ВВЕДЕНИЕ 3
1 Адаптация первоклассника с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательной школы 6
1.1 Психологические особенности развития младшего школьного возраста 6
1.2 Адаптация ребенка к школе 9
1.3 Особенности адаптации ребенка с детским церебральным
параличом к школе 18
2 Эмпирический анализ адаптации ребенка с детским церебральным
параличом к школьному обучению 23
2.1 Модель и методики исследования 23
2.2 Описание и обсуждение результатов исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 49
ПРИЛОЖЕНИЕ В 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 54
ПРИЛОЖЕНИЕ З 55
В Российской системе образования дети, имеющие ту или иную форму инвалидности, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах - интернатах. Таким образом, такие дети, зачастую, бывают оторваны от своей семьи, от сверстников с обычным ходом развития и от общества в целом, что в свою очередь препятствует социализации и интеграции этих детей, а также раскрытию их потенциала.
К обучению и воспитанию детей с ограничениями жизнедеятельности все больше предлагается инновационных подходов. Включение детей с ограничениями жизнедеятельности в образовательный процесс в общеобразовательные школы по месту жительства - новый подход российского образования и носит название «инклюзивное образование». Независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей оно предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии.
Детям с особенностями развития вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность, также дети научатся общаться друг с другом, распознавать и принимать различия.
Ребенок с особенностями развития, поступая в обычную школу, проходит процесс адаптации не только, как адаптации в среде здоровых сверстников, но и как адаптации в первом классе, что для любого ребенка является процессом не простым, а иногда даже весьма болезненным.
Любой ребенок, поступивший в первый класс, переживает сложный для него период - период адаптации. Сложность данного периода связана с изменением социальной ситуации развития ребенка и необходимостью приспособления его к новым нормам и требованиям.
Многие авторы посвятили свои исследования проблеме адаптации детей к обучению в школе. В отечественной психологии данной проблематикой занимались Н. В. Беляков, И. В. Дубровина, М. Е. Зеленова, В. Е. Каган, А. В. Петровский, Д. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, В. С. Мухина, Е. Е. Кравцова, С. М. Громбах, Ш. А. Амонашвили и другие. В зарубежной психологии наиболее известны исследования Л. С. Пейджа, М. Мартина, К. Уолтмана-Гринвуда, Л. А. Герсова и других.
Необходимость изучения процесса адаптации первоклассника с ограничениями жизнедеятельности в рамках инклюзивного подхода в образовании определила тему нашего исследования.
В данной работе рассмотрены основные принципы инклюзивного образования, особенности социально-психологической адаптации первоклассников в школе, а также процесс адаптации ребенка с ограничениями жизнедеятельности в общеобразовательной школе.
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: адаптация первоклассника с детским церебральным параличом в общеобразовательной школе.
Цель: Выявить условия эффективной адаптации первоклассника с детским церебральным параличом в общеобразовательной школе.
Используя метод анализа случая, мы пытаемся оценить риски, выявить проблемы, обозначить возможные способы их решения при адаптации первоклассника с детским церебральным параличом к школе в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза: Для успешной адаптации первоклассника с ограничениями жизнедеятельности в общеобразовательной школе необходимо:
1. Активная поддержка со стороны родителей ребенка с особыми потребностями;
2. Включение в коллектив одноклассников;
3. Усвоение новых норм и требований.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы в исследовании поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные принципы и подходы в инклюзивном образовании;
- изучить и проанализировать различные модели и выделить критерии социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе;
- проанализировать особенности адаптации ребенка с ограничениями жизнедеятельности в общеобразовательной школе по выделенным критериям адаптации;
- выделить условия, способствующие успешной адаптации первоклассника с детским церебральным параличом к условиям инклюзивного обучения в массовой школе.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №8 «Созидание» города Красноярска. Первый класс, 27 детей в возрасте 7-8 лет.
Исследование проводилось в жанре анализа конкретного случая:
- Метод включенного наблюдения;
- Рисуночный тест «Мой класс»;
- Рисуночный тест «Моя школа»;
- Тест «Лесная школа»;
- Интервью с мамой ребенка с ограничениями жизнедеятельности, с учителем, самим ребенком, а также его одноклассниками;
- Анкетирование;
- Методика Гэри Банча «Круг друзей»;
- Рисуночная методика «Рисунок семьи»;
- Методика Рене Жиля.
