Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль вводных компонентов в художественном тексте (на материале прозы А.П. Чехова)

Работа №174346

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы68
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Роль вводных компонентов в художественном тексте 6
1.1. Понятие вводности в художественном тексте 6
1.2. Классификация вводных компонентов в художественном тексте 13
Выводы по 1 главе 19
ГЛАВА 2. Роль вводных компонентов в прозе А. П. Чехова 20
2.1. Особенности чеховского стиля 20
2.2. Анализ вводных конструкций в прозе А. П. Чехова 41
Выводы по 2 главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62


B художественном тексте автор определяется как личность, предстающая в произведении и выраженная через языковое пространство субъекта. Совокупность языковых средств реконструирует уникальное сознание писателя, представляющее его ценности, установки, цели. Через анализ языковой личности писателя происходит выявление и понимание его жизненных доминант и мотивов, которые находят отражение в создаваемых им текстах.
Рассмотрение образа автора является главной задачей для предметного анализа индивидуальных особенностей стиля, подразумевающего образ создателя художественного текста, который возникает только в результате когнитивной деятельности читателя. Образ автора как проявление категории субъектности является стержнем, составляющим единство всех элементов структуры литературного произведения [Ливинская, 2018, с. 66].
Усиление роли стилизации связано, прежде всего, с ощущением изжитости старых установок и ценностей. Апробация новых эстетических идей происходит не только в форме отказа от прежних достижений, но и в форме обновления и перепроверки их через стилизацию.
Пристальный интерес к Чехову обусловлен осознанием того, что в его творчестве заложены некие принципы и особенности, объясняющие многое в литературе конца XIX - начала XX века, и современной литературе. Поэтому одной из важнейших задач становится изучение произведений А.П. Чехова как художника-предтечи, глубокого и многостороннего новатора, который замыкает один этап развития русской литературы и открывает другой. Выяснение этой роли требует коллективных усилий исследователей [Кубасов, 1998, с. 76].
Таким образом, актуальность выбранной проблемы заключается в пристальном внимании ученых к творчеству А. П. Чехова как новатору в форме письма. А. П. Чехов создал поистине неповторимым образы, которые до сих пор представляют интерес для изучения...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучением вводности занималось большое количество исследователей и их мнения совпадают в том, что вводность - разностороннее явление, которое можно рассматривать в нескольких аспектах. Вводность определяется как использование в тексте вводных конструкций, которые выполняют определенные функции в предложении и являются относительно независимыми членами предложения. В некоторых случаях вводные конструкции (не отдельные слова) грамматически и лексически связаны с текстом.
Вводными конструкциями могут быть отдельные слова, словосочетания и предложения, они несут как определенный смысл и придают предложению развернутости и красоты, так и не иметь какой-либо смысловой нагрузки, то есть не играть важную, существенную роль в предложении. Без вводных конструкций предложения всегда точны и лаконичны.
В творчестве А. П. Чехова можно найти множество примеров, взятых из собственного жизненного опыта. Автор, пытаясь своей манерой и стилем письма донести главную информацию до читателя, является в тексте языковой личностью. В произведениях Чехова присутствуют черты, присущие только Чехову, среди которых можно выделить юмористическое содержание (но не подобное басне), посредством чего происходит высмеивание определенных качеств человека, которые не являются образцовыми.
В своих произведениях А.П. Чехов широко использует вводные конструкции. Они помогают понять идею произведения, глубже раскрыть характер персонажа, визуализировать его образ и проникнуть в эмоциональное состояние. Все субъективно-модальные значения делятся на два разряда:
1. эмоционально окрашенные;
2. рационально-оценочные.
Присоединение той или иной конструкции по субъективно-модальным свойствам к одному из двух разрядов всецело зависит от контекста. Одна и та же лексическая форма может выражать разные субъективно-модальные значения.
Большинство дополнительных средств выражения одинаково используются при характеристике эмоционально окрашенных и рационально-оценочных высказываний. Интонация, специальные конструкции, лексические повторы являются отличительными средствами выражения субъективной модальности эмоциональных структур.
Вводные слова и словосочетания, вводные предложения одинаково используются для выражения рациональных и эмоциональных свойств. Модальные же фразеологизмы имеют только эмоциональную характеристику. Методом статистических подсчётов было установлено, что в произведениях Чехова эмоциональные и рациональные конструкции распределены примерно в одинаковых пропорциях. Это прекрасно иллюстрирует особенности авторской манеры писателя.
Антон Павлович Чехов очень строг в выборе модальных средств. Он предпочитает лаконичные, но яркие и выразительные конструкции. У Чехова-писателя удивительным образом соединяются краткость высказывания и исчерпывающе точная характеристика каждого персонажа.
Автор несколькими штрихами способен создать яркую, эмоционально насыщенную и информативно наполненную картину жизни русского человека. Эффект присутствия в произведениях А.П. Чехова создается во многом благодаря вводным конструкциям, которые с привлечением дополнительных средств или без них очень метко раскрывают внутреннее состояние героев, их мысли, чувства, эмоции, дают читателю толчок для самостоятельных рассуждений.



