Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА

Работа №17423

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы25
Год сдачи2009
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
480
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Военное образование в соответствии с социальным заказом и государственными образовательными стандартами решает задачу обеспечения потребностей обороны страны в военных специалистах и удовлетворяет потребности граждан в получении профессионального образования соответствующего уровня и направленности. В современной социально-экономической ситуации перед военным образованием ставятся следующие задачи: приведение содержания военного образования в соответствие с общегосударственными требованиями, повышение качества общевоенной подготовки, являющейся основой для формирования у курсантов необходимых военно-профессиональных качеств; подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному самообразованию.
Традиционная система образования приводит к тому, что реальными результатами обучения становятся усвоение конкретных фактов и формирование узко-предметных умений; а также исполнител11.04.20ьная позиция выпускника, делегирование ответственности за собственные действия. Специфика высших военных учреждений предполагает, с одной стороны, строгую дисциплину, подчинение приказам и предписаниям, с другой - служебную подготовку и развитие инициативы, активности, творческого отношения к делу, способности принимать самостоятельные решения, что вызывает необходимость актуализации личностных аспектов процесса обучения.
Государственные образовательные стандарты высшего военного профессионального образования требуют от выпускников готовности к непрерывному образованию, наличия устойчивого стремления к самосовершенствованию, способности к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, т.е.
сформированности навыков самообразовательной деятельности. В связи с этим в современной педагогической науке актуализируется проблема развития умений самообразовательной деятельности будущих офицеров в высшем военном институте.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что к настоящему времени изучены важнейшие вопросы теории и практики самообразования, в частности, рассмотрены исторические и социальные аспекты самообразования (А.Я. Айзенберг, А.К. Громцева, Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин); определены сущность, особенности и функции самообразования, его место в профессиональной деятельности (А.К. Громцева, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, И.Л. Наумченко, Г.С. Сухобская); исследованы пути и средства формирования потребности и стремления к самообразованию (Т.Е. Климова, И.А. Редковец, Б.Ф. Райский); проанализирована организация самообразования и руководство этим видом деятельности (М.В. Башкиров, В.А. Беликов, Т.Е. Климова, М.И. Колбаско, В.Г. Рындак, Г.Н. Сериков, А.В. Усова); рассмотрены отдельные аспекты профессиональной подготовки будущих офицеров (Б.Ц. Бадмаев, И.В. Биочинский, В.И. Герасимов, В.П. Давыдов, М.И. Дьяченко, Э.Н. Коротков, О.Г. Козлов, И.А. Липский, В.Н. Новиков).
Однако, несмотря на многообразие научных трудов по вопросам самообразования, в российской научно-педагогической литературе недостаточно представлены работы, ориентированные на системное изучение эффективно сти самообразовательной деятельности курсантов высшего военного института. Вместе с тем очевидно, что понимание сущности самообразовательной деятельности курсантов на современном этапе особенно актуально, поскольку предоставляет возможность скорректировать основные направления модернизации системы высшего военного профессионального образования.
Сложности в теории и практике высшего военного образования сопровождаются наличием следующих противоречий:
- потребностью государства и общества в компетентных специалистах военной сферы, социальным заказом на формирование личности,
способной к творчеству, самоорганизации, самообразованию, и как следствие, к самореализации, и недостаточной разработанностью средств и методов самообразовательной деятельности курсантов;
- между изменившимися педагогическими условиями подготовки специалиста с ориентацией на личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы и сохранившейся в высших военных учебных заведениях традиционной предметно-знаниевой направленности, нивелирующей значение самообразовательной деятельности курсантов;
- между высоким уровнем теоретических исследований самообразовательной деятельности обучающихся в системе высшего профессионального образования и недостаточностью дидактических исследований по разработке структуры, содержания и организации самообразовательной деятельности курсантов высшего военного института.
Поиск разрешения данных противоречий позволил сформулировать проблему исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий, способствующих повышению эффективности самообразовательной деятельности курсантов высшего военного института.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении обобщены основные результаты проведенного теоретического и практического исследования, сформулированы основные выводы диссертационного исследования.
Исследование показало актуальность развития самообразовательной деятельности курсантов ВВИ, которая определяется тенденциями модернизации высшего военного профессионального образования и необходимостью разрешения противоречия между потребностью общества в компетентных специалистах военной сферы и недостаточной разработанностью структуры,
содержания и организации форм самообразовательной деятельности курсантов.
Обосновано понимание самообразовательной деятельности курсантов ВВИ как вида познавательной деятельности, направленной на развитие субъектного опыта в процессе непрерывного профессионального образования. В структуре самообразовательной деятельности курсантов ВВИ определены действия, которые представляют преобразующий (принятие, конкретизация и осуществление решения познавательной задачи), управляющий (планирование решения и проверка полученного результата) компоненты деятельности, и операции, единые для всех действий (ориентирование, планирование, исполнение, оценивание).
Реализация самообразовательной деятельности предполагает оценку уровней ее сформированности (низкий, средний, высокий) с учетом мотивационного, когнитивного и операционного критериев.
Теоретически разработана и практически апробирована модель самообразовательной деятельности курсантов ВВИ. Структура данной модели построена на основе взаимосвязи составляющих ее компонентов: целей, содержания, форм и методов взаимодействия преподавателей и курсантов, описания уровней осуществления и этапов усвоения организации и содержания самообразовательной деятельности. Определена и обоснована совокупность педагогических условий, обеспечивающих функционирование модели процесса усвоения организации и содержания самообразовательной деятельности курсантов ВВИ.
Обработка результатов эксперимента позволила установить положительное изменение уровней осуществления самообразовательной деятельности курсантами ВВИ, причем в экспериментальных группах, где были реализованы все условия, она значительно выше, чем в других группах. Реализация модели самообразовательной деятельности и совокупности педагогических условий позволили обеспечить повышение уровней самообразовательной деятельности курсантов от низкого к высокому; а также развитие внутренних мотивов самообразовательной деятельности курсантов; овладение операциями и действиями по организации самообразовательной деятельности, развитие положительной мотивации к профессиональному самообразованию.
Итоги опытно-поисковой работы в целом подтвердили выдвинутую гипотезу диссертационного исследования и доказали эффективность модели самообразовательной деятельности курсантов ВВИ.
Настоящее исследование не претендует на исчерпывающий анализ про-блемы. В качестве перспективных направлений исследования могут выступать вопросы разработки учебно-методического обеспечения педагогической поддержки самообразовательной деятельности курсантов ВВИ, разработки содержания личностно-ориентированных ситуаций и профессионально-значимых проектов, обеспечивающих организацию самообразовательной деятельности курсантов ВВИ.



