АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Адаптация первоклассника с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательной школы 6
1.1 Психологические особенности развития младшего школьного возраста 6
1.2 Адаптация ребенка к школе 9
1.3 Особенности адаптации ребенка с детским церебральным
параличом к школе 18
2 Эмпирический анализ адаптации ребенка с детским церебральным
параличом к школьному обучению 23
2.1 Модель и методики исследования 23
2.2 Описание и обсуждение результатов исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 49
ПРИЛОЖЕНИЕ В 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 54
ПРИЛОЖЕНИЕ З 55
1 Адаптация первоклассника с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательной школы 6
1.1 Психологические особенности развития младшего школьного возраста 6
1.2 Адаптация ребенка к школе 9
1.3 Особенности адаптации ребенка с детским церебральным
параличом к школе 18
2 Эмпирический анализ адаптации ребенка с детским церебральным
параличом к школьному обучению 23
2.1 Модель и методики исследования 23
2.2 Описание и обсуждение результатов исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 49
ПРИЛОЖЕНИЕ В 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 54
ПРИЛОЖЕНИЕ З 55
В Российской системе образования дети, имеющие ту или иную форму инвалидности, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах - интернатах. Таким образом, такие дети, зачастую, бывают оторваны от своей семьи, от сверстников с обычным ходом развития и от общества в целом, что в свою очередь препятствует социализации и интеграции этих детей, а также раскрытию их потенциала.
К обучению и воспитанию детей с ограничениями жизнедеятельности все больше предлагается инновационных подходов. Включение детей с ограничениями жизнедеятельности в образовательный процесс в общеобразовательные школы по месту жительства - новый подход российского образования и носит название «инклюзивное образование». Независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей оно предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии.
Детям с особенностями развития вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность, также дети научатся общаться друг с другом, распознавать и принимать различия.
Ребенок с особенностями развития, поступая в обычную школу, проходит процесс адаптации не только, как адаптации в среде здоровых сверстников, но и как адаптации в первом классе, что для любого ребенка является процессом не простым, а иногда даже весьма болезненным.
Любой ребенок, поступивший в первый класс, переживает сложный для него период - период адаптации. Сложность данного периода связана с изменением социальной ситуации развития ребенка и необходимостью приспособления его к новым нормам и требованиям.
Многие авторы посвятили свои исследования проблеме адаптации детей к обучению в школе. В отечественной психологии данной проблематикой занимались Н. В. Беляков, И. В. Дубровина, М. Е. Зеленова, В. Е. Каган, А. В. Петровский, Д. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, В. С. Мухина, Е. Е. Кравцова, С. М. Громбах, Ш. А. Амонашвили и другие. В зарубежной психологии наиболее известны исследования Л. С. Пейджа, М. Мартина, К. Уолтмана-Гринвуда, Л. А. Герсова и других.
Необходимость изучения процесса адаптации первоклассника с ограничениями жизнедеятельности в рамках инклюзивного подхода в образовании определила тему нашего исследования.
В данной работе рассмотрены основные принципы инклюзивного образования, особенности социально-психологической адаптации первоклассников в школе, а также процесс адаптации ребенка с ограничениями жизнедеятельности в общеобразовательной школе.
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: адаптация первоклассника с детским церебральным параличом в общеобразовательной школе.
Цель: Выявить условия эффективной адаптации первоклассника с детским церебральным параличом в общеобразовательной школе.
Используя метод анализа случая, мы пытаемся оценить риски, выявить проблемы, обозначить возможные способы их решения при адаптации первоклассника с детским церебральным параличом к школе в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза: Для успешной адаптации первоклассника с ограничениями жизнедеятельности в общеобразовательной школе необходимо:
1. Активная поддержка со стороны родителей ребенка с особыми потребностями;
2. Включение в коллектив одноклассников;
3. Усвоение новых норм и требований.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы в исследовании поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные принципы и подходы в инклюзивном образовании;
- изучить и проанализировать различные модели и выделить критерии социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе;
- проанализировать особенности адаптации ребенка с ограничениями жизнедеятельности в общеобразовательной школе по выделенным критериям адаптации;
- выделить условия, способствующие успешной адаптации первоклассника с детским церебральным параличом к условиям инклюзивного обучения в массовой школе.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №8 «Созидание» города Красноярска. Первый класс, 27 детей в возрасте 7-8 лет.