У ребенка с ограничениями жизнедеятельности, а именно с детским церебральным параличом, процесс адаптации в общеобразовательной школе, проходит значительно сложнее, чем у ребят с типичным развитием. Именно потому, что ребенку с ограничениями жизнедеятельности приходится адаптироваться не только к школе, что и для любого первоклассника является весьма болезненным процессом, но так же ему необходимо приспособиться к среде типичных сверстников.
В ходе проведенного нами исследования, которое основывалось на конкретном случае Марии Б., мне удалось выяснить, что у Маши не возникли трудности по параметрам, предусмотренным Г. А. Дорофеевой, а именно: по положительному отношению к школе, адекватному восприятию школьных требований, легкому усвоению школьного материала, проявлению самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений, благоприятному статусному положению в классе. Есть некоторые трудности в пункте, который называется «умение входить в контакт с взрослыми и с сверстниками». По результатам проанализированной степени дифференциации взаимоотношений, мы видим, что Марию, не отметили в числе друзей не один из ее одноклассников, хотя со своей стороны она сделала такой выбор. Следовательно, мы можем предположить, что Марии не удалось завести настоящих друзей, несмотря на то, что одноклассники не отказываются от общения с ней.
Не отметив особых проблем в адаптации у Марии, мы выявили, однако, что Мария не очень близка со своими родителями.
Мы считаем, что именно данный фактор мог повлиять на то, что Мария не смогла обрести в школе настоящих друзей, ведь в начальной школе способность ребенка к взаимодействию в новой социальной среде зависит от опыта семейных отношений.
Поскольку, в наших наблюдениях мы не можем отметить никаких трудностей в общении между Машей и ее одноклассниками, но видим трудности в общении с родителями, то это, несомненно, риск, который может привести к социальной дезадаптации в дальнейшем.
В ходе наших наблюдений мы не увидели, никаких специальных действий педагога, направленных на преодоление трудностей в общении детей, а так же в ходе беседы она не сделала на этом акцент. Для преодоления данного риска мы можем порекомендовать следующий педагогический ход: педагогу необходимо выстроить специальную деятельность, направленную на сплочение коллектива. А конкретно сделать акцент на тех детях, которых Мария считает своими друзьями, чтобы и те, в свою очередь, начали считать ее своей подругой.
1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников. - М., 2002.
2. Алехина, С. В., Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» / С. В. Алехина, В. К. Зарецкий - М., 2010. С.104 - 116.
3. Алешина, Н. Обучение на дому: по необходимости и по желанию [Электронный ресурс] / Н. Алешина, Режим доступа: www.7ya.ru.
4. Андреева, Д. А. О понятии адаптации / Человек и общество. -1983.
5. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М., 1989.
6. Безруких, М. М. Какой он - современный первоклассник? Предварительные результаты популяционного исследования // Школьный психолог. 2013. - С. 25-26.
7. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе. - М.: «АСТ», 2004.
8. Беличева, С. А. Типология детско-подростковой дезадаптации и стратегия диагностико-коррекционной работы / Проблемы социальной психологии и психодиагностики отклоняющегося поведения. - М., 1998.
9. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.
10. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1998.
11. Блонский, П. П. Психология младшего школьника / под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. - М.: Воронеж, 1997.
12. Бодалёв, А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., МГУ, 1982. - С. 198.
13. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М.: Воронеж, 1995.
14. Большой юридический словарь [Электронный ресурс] . - Режим доступа: http://petrograd.biz/dictionaries/dict_big_law10.php.
15. Бондаренко, Г. И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей / Дефектология, 1998, №6. - С. 15-23.
16. Борисова, Н. В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. Н. В. Борисова, С. А. Прушинский - М., 2009.
17. Борисова, О. В. Проблема адаптации первоклассников к школе. / О. В. Борисова, Л. И. Зябирова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014, № 6.