1. Абрамова В. С. Экзистенциальное сознание и национальное бытие в прозе А. П. Чехова 1890-1990-х годов: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.01.01 / Абрамова Виктория Сергеевна; [Место защиты: Перм. гос. нац. исслед. ун-т]. - Пермь, 2016. - 189 с.
2. Борисова В. А. Семантико-прагматические аспекты категории вводности: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.02.19 / Борисова Вероника Алексеевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»], 2020.- 172 с.
3. Бушканец Л. Е. Чехов и Базаров // А. П. Чехов и И. С. Тургенев: Сб. ст. по мат-лам Междунар. науч.конф. Шестые Скафтымовские чтения: К 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева (Москва, 8-10 ноября 2018 года). М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2020. - с. 93-108.
4. Вакуленко О. Б. Начало текста как элемент композиции малых жанровых форм художественного и научного стилей // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер. 9, 2005, вып. 1. - с. 93-104.
5. Воронцова Т. А. Элементарная стилистика: учеб.-метод. пособие / УдГУ. - Ижевск: Изд-во "Удмуртский университет", 2008. - 130 с.
6. Гаджиева Н. З. Особенности языка произведений А. П. Чехова // Социосфера. № 4. 2014. - с. 54-57.
7. Газаева Л. В. Изучение функционально-семантических классификаций вводных конструкций русского языка // МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 3(64). 2017. - с. 109-111.
8. Гапоненков А. А. Мистика у Тургенева и Чехова // А. П. Чехов и И. С. Тургенев: Сб. ст. по мат-лам Междунар. науч.конф. Шестые Скафтымовские чтения: К 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева (Москва, 8-10 ноября 2018 года). М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2020.
- с. 146-156.
9. Головачёва А. Г. "Ведь мы играем не из денег..." Игра на сцене в пьесах Тургенева и Чехова // А. П. Чехов и И. С. Тургенев: Сб. ст. по мат-лам Междунар. науч.конф. Шестые Скафтымовские чтения: К 200- летию со дня рождения И. С. Тургенева (Москва, 8-10 ноября 2018 года). М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2020. - с. 252-272.
10. Гульченко В. В. Поздние смыслы, или Чехов и Тургенев // А. П. Чехов и И. С. Тургенев: Сб. ст. по мат-лам Междунар. науч.конф. Шестые Скафтымовские чтения: К 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева (Москва, 8-10 ноября 2018 года). М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2020.
- с. 212-223.
11.Загребельная М. К. Читательские впечатления в эпистолярии А. П. Чехова // Личная библиотека А. П. Чехова: литературное окружение и эпоха. Сб. материалов Международной научной конференции. Таганрог, сентябрь 2015 г. - Ростов н/Д: Foundation, 2016. - с. 211-221.
12.Золтан Д. Страх в повестях И. С. Тургенева и А. П. Чехова // А. П. Чехов и И. С. Тургенев: Сб. ст. по мат-лам Междунар. науч.конф. Шестые Скафтымовские чтения: К 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева (Москва, 8-10 ноября 2018 года). М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2020. - с. 157-166.
13.Зубарева В. К. Чехов - основатель позиционного стиля в литературе // ПРАКТИКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Том 3 (1). 2018. - с. 54-69.
14.Зубарева В. Творчество Чехова и системный подход // Творчество А. П. Чехова в свете системного подхода: Коллективная монография / под ред. В. К. Зубаревой, М. Ч. Ларионовой, место издания Charles Schlacks Publisher Idylllwild, с. 6-34.
15. Иванова Н. Ф. Тургеневская сюжетно-фабульная ситуация "Разночинец в гостях у дворян" в прозе Чехова // А. П. Чехов и И. С. Тургенев: Сб. ст. по мат-лам Междунар. науч.конф. Шестые Скафтымовские чтения: К 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева (Москва, 8-10 ноября 2018 года). М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2020. - с. 190-201...50

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