Исследование проводилось в жанре анализа конкретного случая:
- Метод включенного наблюдения;
- Рисуночный тест «Мой класс»;
- Рисуночный тест «Моя школа»;
- Тест «Лесная школа»;
- Интервью с мамой ребенка с ограничениями жизнедеятельности, с учителем, самим ребенком, а также его одноклассниками;
- Анкетирование;
- Методика Гэри Банча «Круг друзей»;
- Рисуночная методика «Рисунок семьи»;
- Методика Рене Жиля.
К обучению и воспитанию детей с ограничениями жизнедеятельности все больше предлагается инновационных подходов. Включение детей с ограничениями жизнедеятельности в образовательный процесс в общеобразовательные школы по месту жительства - новый подход российского образования и носит название «инклюзивное образование». Независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей оно предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии.
Детям с особенностями развития вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность, также дети научатся общаться друг с другом, распознавать и принимать различия.
Ребенок с особенностями развития, поступая в обычную школу, проходит процесс адаптации не только, как адаптации в среде здоровых сверстников, но и как адаптации в первом классе, что для любого ребенка является процессом не простым, а иногда даже весьма болезненным.
Любой ребенок, поступивший в первый класс, переживает сложный для него период - период адаптации. Сложность данного периода связана с изменением социальной ситуации развития ребенка и необходимостью приспособления его к новым нормам и требованиям.
Многие авторы посвятили свои исследования проблеме адаптации детей к обучению в школе. В отечественной психологии данной проблематикой занимались Н. В. Беляков, И. В. Дубровина, М. Е. Зеленова, В. Е. Каган, А. В. Петровский, Д. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, В. С. Мухина, Е. Е. Кравцова, С. М. Громбах, Ш. А. Амонашвили и другие. В зарубежной психологии наиболее известны исследования Л. С. Пейджа, М. Мартина, К. Уолтмана-Гринвуда, Л. А. Герсова и других.
Необходимость изучения процесса адаптации первоклассника с ограничениями жизнедеятельности в рамках инклюзивного подхода в образовании определила тему нашего исследования.
В данной работе рассмотрены основные принципы инклюзивного образования, особенности социально-психологической адаптации первоклассников в школе, а также процесс адаптации ребенка с ограничениями жизнедеятельности в общеобразовательной школе.
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: адаптация первоклассника с детским церебральным параличом в общеобразовательной школе.
Цель: Выявить условия эффективной адаптации первоклассника с детским церебральным параличом в общеобразовательной школе.
Используя метод анализа случая, мы пытаемся оценить риски, выявить проблемы, обозначить возможные способы их решения при адаптации первоклассника с детским церебральным параличом к школе в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза: Для успешной адаптации первоклассника с ограничениями жизнедеятельности в общеобразовательной школе необходимо:
1. Активная поддержка со стороны родителей ребенка с особыми потребностями;
2. Включение в коллектив одноклассников;
3. Усвоение новых норм и требований.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы в исследовании поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные принципы и подходы в инклюзивном образовании;
- изучить и проанализировать различные модели и выделить критерии социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе;
- проанализировать особенности адаптации ребенка с ограничениями жизнедеятельности в общеобразовательной школе по выделенным критериям адаптации;
- выделить условия, способствующие успешной адаптации первоклассника с детским церебральным параличом к условиям инклюзивного обучения в массовой школе.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №8 «Созидание» города Красноярска. Первый класс, 27 детей в возрасте 7-8 лет.
Исследование проводилось в жанре анализа конкретного случая:
- Метод включенного наблюдения;
- Рисуночный тест «Мой класс»;
- Рисуночный тест «Моя школа»;
- Тест «Лесная школа»;
- Интервью с мамой ребенка с ограничениями жизнедеятельности, с учителем, самим ребенком, а также его одноклассниками;
- Анкетирование;
- Методика Гэри Банча «Круг друзей»;
- Рисуночная методика «Рисунок семьи»;
- Методика Рене Жиля.
У ребенка с ограничениями жизнедеятельности, а именно с детским церебральным параличом, процесс адаптации в общеобразовательной школе, проходит значительно сложнее, чем у ребят с типичным развитием. Именно потому, что ребенку с ограничениями жизнедеятельности приходится адаптироваться не только к школе, что и для любого первоклассника является весьма болезненным процессом, но так же ему необходимо приспособиться к среде типичных сверстников.
