Введение 3
1 Производство и торговля табачной продукцией в России и в мире в современных условиях антитабачной борьбы 5
1.1 Особенности функционирования табачной промышленности в мире 5
1.2 Российский рынок сбыта табачной продукции 16
2 Характеристика поставок табачной продукции (на примере ООО «Армада») 25
2.1 Общая характеристика компании 25
2.2 Анализ рынка табачной продукции в городе Зеленогорске 32
3 Целесообразность расширения поставок табачной продукции (на примере ООО «Армада») 35
3.1 Потенциал иностранного импорта 35
3.2 Обоснование эффективности предложенных мероприятий 46
Заключение 50
Список использованных источников 51
Приложение А 54
Приложение Б 57
Приложение В 59
Приложение Г 60
Данные Всемирной таможенной организации определяют годовой объём табачного мирового рынка в 5,7 трлн. сигарет. В Российской Федерации ежегодно производится порядка 410 млрд. сигарет, из них порядка 2-3% - контрафактная продукция (в т. ч. без акцизных марок или с фальшивыми). Основная причина распространения нелегальных сигарет - это опережающий рост ставок акциза, который приводит к повышению цен и спросу на продажу нелегальных сигарет. По статистике более 1,1 млрд. жителей планеты начинают курить в возрасте до 18 лет.
Сигареты в России стоят почти вдвое дороже, чем в Белоруссии и Казахстане. Сохранение ежегодных темпов роста акциза на уровне более 40% на протяжении последних шести лет вкупе с изменением макроэкономической ситуации и снижением покупательной способности населения создало все необходимые предпосылки для начала массового перехода потребителя на контрабандный и контрафактный продукт.
Средняя цена пачки сигарет в красноярском магазине составляет 90-110 руб. за пачку при себестоимости 8-10 руб. (доходность от оборота для цепочки участников торговли свыше 1000%). По итогам 2016 года 60% нелегальных сигарет были привезены в Россию из стран Евразийского экономического союза (Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения).
На российском рынке трудятся 80 табачных фабрик, порядка 40% рынка приходится на «Филип Моррис Интернэшнл», «БАТ Россия», «Лиггетт Дукат» и «Петро».
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» оптовая и розничная торговля табачной продукцией лицензированию не подлежит.
Основываясь на данных по снижению уровня курения в России, Минздрав хочет полностью сократить потребление табака к 2033 году, посредством введения запрета на законодательном уровне. На текущий момент действующий закон об охране здоровья граждан от воздействия табака запрещает курить в закрытых общественных местах, в том числе госучреждениях, больницах, театрах, музеях, санаториях и на спортивных объектах, а также кафе и ресторанах. Ограничение не касается электронных сигарет и кальяна без табака.
Так же Минздрав предлагает ввести в России обезличенную упаковку для всех сигарет. В мире подобные ограничения действуют пока только в Австралии, если предложения министерства будут поддержаны, в России так называемая унифицированная пачка может появиться уже через год-два.
Однако, несмотря на антитабачную пропаганду и экономические меры потребление табака снижается незначительно, у многих людей существует никотиновая зависимость, и они не могут отказаться от курения, потому сохраняется спрос на табачные изделия. Следовательно, торговля табачными изделиями продолжается. И цель моей выпускной квалификационной работы можно сформулировать следующим образом: оценить целесообразность расширения импортных закупок табачной продукции на примере конкретной компании.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает ООО «Армада». Предмет исследования - деятельность ООО «Армада» в условиях антитабачной борьбы.
Данная работа включает в себя три главы. Первая глава содержит информацию о производстве и торговле табачной продукцией в России и в мире. Вторая глава посвящена описанию деятельности ООО «Армада», а также анализу рынка табачной продукции в городе Зеленогорске. Третья глава включает возможные варианты дальнейшей деятельности предприятия и рекомендации по выживанию в условиях антитабачной борьбы.
Мировой рынок табачной продукции находится в состоянии стагнации уже несколько лет в связи с антитабачной борьбой и пропагандой здорового образа жизни. Но, несмотря на предпринимаемые государствами экономические меры, потребление табака снижается незначительно, у многих людей существует никотиновая зависимость, и они не могут отказаться от курения, поэтому сохраняется большой спрос на табачные изделия. Следовательно, торговля сигаретами продолжается.
Оптовая компания ООО «Армада» уверенно заняла свою нишу на рынке табачных изделий города Зеленогорска.
Цель моей выпускной квалификационной работы, заключавшаяся в оценке целесообразности расширения импортных закупок табачной продукции на примере ООО «Армада», достигнута. По результатам SWOT-анализа предложены конкретные мероприятия для более успешного функционирования организации. Существующая схема работы предприятия признана единственно возможной экономически эффективной. Рассматривать других дистрибьюторов в качестве поставщиков не имеет смысла, а также реализация варианта прямых закупок у производителей не представляется возможным.
Данная выпускная квалификационная работа может использоваться руководством ООО «Армада» для дальнейшего развития предприятия.