Роль развивающей предметно-пространственной среды в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста (Московский педагогический государственный университет)
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие и особенности познавательного развития в дошкольном возрасте 6
1.2. Факторы, влияющие на познавательное развитие дошкольников 9
1.3. Психолого-педагогические подходы к созданию условий для познавательного развития 12
ГЛАВА 2. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 16
2.1. Сущность развивающей предметно-пространственной среды 16
2.2. Структура и компоненты развивающей среды в дошкольной организации 19
2.3. Влияние предметно-пространственной среды на формирование познавательной активности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Современное дошкольное образование ориентировано на обеспечение условий для всестороннего развития ребёнка, включая охрану его здоровья, безопасность, а также активное формирование познавательной активности. В этом контексте особенно важным становится создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС), способной эффективно стимулировать когнитивные процессы: внимание, память, мышление, восприятие и речь.
Актуальность темы обусловлена необходимостью научно обоснованного и методически грамотного подхода к организации РППС в условиях дошкольных образовательных учреждений. Несмотря на наличие исследований, многие аспекты влияния среды на развитие познавательной сферы ребёнка требуют дальнейшего изучения. Сложность и многообразие компонентов среды предполагают необходимость комплексного анализа, что делает тему особенно значимой как в социальном, так и в психолого-педагогическом аспектах. Повышение качества образовательной среды напрямую связано с реализацией ФГОС ДО и подготовкой квалифицированных педагогов.
Цель исследования — изучить влияние развивающей предметно-пространственной среды на познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Объект исследования — образовательный процесс в дошкольном учреждении.
Предмет исследования — развивающая предметно-пространственная среда и её влияние на познавательное развитие дошкольников.
Гипотеза исследования (при наличии): грамотно организованная РППС способствует формированию и активному развитию познавательной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие и структуру развивающей предметно-пространственной среды.
2. Изучить влияние РППС на когнитивное развитие дошкольников.
3. Выделить ключевые элементы среды, стимулирующие познавательные процессы.
4. Определить принципы эффективной организации РППС.
5. Разработать практические рекомендации для педагогов по созданию среды, стимулирующей познавательную активность.
Методы исследования:
● теоретический анализ научной и методической литературы;
● наблюдение за детьми в условиях дошкольного учреждения;
● анализ педагогического опыта и диагностика проявлений познавательной активности.
Этапы исследования:
1. Теоретико-аналитический (изучение литературы, постановка целей и задач);
2. Практический (наблюдение, сбор данных);
3. Обобщающий (анализ результатов, формулирование выводов и рекомендаций).
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций по созданию развивающей среды в дошкольных учреждениях, что может быть использовано в практической деятельности педагогов, а также при проектировании образовательных программ.
Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объём составляет 31 страницу.
В ходе проведённого теоретического анализа и рассмотрения научных подходов к теме познавательного развития дошкольников была подтверждена ключевая мысль: развивающая предметно-пространственная среда является одним из важнейших факторов, обеспечивающих формирование и становление познавательной активности ребёнка.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста — это не спонтанный, а закономерный процесс, происходящий при взаимодействии внутренних и внешних условий. К внутренним условиям относятся возрастные особенности, темперамент, мотивация и интересы ребёнка. К внешним — стиль воспитания, характер педагогического взаимодействия, а также качество развивающей среды, в которой ребёнок живёт и обучается. Как показывают труды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других учёных, именно в специально организованной среде, наполненной смыслом, возможностями выбора и вариативности, познание становится активным и осмысленным.
Проведённый анализ структуры РППС позволил выделить её основные компоненты: зоны познания, игры, творчества, речи, моторики, уединения и проектной деятельности. Каждая из этих зон выполняет определённую функцию и воздействует на определённые психические процессы, способствуя формированию таких качеств, как наблюдательность, логическое мышление, воображение, произвольность, инициативность.
Развивающая среда — это не просто набор предметов, но образовательное пространство, организованное с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, создающее условия для его самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности. Она должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной и доступной, а её использование — поддерживаться чутким педагогическим сопровождением.
Таким образом, можно сделать вывод, что грамотно организованная предметно-пространственная среда является важнейшим условием для полноценного познавательного развития детей дошкольного возраста. Она обеспечивает развитие познавательной активности, формирует фундамент для успешного обучения в школе и способствует всестороннему личностному развитию ребёнка как субъекта деятельности и мышления.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Академический Проект, 2003. – 704 с.
2. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие для вузов / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Мозаика-Синтез, 2020. – 160 с.
3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62–76.
4. Деркунская, В. А. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации для воспитателей / В. А. Деркунская. – Москва: Центр педагогического образования, 2013. – 80 с.
5. Запорожец, А. В. Психология действия / А. В. Запорожец. – Москва: Институт практической психологии, 2000. – 736 с.
6. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей / Е. В. Зворыгина, Н. М. Комарова. – Москва: Линка-Пресс, 2000. – 96 с.
7. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: учебное пособие / Т. С. Комарова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005. – 160 с.
8. Кравцов, Г. Г. Психология и педагогика дошкольного образования: учебник для вузов / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. – Москва: Юрайт, 2023. – 389 с.
9. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – 4-е изд. – Москва: Смысл, 2003. – 584 с.
10. Новоселова, С. Л. Развивающая предметно-игровая среда: рекомендации по проектированию / С. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 76–81.
11. Пилюгина, В. Н. Сенсорные способности малыша: игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет / В. Н. Пилюгина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2003. – 112 с.
12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 712 с.
13. Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для студентов вузов / Е. О. Смирнова. – Москва: Владос, 2003. – 368 с.
14. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. – Москва: Просвещение, 1976. – 96 с.
15. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – Москва: Владос, 1999. – 360 с.
16. Агаева, Н. С. Предметно-пространственная среда в ДОУ: принципы проектирования / Н. С. Агаева. – Москва : Сфера, 2014. – 128 с. – Текст : непосредственный.
17. Аманашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Аманашвили. – Москва : Педагогическое общество России, 2002. – 256 с. – ISBN 5-87977-032-9. – Текст : непосредственный.
18. Богуславская, Н. Д. Психология ребенка: от рождения до школы / Н. Д. Богуславская. – Москва : Владос, 2008. – 192 с. – Текст : непосредственный.
19. Гогоберидзе, А. Г. Организация предметно-пространственной среды в группах детского сада / А. Г. Гогоберидзе. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2011. – 120 с. – Текст : непосредственный.
20. Доронова, Т. Н. Современные подходы к организации развивающей среды в дошкольной организации / Т. Н. Доронова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2018. – № 1. – С. 22–28.
21. Журба, К. П. Пространственная организация в ДОУ как фактор развития личности дошкольника / К. П. Журба. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. – 144 с. – ISBN 978-5-691-02057-6. – Текст : непосредственный.
22. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова. – Москва : Академия, 2007. – 320 с. – ISBN 978-5-7695-3574-8. – Текст : непосредственный.
23. Михайлова, З. А. Предметно-пространственная среда как средство развития ребенка / З. А. Михайлова // Дошкольное образование. – 2017. – № 3. – С. 33–38.
24. Солнцева, Н. А. Пространство детства: организация среды в ДОУ / Н. А. Солнцева. – Ярославль : Академия развития, 2010. – 112 с. – Текст : непосредственный.
25. ФГОС ДО. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утверждён приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва, 2013. – URL: http://fgosdo.ru (дата обращения: 06.05.2025). – Текст : электронный.