать страданий и сомнений.
Что касается основной идеи сказки-притчи «Маленький принц», то для нас, прежде всего, очевидна описанная автором характерная для многих людей неудовлетворенность собственной реальностью и стремление найти лучшие условия для бытия, а также поздно пришедшее понимание того, что счастье было как раз в той реальности, от которой, казалось бы, удалось убежать. Но время упущено и ничего нельзя вернуть на круги своя Символика образов в сказке-притче «Маленький принц» касается не только основных персонажей. Символичны и места, где происходит действие сказки, и предметы и даже описание природы, о которой нужно заботиться .
1. Буковская А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. — М.: Радуга, 1983. 56 с.
2. Вайсман Н. И., Гарват Р. Ф. Зорко одно лишь сердце// Литература в школе. — 1992, №1. 250-256 с.
3. Всемирная энциклопедия: Философия /Глав. ред. и сост. А. Грицанов. - М.: ACT: Современный литератор, 2001. - 29 с.
4. Григорьев В. П. Антуан де Сент-Экзюпери. — Л.: Просвещение, 1973. 432-530 с.
5. Губман Б. Л. Истина для человека — это то, что делает его человеком [Предисловие]// Сент-Экзюпери А. Маленький принц и другие произведения. — М.: Высшая школа, 1992. 245-250 с.
6. Кубарева Н. П. Современная зарубежная повесть в школьном изучении. — М.: Московский лицей, 1999.- 234 с.
7. Лунгина Л. З. Живое чудо сказки [Предисл.]// Родари Дж. Приключение Чиполлино и др. — Минск: Наука и техника, 1986. - 345-360 с.
8. Мижо М. Сент-Экзюпери. ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия, 1963. - 44 с.
9. Моруа А. Сент-Экзюпери// Моруа А. Литературные портреты. — М.: Прогресс,1970. 102 с.
10. Полторацкая Н. И. Французская литературная сказка в XX веке// Сказки французских писателей. — Л.:Лениздат, 1988. 66- 78 с.
11. Сент-Экзюпери А. Собрание сочинений в 3 тт. Т 3. — Рига: Полярис, 1997. - 89 с.
12. Сент-Экзюпери А. Южный почтовый. Письмо заложнику. Маленький Принц/ Пер. с франц. - М.: «Бук Чембэр Интернешнл», 1991.
13. Смирнова В. А. Книги и судьбы. Статьи и воспоминания. — М.: Советский писатель, 1968. 34-55 с.
14. Соломно Н. И Маленький принц приручил Лиса// Пионер, 1983, №2. 120 с.
15. Урутина Т М., Максимова Н. Ю. Воспитательный потенциал
произведения «Маленький принц» Антуана де Сент- Экзюпери // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 119-121. — URL
https://moluch.ru/archive/102/23179/(дата обращения: 24.06.2019).
16. Филатова М. Маленький принц, больной любовью// Культура, 1993, № 31. 364 с.
17. James E. Higgins The Little Prince: A Reverie of Substance Twayne// Publishers Inc.,U.S., 1996.- 167 с.
18. Chevrier P. Saint-Exupery. Р.,1949; Du Pavilion В. Images et symboles exuperiens. These.-Port-Louis, 1977. 56-89
19. Saint-Exupery A. de. Oeuvres completes. P., 1994. - 148 c.
20. Saint-Exupery A. de. Carnets. P., 1975. - 56 c.
21. Saint-Exupery A. de. Oeuvres. P., 1982.- 436 c.
22. Грачев Р. Писатели Франции. - М.: Просвещение, 1964.
23. Моруа А.Сент-Экзюпери - Моруа А. Литературные портреты. - М: Прогресс, 1970. - 48-78 с.
24. Филатова М. Маленький принц, больной любовью - Культура, 1993. - 125-145 с.
25. Смирнова В.А. Книги и судьбы.. Статьи и воспоминания. - М: Советский писатель, 1968. - 28 с.
26. Вайсман Н.И., Гарват РФ. Зорко одно лишь сердце - Литература в школе, 1992. 456-555 с.
27. Соломно Н. И. Маленький принц приручил Лиса - Пионер, 1983, 54 с.
28. Кубарева Н.П. Современная зарубежная повесть в школьном изучении.- М.: Московский лицей, 1999. 156 - 230 с.
29. Григорьев В.П. Антуан де Сент-Экзюпери. - Л.: Просвещение, 1973. 453-467 с.
30. Грачев Р. Писатели Франции. - М.: Просвещение, 1964. 43 с.
31. Мижо М. Сент-Экзюпери . ЖЗЛ.- М.: Молодая Гвардия, 1963. 345-355 с.
32. Полторацкая Н.И. Французская литературная сказка. - Л.: Лениздат, 1988 78-88 с.
33. Губман Б.Л. Истина для человека- это то, что делает его человеком. - М: Высшая школа, 1992 156 с.
34. Зверев А. Поэзия и жестокость испытания - Л.: Просвещение 1997, 125-140.
35. Лунгина Л.З Живое чудо сказки - Минск: Наука и техника, 1986, 78 с.