Лексическая репрезентация гендерных стереотипов в современных масс-медиа
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические основания изучения гендерных стереотипов 7
1.1. Г ендер как социокультурный феномен 7
1.2. Гендерные исследования в лингвистике 10
1.3. Развитие гендерной лингвистики в России и за рубежом 15
1.4. Г ендерные стереотипы как область изучения лингвистики 22
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. Лексические средства репрезентации гендерных стереотипов всовременных СМИ 28
2.1. Мужской и женский образы в СМИ, созданные на основе гендерных
стереотипов 28
2.2. Лексика, использованная для репрезентации гендерных стереотипов в
женских журналах за 2014 и 2024 годы 35
2.3. Лексика, использованная для репрезентации гендерных стереотипов в
мужских журналах за 2014 и 2024 годы 45
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 55
ГЛАВА 1. Теоретические основания изучения гендерных стереотипов 7
1.1. Г ендер как социокультурный феномен 7
1.2. Гендерные исследования в лингвистике 10
1.3. Развитие гендерной лингвистики в России и за рубежом 15
1.4. Г ендерные стереотипы как область изучения лингвистики 22
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. Лексические средства репрезентации гендерных стереотипов всовременных СМИ 28
2.1. Мужской и женский образы в СМИ, созданные на основе гендерных
стереотипов 28
2.2. Лексика, использованная для репрезентации гендерных стереотипов в
женских журналах за 2014 и 2024 годы 35
2.3. Лексика, использованная для репрезентации гендерных стереотипов в
мужских журналах за 2014 и 2024 годы 45
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 55
В настоящее время все больший интерес у лингвистов, социологов, психологов, историков и даже политиков вызывает такое новое направление в гуманитарной науке, как гендерные исследования. Изучение гендерной проблематики затрагивает различные явления культуры и общества, которые определяют поведение людей в силу отнесенности к тому или иному гендеру, а также факторы, влияющие на отношение в социуме к женщинам и мужчинам.
Такая направленность исследований гендера привела к тому, что к концу XX века исследования пола перешли из сферы физиологии в область гуманитарных наук. Благодаря этому, гендерные роли, маскулинность и феминность стали восприниматься как концепты культуры, а не биологически детерминированные факторы. В связи с этим по-другому стали рассматриваться гендерные стереотипы: почему женский образ чаще всего преподносится как хранительница очага, а мужчина имеет стереотипный образ сильного профессионала, если это не биологическая предрасположенность, почему определенный пол закрепляет за собой именно такие гендерные роли? Закрепление гендерных ролей происходит через призму усвоения стереотипов, основанных на представлениях о женственности и мужественности.
Исследователи считают, что гендерные стереотипы наиболее ярко проявляются именно в языке. Ожидания относительно того, какими должны быть мужчина и женщина, требования к их физическим и ментальным показателям отражаются в фольклоре, литературе, а также в кинематографе. В современном мире самым влиятельной сферой отражения гендерных стереотипов являются масс-медиа.
Сейчас средства массовой информации играют огромную роль в жизни каждого человека, они окружают нас с самого детства, а потому являются средством социализации и формирования мировоззрения. От билбордов, заголовков, газет, статей, рекламе в метро и на улицах не скрыться даже тому, кто избегает активного пребывания в медиа-пространстве.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире, когда человек имеет возможность каждый день видеть в гаджетах тысячи людей и неосознанно себя с ними сравнивать, гендерные стереотипы, представленные в масс-медиа, оказывают большое влияние на восприятие человеком себя и своей идентичности. Наше исследование рассматривает пути и уровни лексического отражения в СМИ стереотипов о женственном и мужественном, которые постоянно видоизменяются с течением времени, с появлением новых общественных движений, а также в связи с быстро меняющимися взглядами на различные критерии идеальности, диктуемыми прежде всего СМИ.
Сейчас, когда какие-то представления о долженствованиях женщин или мужчин пропадают из медиа-повестки, появляются новые, а также в целом постепенно ослабляется влияние пола человека на то, каким он в связи с ним должен быть, необходимо чаще проводить различные гендерные исследования, для того чтобы они отвечали текущей реальности. Этим определяется новизна данного исследования.