18. Брюлина, Е. В. Домашнее обучение: за и против / Е.В. Брюлина [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.psyhelp.rodim.ru.
19. Венгер, А. Л Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - М., 1989.
20. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрационное руководство / А.Л. Венгер. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
21. Верещагина, Е. А. Социально - профессиональные и ценностные ориентации педагогов общеобразовательных школ в условиях модернизации социального института образования / Е. А. Верещагина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: «Социология», 2011 г. Выпуск 2.
22. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995.
23. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6т. М.; 1982.
24. Гагай, В. В. Механизм совладания с трудными ситуациями и адаптация первоклассников к школе. / В. В. Гагай, К. Ю. Гринева // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования» - 2014, № 1.
25. Гагай, В. В. Особенности школьной адаптации первоклассников
как трудной жизненной ситуации для детей и родителей / В. В. Гагай, К. Ю.Гринева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013, № 2.
26. Гиппенрейтер, Ю. Б. Уроки общения с ребенком // Эксперимент и инновации в школе. - 2011, № 6. С.65-71.
27. Грюневальд, К. Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями. СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2003. - 142с.
28. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей. - М., 2001.
29. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие / под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной — М., 1993.
30. Дименштейн, Р. П., Интеграция или инклюзия? Споры о словах и нерешенные проблемы образования особых детей / Р.П. Дименштейн, И.В. Ларикова [Электронный ресурс] - Режим доступа: www. perspektiva-inva. ru.
31. Добровольская, Т. А. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина // Социологические исследования. - 1993. - №2 1. - С. 62-66.
32. Дорожевец, Т. В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1994. С. 16.
33. Дорофеева, Г. А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности / Прикладная психология, 2001, №3. - С. 75-93.
34. Дорофеева, Г. А. Технологическая карта работы учителя с первоклассниками в период их адаптации к школьному обучению (Начальная школа плюс, минус) - 2001, №12.
35. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учеб. пособие / Т.В. Егорова - Балашов, 2002.
36. Ертанова, О. Н. Мы и особенные дети / Внешкольник, 1999, №9. - С. 14-16.
37. Зотова, А. М. Интеграция ребёнка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации / Дефектология, 1997, №6. - С. 21-25.
38. Иванова, В. С. Модель психологического сопровождения профилактической работы с семьей ребенка-инвалида с дцп в системе образования. / В. С. Иванова, Н. К. Грицкевич. // Вестник Томского государственного педагогического университета - 2011, № 6.
39. Исследование конкретного случая в социально-педагогических практиках : учеб. пособие / Бутенко А. В., Чистохина А. В. - Красноярск: ИПК СФУ, 2009. - С. 16.
40. Кириллова, М. И. К вопросу подготовки специалистов по организации и управлению инклюзивным образованием / Вектор науки ТГУ. - 2012, №1.
41. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько - М.: Просвещение, 1988. - С. 66-69.
42. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. - М., 1997.
43. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 39-85.
44. Крайникова, Т. А. Блочно-модульная программа оказания психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению // Социально-экономические явления и процессы- 2014. - № 12 / том 9 .
45. Крайникова, Т. А. Коррекционно-развивающая программа эмоционального и коммуникативного развития первоклассников в период адаптации к школе. // Социально-экономические явления и процессы - 2014, № 9 / том 9.
46. Кумарина, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. - М., 2001.
47. Литвиненко, Н. В. Дезадаптация первоклассников с дцп к образовательной среде школы /Н. В. Литвиненко, Е. И. Петрова / Educatio - 2015, № 4.
48. Лозинский, А. С. Особенности биологической адаптации первоклассников с различным уровнем готовности к обучению в школе. А. С. Лозинский, Е. В. Булычева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011, № 16.
49. Люленкова, О. Ю. Факторы адаптации детей к школе // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 84-87.
50. Магомедова К. А. Диагностика уровня адаптации первоклассников / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - 2010, № 2.
51. Максимова, М. В. Психологические условия школьной адаптации (1-3 классы): дис. канд. психол. наук. - М., 1994.
52. Малофеев, Н. Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями / Дефектология, 2001, №5. - С. 3-10.
