Профессиональное образование сегодня все в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения экономических проблем общества. Это означает, что при проектированном образовании необходимо учитывать потребности индустрии, рынка труда. Отсюда следует сопряжение потребностей экономики и образования.
Образование призвано обеспечить подготовку выпускника к успешной самостоятельной жизнедеятельности в условиях мирового экономического кризиса.
Утрачивает своё значение первоначальное профессиональное образование - образование на всю жизнь. Актуальным становится непрерывное и «трансграничное» образование. В
условиях неопределённости современного постиндустриального общества требуется ориентация профессиональной подготовки не столько на усвоение знаний и умений, сколько на формирование проектной культуры - способности решать задачи, находить пути решения проблем в нестандартных ситуациях реальной профессиональной деятельности. Решать эти вопросы возможно лишь при построении профессионального образования в логике компетентностного подхода.
Системообразующим фактором образования становится ценностно-смысловая направленность личности: её мотивы, интересы, отношения, ценности. Построение образовательного процесса должно быть ориентировано на развитие социальных и личностных качеств и социально-нравственных форм поведения обучаемых. Одним из ведущих направлений развития системы образования признается большинством исследователей и практиков совершенствование воспитания посредством создания воспитательной системы как неотъемлемой и самоценной части образовательного процесса, создающей условия для формирования личностных компетенций выпускника.
Анализ опубликованных материалов по проблеме модернизации профессионального образования показывает, что одной из ключевых идей преобразований в последние годы является идея развития компетентности и компетенций специалиста, необходимость которых предопределена исторически в виде глубинных, корневых изменений мировоззрения, традиций, стиля мышления и мотивов поведения людей, составляющих современный социум в России. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. В отечественной педагогике эти понятия рассматривают В.И. Байденко, О.М. Бобиенко, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Хуторской.
Компетентностный подход (обучение на основе компетенций) получает в образовании всё больший статус благодаря расширяющемуся употреблению, в том числе в официальных российских и международных документах. В 1996 г. Совет Европы вводит понятие «ключевые компетенции», которые способствуют сохранению
демократического общества и соответствуют новым требованиям рынка труда и экономическим преобразованиям.
Проблема отбора личностных компетенций (способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, уверенность в своих силах, контроль эмоций и поведения) является одной из центральных для обновления содержания образования. Основные подходы к определению содержания воспитания и качества подготовки конкурентоспособного специалиста нашли отражение в работах В.И. Байденко, Б.Н. Боденко, Э.Ф. Зеер, А.М. Новикова.
Личностные компетенции надпредметны и междисциплинарны. Они применяются в различных ситуациях: на работе, в семье, в политической сфере и требуют интеллектуального развития: определения собственной позиции, самооценки, критического мышления и т.д.
Сложности в теории и практике осуществления компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании сопровождаются объективно существующими противоречиями между:
• возрастающими требованиями общества к подготовке конкурентоспособных специалистов, обладающих личностными компетенциями, и невозможностью подготовки таких специалистов в рамках традиционной системы образования, которая не учитывает запросы и требования индустрии, рынка труда и работодателей;
• потребностью педагогов-практиков в научно-методическом обеспечении процесса формирования личностных компетенций студентов и недостаточной степенью проработанности содержания, теоретических и научно-педагогических условий организации процесса их формирования.
Актуальность исследования, а также указанные противоречия обуславливают проблему исследования, которая заключается в поиске и обосновании методов и средств формирования личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы технического ССУЗ.
Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования «Формирование личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы технического ССУЗ».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия эффективного формирования личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы технического ССУЗ.
Объектом исследования является процесс реализации воспитательной системы технического среднего профессионального учебного заведения.
Предмет исследования: формирование личностных компетенций студентов технического среднего профессионального учебного заведения.
В заключении обобщены результаты исследования, подтверждающие выдвинутую гипотезу и сформулированы основные выводы:
1. Личностные компетенции представляют собой комплекс навыков восприятия, суждения и поведения личности, которые призваны обеспечить её эффективную интеграцию в окружающую действительность и выступают основой для процесса самоопределения и самореализации.
2. Формирование личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы является успешным на основе разработанной структурно-содержательной модели, включающей в себя цель, принципы, компоненты содержания личностных компетенций, этапы формирования и критерии их сформированности у студентов,
3. Эффективность формирования личностных компетенций студентов обеспечивается совокупностью педагогических условий (выстроена личностная композиция социально-ценностных отношений; обеспечено психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение формирования личностных компетенций студентов; уровень педагогического профессионализма преподавателей ССУЗ к воспитательной деятельности адекватен содержанию формирования личностных компетенций студентов.
4. Процесс формирования личностных компетенций студентов измеряется такими критериями как ценностно-ориентационный, личностно-мотивационный, рефлексивно-оценочный, эмоционально-волевой, ценностно-культурный.
Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана, поставленные цели решены.
В дальнейшем предполагается разработка проблемы объединения целенаправленных организационно-педагогических усилий образовательных учреждений СПО, направленных на социально-психологическую и профессиональную адаптацию студентов.
1. Ядченко, Е.М. Изучение эффективности функционирования воспитательной системы: проблемы и результаты [Текст] / Е.М. Ядченко // Преподаватель ХХ1 век, № 3. - Москва: МПГУ, 2007. - С 37-42, - 0,6 п.л.
Методические рекомендации
2. Ядченко, Е.М. Организация студенческого самоуправления в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования [Текст] / Е.М. Ядченко // Методические рекомендации // под редакцией Л.Е. Дмитриевой. - Благовещенск, Амурский ИППК, 2003. - 24 с. - 1,5 п.л.
3. Ядченко, Е.М. Определение эффективности воспитательной деятельности среднего специального учебного заведения [Текст] / Е.М. Ядченко // Методические рекомендации. - Благовещенск: Амурский ИППК, 2004.- 46 с. - 2,9 п.л.
Научные статьи
4. Ядченко, Е.М. К вопросу об истории концепции воспитания и воспитательных систем в России [Текст] /Е.М. Ядченко // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сборник научных статей. - Благовещенск: Амурский ИППК, 2001. - С. 325-329. - 0,32 п.л.
5. Ядченко, Е.М. Проблемы, поиски, решения реализации программы воспитания [Текст] / Е.М. Ядченко // Сборник материалов третьей областной педагогической конференции. Благовещенск: Амурский ИППК, 2001, - С. 208-209. - 0,12 п.л.
6. Ядченко, Е.М. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов ГОУ СПО БТТ [Текст] / Е.М. Ядченко // Сборник материалов региональной научно-практической конференции. - Благовещенск: АмГУ, 2003. - С. 137-140. - 0,25 п.л.
7. Ядченко, Е.М. Патриотическое воспитание молодёжи, проблемы и пути их решения [Текст] / Е.М. Ядченко // Сборник материалов научно-практической конференции, - Благовещенск, 2003. - С. 44-45.- 0,16 п.л.
8. Ядченко, Е.М. К вопросу о современных тенденциях воспитательной деятельности и развития воспитательных систем в учреждениях системы СПО [Текст] / Е.М. Ядченко // Сборник научных статей. Учёные записки. / под общей редакцией Л.Е. Дмитриевой, В.А. Дугинцовой. - Благовещенск: Амурский ИППК, 2003.- С, 207-214. - 0,5 п.л.
9. Ядченко, Е.М. Проблемы состояния и функционирования воспитательной деятельности в ГОУ СПО Благовещенском технологическом техникуме [Текст] / Е.М. Ядченко // Сборник научных статей. Ученые записки. / под общей редакцией Л.Е. Дмитриевой, В.А.Дугинцовой. - Благовещенск: Амурский ИППК, 2003. - С. 214¬219. - 0,37 п.л.
10. Ядченко, Е.М. Проектирование модели выпускника в системе среднего профессионального образования [Текст] / Е.М. Ядченко // Опыт работы в регионе по трудоустройству выпускников профессиональной школы: материалы конференции /отв. ред. Л.Е. Дмитриева, Г.Н. Дробязко. - Благовещенск: Амурский ИППК, 2004. - С. 138-144 - 0,44 п.л.
11. Ядченко, Е.М. Психолого-педагогическая и социальная служба - системообразующий фактор функционирования воспитательной системы [Текст] / Е.М. Ядченко // Сборник научных статей. Россыпи идей. /под общей редакцией Л.Е. Дмитриевой. - Благовещенск: Амурский ИППК, 2004. - С. 108-114. - 0,44 п.л.
12. Ядченко, Е.М. Инновационные подходы по созданию и реализации воспитательной системы многопрофильного среднего специального учебного заведения [Текст] / Е.М. Ядченко // Образование в Сибири, спецвыпуск 1(12). - Томск. 2004. - С. 145¬148. - 0,5 п.л.
13. Ядченко, Е.М. Реализация студенческого самоуправления в условиях деятельности техникума [Текст] / Е.М. Ядченко // Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов: тезисы докладов участников Всероссийской конференции - Екатеринбург: ГОУ ВПО (УГПУ-УПИ), 2005. - С. 286-288. - 0,25 п.л.
14. Ядченко, Е.М. Управление воспитательной системой в среднем профессиональном учебном заведении [Текст] / Е.М. Ядченко // Организация внеучебной деятельности в профессиональной школе: проблемы и пути решения: сборник материалов научно-практической конференции - г. Благовещенск: БГПУ - 2005. - С. 79-86. - 0,44 п.л.