Введение 3
1 Теоретические основы анализа потребительских рынков и покупательского
поведения 5
1.1 Понятие и особенности потребительского рынка 5
1.2 Особенности покупательского поведения и факторы, влияющие на него ... 12
2 Анализ маркетинговой деятельности ООО «ПАНОРАМА» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО
«ПАНОРАМА» 21
2.2 Сравнительный анализ ООО «ПАНОРАМА» с конкурентами 27
3 Разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности
деятельности предприятия ООО «ПАНОРАМА» 37
3.1 Разработка стратегических мер для улучшения маркетинговых стратегий
ООО «ПАНОРАМА» 37
3.2 Оценка стоимости и план реализации мероприятий 44
Заключение 53
Список использованной литературы 55
В условиях современной экономики тема анализа потребительских рынков и покупательского поведения на них находится в центре внимания многих исследователей и практиков. Требования и предпочтения потребителей постоянно меняются, что делает эту тему не только особенно актуальной, но и активно развиваемой, так как многие экономисты пытаются найти новые подходы к определению потребительских нужд и разработать экономические теории, которые будут носить не только общий, но и частный характер, то есть будут учитывать индивидуальные потребности представителей различных классов, их жизненную позицию, семейное положение и другие факторы.
Поведение потребителей — это процесс формирования рыночного спроса покупателей, которые делают выбор товаров и услуг с учетом существующих цен. Потребительские предпочтения — это признание преимуществ одних товаров и услуг перед другими, то есть признание одних товаров и услуг лучшими, чем другие. Предпочтения покупателя субъективны. Субъективны и оценки полезности каждого выбранного товара и услуги. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он также ограничен ценами на выбранные им товары и услуги и его ресурсами. Практически неограниченные потребности потребителя и ограниченные ресурсы приводят к необходимости выбора из различных комбинаций товаров, то есть к необходимости потребительского выбора.
Целью данной работы является выявление основных факторов, влияющих на изменение поведения потребителей, а также разработка маркетинговых решений на основе потребительских предпочтений для повышения уровня конкурентоспособности и эффективности предприятия ООО «ПАНОРАМА»...
В заключение выпускной квалификационной работы можно сделать вывод, что автором была достигнута поставленная цель, состоявшая в разработке и внедрении мероприятий по повышению эффективности деятельности компании ООО «ПАНОРАМА».
В результате исследования теоретических основ анализа потребительских рынков предприятий и покупательского поведения на них в первой главе выпускной работы были рассмотрены основные понятия и особенности потребительского рынка, классифицированы потребительские рынки, особенности покупательского поведения как индивидуальных потребителей, так и предприятий, а также их взаимосвязь с маркетинговыми стратегиями. Таким образом, понимание потребительских рынков и поведения потребителей является важнейшим инструментом для разработки и реализации маркетинговых стратегий, которые помогают компаниям достигать своих целей и удовлетворять потребности потребителей.
Во второй главе была проанализирована характеристика предприятия ООО «ПАНОРАМА», а также сравнительный анализ предприятия с конкурентами, в котором было выявлено, что ООО «ПАНОРАМА» обладает некоторыми конкурентными недостатками, такими как:
• Низкая конкурентоспособность из-за недостаточной видимости в интернете.
• Отсутствие физического магазина, что может ограничивать
привлечение новых клиентов.
• Недостаток цифровых маркетинговых стратегий, что снижает
видимость в интернете.
• Старый брендинг и отсутствие удобного интернет -магазина, что может отталкивать современных покупателей.
• Падение прибыли в последние годы из -за традиционных методов приёма заказов.
Однако также были выявлены конкурентные преимущества, такие как:
• Высокое качество продукции, подтвержденное положительными отзывами клиентов.
• Высокая лояльность клиентов благодаря длительному присутствию на рынке и хорошей репутации.
• Наличие складов в различных городах России, что позволяет оперативно удовлетворять потребности клиентов.
• Фокус на специфической бытовой химии, что помогает выделяться на рынке.
Затем в третьей главе бакалаврской работы, по результатам проведенного анализа выбранного автором предприятия были предложены стратегические меры для улучшения маркетинговых стратегий ООО «ПАНОРАМА», такие как: разработка и запуск интернет -магазина, ребрендинг и обновление упаковки товаров, запуск рекламных кампаний в интернете и присутствие в социальных сетях и выход на маркетплейсы. Внедрение всех указанных мер позволит ООО «ПАНОРАМА» существенно повысить свою конкурентоспособность, улучшить взаимодействие с клиентами и увеличить доходы. Для реализации данных стратегий был разработан поэтапный план, включающий в себя конкретные действия, временные рамки и стоимость. Общий период реализации мероприятий составляет составит около 6-9 месяцев, а средства, затраченные на реализацию предложенных мероприятий, будут составлять порядка 1,070,000 рублей. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что предложенные мероприятия показывают экономическую целесообразность и будут эффективны при их реализации.
1. Алешина, И. В. Поведение потребителей: учеб. пособие / И. В. Алешина. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2019 - 525 с.
2. Борбодоев М.М. Преимущества классификации потребительских территориальных рынков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2020. №11-1.
3. Денисова, Е. С. Поведение потребителей / Е. С. Денисова. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2022 - 111 с.
4. Ерёмин В. Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учебник / В. Н. Ерёмин. — М.: КНОРУС, 2021. — 656 с.
5. Золотогоров В. Г./Энциклопедический словарь по экономике.- Минск: Полымя, 2020.- 571 с.
6. Иванова Т. А. Модели потребительского поведения как основа маркетинговой стратегии / Журнал «Вестник Российского университета дружбы народов». Издательство: «РУДН» (Москва): 2019 №2. С.110-118
7. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. И. Минервина; — М.: «Альпина Паблишер», 2019. — 454 с.
8. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2023. - 702 с.
9. Малышков В. И. Потребительский рынок Москвы: вчера, сегодня и ближнее завтра. - М: Типография им. А. С. Пушкина, 2022. - 221 с.
10. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учебник / В. Н. Ерёмин. — М.: КНОРУС, 2021. — 656 с.
11. Маркетинг: учеб. пособие. / А. П. Пакрухин. - М.: Омега - Л, 2019. - 656с.
12. Медведева О. С. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 5-3. - С. 88-93;
13. Николаев В. А. Экономика муниципального образования: сущность, проблемы развития и технологии решения. - М.: Изд-во РАГС, 2021. — 125 с.
14. Погодина Т. В. Потребительский рынок и его структура: Дисс. к. э. н., Чебоксары, 2021. - 164 с.
15. Поведение потребителей: Учебник / Под общ. ред. О. Н. Романенковой. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. — 320 с. + Доп. материалы — ISBN 978-5-9558-0404-0..34