Цель данной ВКР - выявление лексических единиц, репрезентирующих гендерные стереотипы в современных масс-медиа.
Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить ряд задач:
1. Проанализировать дефиниции термина «гендер» и сопоставить их с определениями биологического пола.
2. Проанализировать динамику изменений гендерных исследований в лингвистике.
3. Определить особенности изучения гендерных стереотипов в современной гендерной лингвистике.
4. Выявить лексические компоненты, с помощью которых создается образ мужчины и женщины в современных СМИ.
...
Такая направленность исследований гендера привела к тому, что к концу XX века исследования пола перешли из сферы физиологии в область гуманитарных наук. Благодаря этому, гендерные роли, маскулинность и феминность стали восприниматься как концепты культуры, а не биологически детерминированные факторы. В связи с этим по-другому стали рассматриваться гендерные стереотипы: почему женский образ чаще всего преподносится как хранительница очага, а мужчина имеет стереотипный образ сильного профессионала, если это не биологическая предрасположенность, почему определенный пол закрепляет за собой именно такие гендерные роли? Закрепление гендерных ролей происходит через призму усвоения стереотипов, основанных на представлениях о женственности и мужественности.
Исследователи считают, что гендерные стереотипы наиболее ярко проявляются именно в языке. Ожидания относительно того, какими должны быть мужчина и женщина, требования к их физическим и ментальным показателям отражаются в фольклоре, литературе, а также в кинематографе. В современном мире самым влиятельной сферой отражения гендерных стереотипов являются масс-медиа.
Сейчас средства массовой информации играют огромную роль в жизни каждого человека, они окружают нас с самого детства, а потому являются средством социализации и формирования мировоззрения. От билбордов, заголовков, газет, статей, рекламе в метро и на улицах не скрыться даже тому, кто избегает активного пребывания в медиа-пространстве.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире, когда человек имеет возможность каждый день видеть в гаджетах тысячи людей и неосознанно себя с ними сравнивать, гендерные стереотипы, представленные в масс-медиа, оказывают большое влияние на восприятие человеком себя и своей идентичности. Наше исследование рассматривает пути и уровни лексического отражения в СМИ стереотипов о женственном и мужественном, которые постоянно видоизменяются с течением времени, с появлением новых общественных движений, а также в связи с быстро меняющимися взглядами на различные критерии идеальности, диктуемыми прежде всего СМИ.
Сейчас, когда какие-то представления о долженствованиях женщин или мужчин пропадают из медиа-повестки, появляются новые, а также в целом постепенно ослабляется влияние пола человека на то, каким он в связи с ним должен быть, необходимо чаще проводить различные гендерные исследования, для того чтобы они отвечали текущей реальности. Этим определяется новизна данного исследования.
Цель данной ВКР - выявление лексических единиц, репрезентирующих гендерные стереотипы в современных масс-медиа.
Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить ряд задач:
1. Проанализировать дефиниции термина «гендер» и сопоставить их с определениями биологического пола.
2. Проанализировать динамику изменений гендерных исследований в лингвистике.
3. Определить особенности изучения гендерных стереотипов в современной гендерной лингвистике.
4. Выявить лексические компоненты, с помощью которых создается образ мужчины и женщины в современных СМИ.
...
Проводя анализ лексической репрезентации гендерных стереотипов в СМИ, мы рассмотрели теоретическую базу по данному вопросу и провели исследование в практической части данной ВКР. В ходе изучения теоретического материала мы пришли к следующим выводам:
1. Пол человека и его гендер стали разделять как разные понятия не так давно. Полом человека или биологическим полом является комплекс анатомических, физиологических и генетических характеристик, которые содержат в себе отличие женского организма от мужского. А гендер является продуктом общества и культуры и представляет собой социальный пол человека, социальные и гендерные роли, которые продиктованы не биологическими предрасположенностями, а социальным устройством общества.
2. Гендерные исследования прошли путь от единичного нерегулярного анализа различных фактов о связи языка и пола до собственно гендерных исследований. Также было выяснено, что гендерная лингвистика как относительно молодое направление лингвистического знания, хоть и носит междисциплинарный характер, но продолжает развиваться и формировать собственную методологическую базу.
