ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО¬СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-17 ЛЕТ 5
1.1. Волейбол с системе физического воспитания 6
1.2. Характеристика проявления скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности волейболиста 11
1.3. Анализ средств и методов, применяемых для развития скоростно-силовых качеств 21
1.4. Возрастные особенности изменения скоростно-силовых качеств 37
1.5. Анатомо-физиологические особенности девушек 15-17 лет 42
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 48
2.1. Организация исследований 48
2.2. Методы исследований 49
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-17 ЛЕТ 53
3.1. Выявление проблем формирования скоростно-силовых качеств 53
3.2. Анализ содержания тренировочного процесса волейболисток 15-17 лет 62
3.3. Результаты педагогического эксперимента по эффективности внедрения программы совершенствования скоростно-силовых качеств 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Современные требования для достижения максимальных результатов в волейболе выдвигают определенные изменения в подготовке волейболистов.
Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой и точностно-координационный характер.
Скоростно-силовые способности характеризуются возможностью проявления человеком предельных или около предельных усилий в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений [2].
Выполнение большинства технических приемов в волейболе требует проявления специальной силы в различных её проявлениях. Двигательные действия волейболистов заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.
При этом внимание функциональной и скоростно-силовой подготовке уделяется если не ежедневно, то еженедельно. Прежде всего, это связано с повышением темпа игры, что требует от спортсменов высокой физической подготовленности к серьезным физическим нагрузкам.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что проблема скоростно-силовой подготовки и физической активности волейболистов является актуальной.
В данной работе в качестве объекта исследования рассматривается тренировочный процесс обучающихся старших классов на занятиях волейболом.
Предметом исследования является совершенствование скоростно-силовых качеств обучающихся старших классов.
Цель исследования - разработать и проверить комплекс специальных упражнений для совершенствования скоростно-силовых качеств обучающихся старшего школьного возраста посредством волейбола.
Для достижения цели, поставленной в исследовательской работе, были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. С помощью анкетирования выявить состояние вопроса на текущий момент.
3. Разработать комплексы специальных упражнений для совершенствования скоростно-силовых способностей учащихся старшего школьного возраста на тренировках по волейболу.
4. Экспериментально обосновать результативность применения разработанных комплексов специальных упражнений, направленных на совершенствование скоростно-силовых качеств обучающихся старшего школьного возраста на тренировках по волейболу.
Гипотеза исследования предполагает, что использование специального комплекса упражнений в образовательном процессе подростков, занимающихся волейболом, позволит значительно улучшить показатели их скоростно-силовых качеств.
Научная новизна: заключается в том, что нами был разработан комплекс упражнений для совершенствования скоростно-силовых качеств у волейболисток 15-17 лет.
Практическая значимость: экспериментально доказано, что разработанный нами комплекс упражнений для совершенствования скоростно-силовых качеств у волейболисток 15-17 лет способствует росту результатов и может быть использован в тренировочном процессе волейболисток.
Данная работа посвящена выявлению причины наличия проблемы развития скоростно-силовой подготовки у волейболисток старшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели в ходе работы был выполнен ряд задач.
Во-первых, проанализирована учебная и научная литература по теме исследования. Проведенный анализ позволил выявить, что большинство всех игровых действий в волейболе требуют проявления специальных скоростно-силовых способностей. Поэтому внимание функциональной и скоростно-силовой подготовке должно уделяться если не ежедневно, то еженедельно. Прежде всего, это связано с повышением темпа игры, что требует от спортсменов высокой физической подготовленности к серьезным физическим нагрузкам.
Скоростно-силовые способности характеризуются возможностью проявления человеком предельных или около предельных усилий в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений.
Методами воспитания скоростно-силовых качеств являются: игровой метод, соревновательный метод, метод повторного выполнения упражнения, интервальный метод, метод круговой тренировки, ударный метод, метод динамических усилий, метод вариативного воздействия.
В качестве основных средств воспитания скоростно-силовых способностей применяют упражнение, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений.
Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском и юношеском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Ученые выяснили, что в возрасте 15-17 лет развитие силы и скорости имеет наивысшие темпы прироста, то есть в это время они должны подвергаться целенаправленному воспитанию, однако в процессе подготовки спортсменов соотношение физических упражнений должно определенным образом изменяться на различных ее этапах.
Решая вторую задачу, в результате проведения анкетирования нами было выявлено, что большинство тренеров на этапе спортивного совершенствования уделяют общей физической подготовке - 32%, а
специальной физической подготовке - 46%, что соответствует федеральному стандарту по виду спорта “Волейбол”, однако большинство респондентов считают свой уровень подготовленности - средним(83%), а отстающими качествами стали быстрота - 68% и сила - 55%, что может говорить о неэффективности средств и методов используемых тренерами.
В процессе решения третьей задачи, нам удалось выявить роль и место скоростно-силовых способностей в рамках тренировоки по волейболу, с помощью педагогического наблюдения.
Работая над четвёртой задачей, мы разработали комплексы специальных упражнений для совершенствования скоростно-силовых способностей волейболисток старшего школьного возраста.
Решая пятую задачу, мы определили эффективность разработанных комплексов специальных упражнений для совершенствования скоростно-силовых качеств волейболисток старшего школьного возраста в опытно- эксперементальной работе. Разработанные нами комплексы специальных упражнений являются продуктивными.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная проблема требует к себе внимания, так как волейбол является международным и олимпийским видом спорта, который достаточно популярен среди всех возрастов. Данный вид спорта привлекает своей эмоциональностью и разнообразием двигательного содержания. Занятия волейболом способствуют гармоничному развитию физических качеств, воспитывает в спортсменах волевые и моральные качества, а также позволяет построить профессиональную карьеру.
1. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие [Текст]. - М.; Спорт. Академия Пресс, 2002. - 192 с.
2. Зациорский В.М., Смирнов Ю.И. Влияние градиента силы на результат скоростно-силового движения [Текст] // Теория и практика физической культуры. - 1981. - №7. - С.63 - 68.
3. Верхошанский Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биологическими особенностями скоростных упражнений [Текст]: Автореф. дисс. канд. пед. наук - М., 1963. - 25 с.
4. Верхошанский Ю.В. Ударный метод развития взрывной силы // Теория и практика физической культуры [Текст] - 1968. - №8. - С. 59.
5. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / под ред. Л. Б. Кофмана — М.: Физкультура и спорт, 1998.- 219 с.
6. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: Учеб. для техн. физ. культ. / А.А. Гужаловский - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 325с.
7. Андреев С.Н. Проблемы организации подготовки юных спортсменов в специализированных классах [Текст] / Андреев С.Н., Исмаилов А.И. // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - N 9. - С. 22-24.
8. Евсеев Ю.И. Физическая культура [Текст] / Ю.И. Евсеев - Ростов н / Д: Феникс, 2002. - 382 с.
9. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ [Текст]. - М.: Просвещение, 1991. - С. 18-82.
10. Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания: учебник для ин-тов физ. культуры [Текст] / Новикова А.Д.; Матвеев Л.П. - М; «Физкультура и спорт» 2007. - 302 с.
11. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека [Текст]. М.: Физкультура и спорт, 1987.- 144с.
12. Марков К.К. Содержание соревновательной деятельности в волейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спортсменов: методические указания [Текст]. Иркутск. - 1994 - 47 с.
13. Железняк Ю.Д Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров.- М.: Академия, 2002. - 264 с.
14. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст] / В. И. Лях. - Москва, 1998. - 272 с.
15. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать [Текст]. М., ООО "Издательство Астрель", 2003. - 863 с....(70)