В ходе проведенного нами исследования, которое основывалось на конкретном случае Марии Б., мне удалось выяснить, что у Маши не возникли трудности по параметрам, предусмотренным Г. А. Дорофеевой, а именно: по положительному отношению к школе, адекватному восприятию школьных требований, легкому усвоению школьного материала, проявлению самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений, благоприятному статусному положению в классе. Есть некоторые трудности в пункте, который называется «умение входить в контакт с взрослыми и с сверстниками». По результатам проанализированной степени дифференциации взаимоотношений, мы видим, что Марию, не отметили в числе друзей не один из ее одноклассников, хотя со своей стороны она сделала такой выбор. Следовательно, мы можем предположить, что Марии не удалось завести настоящих друзей, несмотря на то, что одноклассники не отказываются от общения с ней.
Не отметив особых проблем в адаптации у Марии, мы выявили, однако, что Мария не очень близка со своими родителями.
Мы считаем, что именно данный фактор мог повлиять на то, что Мария не смогла обрести в школе настоящих друзей, ведь в начальной школе способность ребенка к взаимодействию в новой социальной среде зависит от опыта семейных отношений.
Поскольку, в наших наблюдениях мы не можем отметить никаких трудностей в общении между Машей и ее одноклассниками, но видим трудности в общении с родителями, то это, несомненно, риск, который может привести к социальной дезадаптации в дальнейшем.
В ходе наших наблюдений мы не увидели, никаких специальных действий педагога, направленных на преодоление трудностей в общении детей, а так же в ходе беседы она не сделала на этом акцент. Для преодоления данного риска мы можем порекомендовать следующий педагогический ход: педагогу необходимо выстроить специальную деятельность, направленную на сплочение коллектива. А конкретно сделать акцент на тех детях, которых Мария считает своими друзьями, чтобы и те, в свою очередь, начали считать ее своей подругой.
В ходе проведенного нами исследования, которое основывалось на конкретном случае Марии Б., мне удалось выяснить, что у Маши не возникли трудности по параметрам, предусмотренным Г. А. Дорофеевой, а именно: по положительному отношению к школе, адекватному восприятию школьных требований, легкому усвоению школьного материала, проявлению самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений, благоприятному статусному положению в классе. Есть некоторые трудности в пункте, который называется «умение входить в контакт с взрослыми и с сверстниками». По результатам проанализированной степени дифференциации взаимоотношений, мы видим, что Марию, не отметили в числе друзей не один из ее одноклассников, хотя со своей стороны она сделала такой выбор. Следовательно, мы можем предположить, что Марии не удалось завести настоящих друзей, несмотря на то, что одноклассники не отказываются от общения с ней.
Не отметив особых проблем в адаптации у Марии, мы выявили, однако, что Мария не очень близка со своими родителями.
Мы считаем, что именно данный фактор мог повлиять на то, что Мария не смогла обрести в школе настоящих друзей, ведь в начальной школе способность ребенка к взаимодействию в новой социальной среде зависит от опыта семейных отношений.
Поскольку, в наших наблюдениях мы не можем отметить никаких трудностей в общении между Машей и ее одноклассниками, но видим трудности в общении с родителями, то это, несомненно, риск, который может привести к социальной дезадаптации в дальнейшем.
В ходе наших наблюдений мы не увидели, никаких специальных действий педагога, направленных на преодоление трудностей в общении детей, а так же в ходе беседы она не сделала на этом акцент. Для преодоления данного риска мы можем порекомендовать следующий педагогический ход: педагогу необходимо выстроить специальную деятельность, направленную на сплочение коллектива. А конкретно сделать акцент на тех детях, которых Мария считает своими друзьями, чтобы и те, в свою очередь, начали считать ее своей подругой.
Подобные работы
- Формы и методы работы педагога-психолога с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (Теория социальной педагогики, Башкирский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации системы образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - Особенности включения в школьную жизнь первоклассников с инвалидностью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Психологическое консультирование педагогов по вопросам вхождения в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями (Сургутский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психодиагностика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Программа психологического сопровождения адаптации к школе
первоклассников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - Формирование словаря притоков у первоклассников с залсриской психического развитии посредством словесных игр
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ГЛУХИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СЛЫШАЩИМИ СВЕРСТНИКАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2019 - Изучение эмоционально-волевой сферы младших школьников детей с ОВЗ в условиях учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025