3. Гендерные стереотипы, являясь разновидностью социального стереотипа, представляют собой эмоционально окрашенную систему стандартизированных ожиданий от мужчин и женщин. Стереотипы обладают большой устойчивостью к изменениям и чаще всего разделяются большинством из общества, где они существуют, поэтому гендерная лингвистика изучает то, как изменяется репрезентация гендерных стереотипов со временем и как меняется восприятие их социумом.
Изучив и проанализировав используемую для репрезентации лексику в женских журналах и мужских журналах за 2014 год, мы сравнили полученные данные с лексикой в женском электронном журнале и мужском электронном журнале за 2024 год, и вот к каким выводам нам удалось прийти:
1. Наиболее устойчивыми к изменениям оказались стереотипы о внешнем виде женщин и мужчин. Стереотип, касающийся женщин, репрезентация которого никак не изменилась за 10 лет - женщины должны быть красивыми, ухоженными, стильными. «Красота требует жертв» и женщины все еще готовы на них идти: СМИ представляют на своих страницах идеализированные, нереалистичные образы, в погоне за которыми женщины готовы на многое. Стереотип, касающийся мужчин, репрезентация которого никак не изменилась за 10 лет - мужчины должны быть сильными, мускулатура должна быть физически развита. Всё также журналы предлагают мужчинами тяжелые тренировки и советуют выполнять их 6 дней в неделю и точно так же, как и женщинам предлагают стремиться к идеалу. На уровне семантики изменений нет, на лексическом уровне появляются некоторые сленговые слова
2. Сильно изменились стереотипы мужчин об идеальных женщинах и браке. Так, например, ранее мужчины брали на себя финансовую ответственность, а дом и дети оставались на жене, сейчас же, согласно использованной в СМИ лексике, мужчины обзаводиться женой и детьми в большинстве своем вовсе не хотят, а от женщины ждут, что она будет работать полный день, но при этом домашние дела и дети также останутся на ней. Изменения произошли и в семантике, и в лексике.
3. Среди женских стереотипов обрел более сильное влияние по сравнению с 2014 годом стереотип о поголовной вере женщинами в астрологию. В журналах за 2014 год данная тема занимала лишь одну статью, в журнале этого года - целый раздел. Такой стереотип активно развивается в обществе, а укрепляют это представление СМИ. На уровне лексики в журналах представлено больше терминологии и «космических» описаний, относящихся к женщинам.
4. Современные СМИ отражают также появление новых тенденций, которые, возможно, перерастут в стереотип. В женском журнале за 2024 год нами было замечено множество статей по укреплению здоровья, полезным продуктам, БАДам и витаминам, а также чуткое отношение к женскому и репродуктивному здоровью. С природой стереотипа эту тенденцию может связывать ссылка на природу: женщинам необходимо следить за здоровьем, чтобы рожать детей.
Нам удалось добиться цели данной ВКР - лексические единицы, являющиеся репрезентацией гендерных стереотипов в современных СМИ были выявлены на материале мужских и женских глянцевых журналов и объединены в тематические группы.
Для преодоления некорректной репрезентации женщин и мужчин, которая осуществляется посредством выстраивания образов на гендерных стереотипах, современные средства массовой информации могут использовать образы с большим учетом индивидуальности человека и презентовать на своих страницах больше реальных людей со своей особой идентичностью. Тогда лексика будет более разнообразной и будет предполагать различные вариации того, как могут выглядеть женщины и мужчины, как они могут поступать и думать, а также чем заниматься в жизни.
1. Пол человека и его гендер стали разделять как разные понятия не так давно. Полом человека или биологическим полом является комплекс анатомических, физиологических и генетических характеристик, которые содержат в себе отличие женского организма от мужского. А гендер является продуктом общества и культуры и представляет собой социальный пол человека, социальные и гендерные роли, которые продиктованы не биологическими предрасположенностями, а социальным устройством общества.
2. Гендерные исследования прошли путь от единичного нерегулярного анализа различных фактов о связи языка и пола до собственно гендерных исследований. Также было выяснено, что гендерная лингвистика как относительно молодое направление лингвистического знания, хоть и носит междисциплинарный характер, но продолжает развиваться и формировать собственную методологическую базу.