53. Малофеев, Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна // Альманах ИКПРАО. 2007. № 11. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ikprao.ru/almanah/11/st01.htm.
54. Малофеев, Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / Дефектология, 1997, №4. - С. 3-15.
55. Михеев, В. В. Нервные болезни.
56. Мухина, B. Возрастная психология. Феноменология развития
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/05.php.
57. Николаева, Н. М. Влияние трудной жизненной ситуации на процесс адаптации первоклассников к школе / Н. М. Николаева // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения - 2014, № 4.
58. Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями: Теоретические основы и практический опыт / Сост. Грюневальд К., СПб., 2003. - 144с.
59. Нурмухаметова, Л. Г. Адаптация первоклассников к обучению в школе / Г. Р. Салаватова, В. Р. Бильданова // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7. С. 2.
60. Проблемы социализации детей-инвалидов. Методические материалы к спецкурсу / Сост. Синцова Л.К., Барнаул, 1998. - С. 14.
61. Психология младшего школьника для учителя и родителей: учебно-методическое пособие / Авт. - сост.- А.Н.Панфилов, Г. М. Льдокова и др.; науч. ред. Г. М. Льдокова. - Елабуга, 2012. - С. 312.
62. Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски. Сб. научно-практических, проектных и методических материалов. - М., 1999. - С. 240.
63. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Чебное пособие. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998 - С. 672.
64. Романов, П. В. Образовательная интеграция детей-инвалидов / П. В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова [Электронный ресурс] // Режим достпа: www.paralife.narod.ru.
65. Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации. - СПб.: «Врачи детям», «Эвричайлд»/ Л. М. Абросова, Л. В. Смыкало, К. В. Степанова, В. А Швецова, К. Уайнрайт, 2008. - С. 120.
66. Семенова, К. А. Детские церебральные параличи. - М., 1968.
67. Смирнова, Е. Р. Семья нетипичного ребенка - Саратов, 1996.
68. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. No 273 -ФЗ) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovani-dok.html.- [Дата обращения 19.05.2016].
69. Хаджинова, Е. П. Эмоциональное состояние, особенности внимания и антистрессорные реакции у первоклассников с разными типами профиля латеральной организации мозга. / Е. П. Хаджинова, Л. К. Бусловская // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки. - 2012, № 15.
70. Хачатрян, Н. Л. Влияние стиля педагогического общения на процесс психологической адаптации первоклассников к школе / Н. Л. Хачатрян // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014, № 4 .
71. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении. - Томск, 1993.
72. Чарова , О. Б. Особенности материнского отношения к ребёнку с интеллектуальным недоразвитием / О. Ю. Чарова, Е. А. Савина / Дефектология, 1999, №5. - С. 34-39.
73. Шинтарь, З. Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие / З. Л. Шинтарь. - Ш62 Гродно: ГрГУ,2002. - С. 119.
74. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. - М., 2002. - С. 496.
75. Эльконин, Д. Б. Избранное. - М., 1996.
76. Эхо Столицы. - Якутск [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.znaem-mozhem.ru/node/2775 (Дата обращения 17.01.16).
77. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина - СПб.: «Питер», 2004.
78. Anlia, S. The roles of special educator? and classroom teachers in an inclusive school / S. Апйа tt S, Deaf Stud DeofEdue. 1999. - V,4, - P. 203-2 N.
79. Bonsai, R, Elementary education and iu impact on health t R Bansal H Br Med. J.- 1999,-V.3I8. P. MI-14J.
80. Horney, K. Feminine psychology. New York: Norton. - 1926/1967.
81. Ismagilova, A. G. Psychological Aspects of the Pedagogical Interaction Style of the Kindergarten Educator / A. G. Ismagilova // Progress in Education. -2001, Vol. 5. P. 21-29.
82. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-
kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2013/01/09/sotsialnaya-adaptatsiya
Дата обращения (17.01.16).
83. Режим доступа: http://opmpk68.ru/konsultatsii/dlya-pedagogov/182- metodicheskie-rekomendatsii-po-obucheniyu-detej-s-ovz-v-obrazovatelnoj-shkole
Дата обращения (17.01.16).