1. Крысанов, М.А. Структура и содержание самообразовательной деятельности курсантов высшего военного института [Текст] / Крысанов М.А.//Образование и саморазвитие. - 2009. - № 1. - с. 140-145.
Монографии, учебные пособия
2. Крысанов, М.А. Развивающее обучение в системе высшего образования (методические рекомендации) [Текст] / Крысанов М.А.// Благовещенск: Амурский ИППК. - 2004. - 68 с.
3. Крысанов, М.А. Содержание и организация самообразовательной деятельности курсантов высшего военного института (учебно-методическое пособие) [Текст] / Крысанов М.А.// - Томск: STT. - 2009. - 88 с.
Статьи в сборниках научных трудов и материалов научно-
практических конференций:
4. Крысанов, М.А. Воспитательный процесс в военном институте [Текст] / Крысанов М.А.// Реализация программы развития образования: проблемы, поиски, решения: сборник трудов научно-практической конференции (г. Благовещенск, 2001). - Благовещенск: Изд-во Совет Амурского ИППК, 2001. - С. 122-123.
5. Крысанов, М.А. Пути и средства воспитания у курсантов высоких морально-боевых качеств [Текст] / Крысанов М.А.// Реализация программы развития образования: проблемы, поиски, решения: сборник трудов научно - практической конференции (г. Благовещенск, 2001). - Благовещенск: Изд-во Совет Амурского ИППК, 2001. — С. 124-126.
6. Крысанов, М.А. Личностно-ориентированный подход в военной педагогике [Текст] / Крысанов М.А.// Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Ученые записки. - Благовещенск: Изд-во Совет Амурского ИППК, 2001. - С. 160-164.
7. Крысанов, М.А. Развитие самостоятельности и самовоспитания -важное средство саморазвития личности [Текст] / Крысанов М.А.// Молодёжь XXI века: шаг в будущее. Сборник трудов IV региональной научно-практической конференции (г. Благовещенск, 2003). - Благовещенск: Изд-во ДальГАУ, 2003. - С. 524-525.
8. Крысанов, М.А. Самостоятельность как важное средство саморазвития личности [Текст] / Крысанов М.А.// Традиции и инновации в развитии правового и гражданского образования школьников: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Томск, 2003). - Томск: Изд-во Томский ЦНТИ, 2003. - С. 70-72.
9. Крысанов, М.А. Содержание и структура самообразовательной деятельности курсантов высшего военного института [Текст] / Крысанов М.А. // Образование в меняющемся мире: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, ноябрь 2006). - Новосибирск: Изд-во НИКиПРО, 2006. - С. 118-124.
10. Крысанов, М.А. Педагогические условия развития самообразовательной деятельности курсантов высшего военного института [Текст] / Крысанов М.А. Модернизация профессионального послевузовского образования: теория и практика подготовки научно-педагогических кадров: материалы Международной научно-практической конференции(Томск, октябрь 2006). - Томск: STT, 2006. - С. 170-178.
11. Крысанов, М.А. Технология организации самообразовательной деятельности курсантов высшего военного института. [Текст] / Крысанов М.А. Модернизация общего и профессионального образования. Проблемы, перспективы: сборник научных трудов. - Томск: STT, 2007. - С. 87-93.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