3. Гендерные стереотипы, являясь разновидностью социального стереотипа, представляют собой эмоционально окрашенную систему стандартизированных ожиданий от мужчин и женщин. Стереотипы обладают большой устойчивостью к изменениям и чаще всего разделяются большинством из общества, где они существуют, поэтому гендерная лингвистика изучает то, как изменяется репрезентация гендерных стереотипов со временем и как меняется восприятие их социумом.
Изучив и проанализировав используемую для репрезентации лексику в женских журналах и мужских журналах за 2014 год, мы сравнили полученные данные с лексикой в женском электронном журнале и мужском электронном журнале за 2024 год, и вот к каким выводам нам удалось прийти:
1. Наиболее устойчивыми к изменениям оказались стереотипы о внешнем виде женщин и мужчин. Стереотип, касающийся женщин, репрезентация которого никак не изменилась за 10 лет - женщины должны быть красивыми, ухоженными, стильными. «Красота требует жертв» и женщины все еще готовы на них идти: СМИ представляют на своих страницах идеализированные, нереалистичные образы, в погоне за которыми женщины готовы на многое. Стереотип, касающийся мужчин, репрезентация которого никак не изменилась за 10 лет - мужчины должны быть сильными, мускулатура должна быть физически развита. Всё также журналы предлагают мужчинами тяжелые тренировки и советуют выполнять их 6 дней в неделю и точно так же, как и женщинам предлагают стремиться к идеалу. На уровне семантики изменений нет, на лексическом уровне появляются некоторые сленговые слова
2. Сильно изменились стереотипы мужчин об идеальных женщинах и браке. Так, например, ранее мужчины брали на себя финансовую ответственность, а дом и дети оставались на жене, сейчас же, согласно использованной в СМИ лексике, мужчины обзаводиться женой и детьми в большинстве своем вовсе не хотят, а от женщины ждут, что она будет работать полный день, но при этом домашние дела и дети также останутся на ней. Изменения произошли и в семантике, и в лексике.
3. Среди женских стереотипов обрел более сильное влияние по сравнению с 2014 годом стереотип о поголовной вере женщинами в астрологию. В журналах за 2014 год данная тема занимала лишь одну статью, в журнале этого года - целый раздел. Такой стереотип активно развивается в обществе, а укрепляют это представление СМИ. На уровне лексики в журналах представлено больше терминологии и «космических» описаний, относящихся к женщинам.
4. Современные СМИ отражают также появление новых тенденций, которые, возможно, перерастут в стереотип. В женском журнале за 2024 год нами было замечено множество статей по укреплению здоровья, полезным продуктам, БАДам и витаминам, а также чуткое отношение к женскому и репродуктивному здоровью. С природой стереотипа эту тенденцию может связывать ссылка на природу: женщинам необходимо следить за здоровьем, чтобы рожать детей.
Нам удалось добиться цели данной ВКР - лексические единицы, являющиеся репрезентацией гендерных стереотипов в современных СМИ были выявлены на материале мужских и женских глянцевых журналов и объединены в тематические группы.
Для преодоления некорректной репрезентации женщин и мужчин, которая осуществляется посредством выстраивания образов на гендерных стереотипах, современные средства массовой информации могут использовать образы с большим учетом индивидуальности человека и презентовать на своих страницах больше реальных людей со своей особой идентичностью. Тогда лексика будет более разнообразной и будет предполагать различные вариации того, как могут выглядеть женщины и мужчины, как они могут поступать и думать, а также чем заниматься в жизни.
Подобные работы
- Лексическая репрезентация гендерных стереотипов в современных масс-медиа
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Специфика визуальной репрезентации женского образа в глянцевых журналах для девушек
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Гендерные особенности экспрессивности в современных английских рекламных слоганах и их учет в технологии обучения прагматическому чтению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ПОЛИТИКА В РОССИЙСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ СМИ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ОЦЕНКИ В ГЛЯНЦЕВЫХ ИЗДАНИЯХ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - Гендерно-аксиологическая специфика гламурно-глянцевых текстов
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Психолингвистические особенности рекламного текста (на материале журнала «Правила жизни»)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2024 - ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА «ИДЕАЛЬНОГО ОТЦА» (НА МАТЕРИАЛЕ «ГЛЯНЦЕВЫХ» ЖУРНАЛОВ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017





