Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Процедура медиации как способа профилактики правонарушений несовершеннолетних

Работа №174150

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

юриспруденция

Объем работы50
Год сдачи2025
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретико-правовые основы медиации в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних………………………………………….6
1.1. Понятие и сущность медиации в Российской Федерации………….6
1.2. История становления и развития института медиации……………13
2. Практические аспекты реализации института медиации в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (на примере подразделений по делам несовершеннолетних в системе МВД России)…21
2.1. Особенности проведения процедуры медиации с участием несовершеннолетних……23
2.2. Применение процедуры медиации в судебной практике…………32
2.3. Проблемы и перспективы развития медиации в работе с несовершеннолетними, склонными к противоправному поведению……….39
Заключение………………………………………………………………..44
Библиографический список………………………47

В современном обществе конфликты являются неотъемлемой частью взаимодействия между людьми. Они могут возникать в различных сферах жизни: в бизнесе, в семье, в образовательных учреждениях и т. д. Для разрешения конфликтов существует множество подходов и методов, одним из которых является медиация.
Медиация — это процесс, в котором нейтральная сторона (медиатор) помогает участникам конфликта найти взаимоприемлемое решение и восстановить отношения. Этот метод становится всё более популярным благодаря своей эффективности и способности сохранять отношения между сторонами, что особенно важно в ситуациях, где продолжение взаимодействия необходимо или желательно.
Медиация особенно полезна в ситуациях, когда стороны находятся в споре и есть возможность найти компромисс. В некоторых случаях этот метод помогает свести к минимуму количество уступок и даже обнаружить неожиданные решения, которые позволят участникам конфликта прийти к согласию без потерь для обеих сторон и с максимальной взаимной выгодой . Другими словами, понимание медиации и её возможностей помогает лучше ориентироваться в сложных ситуациях и находить оптимальные пути выхода из конфликтов, сохраняя при этом важные отношения и ресурсы.
В современном мире наблюдается множество социальных явлений, которые повышают уровень конфликтности в обществе. Особенно сильно это влияет на детей и подростков, делая их наиболее уязвимыми перед лицом негативных процессов. Показатели асоциального поведения среди молодёжи, такие как преступность, правонарушения, самоубийства, зависимость от различных веществ и безнадзорность, либо растут, либо остаются на стабильно высоком уровне. Обществу важно обеспечить правильное и гармоничное включение подрастающего поколения в социальную среду, в связи с чем появляется необходимость внедрения новых и более современных подходов для решения сложившихся проблем.
Актуальность применения медиации в работе с несовершеннолетними обусловлена рядом важнейших факторов, главным из которых является профилактика правонарушений и девиантного поведения. Медиация позволяет несовершеннолетним осознать последствия своих действий и принять ответственность за них в более мягкой и конструктивной обстановке, чем традиционные методы наказания. Это способствует снижению вероятности повторных правонарушений и помогает подросткам развивать навыки конструктивного разрешения конфликтов.
В случаях конфликтов между несовершеннолетними или между подростками и взрослыми медиация помогает сохранить и восстановить отношения, которые могут быть важны для дальнейшего развития и социализации подростков. Это особенно важно в семейных и школьных контекстах, где продолжение взаимодействия неизбежно и необходимо. Участие в медиативном процессе способствует развитию у несовершеннолетних навыков общения, эмпатии, умения слушать и понимать других, а также навыков самостоятельного решения проблем. Эти навыки являются важными компонентами социальной компетентности и способствуют успешной адаптации в обществе. Главным преимуществом внедрения медиации в школах и других учреждениях является создание более позитивной и безопасной атмосферы, где конфликты решаются конструктивно и мирно. Это, в свою очередь, способствует улучшению общего психологического климата и повышению эффективности образовательного процесса.
Применение медиации в работе с несовершеннолетними позволяет разгрузить правоохранительные и судебные органы, перенаправляя часть дел на досудебное урегулирование. Это не только экономит ресурсы системы правосудия, но и способствует более индивидуальному и гуманному подходу к каждому случаю. Кроме того, медиация подчиняется принципу ювенальной юстиции и акцентируют внимание на реабилитации и социализации несовершеннолетних, а не на их наказании, предлагая мягкий, но эффективный способ работы с подростками, совершившими правонарушения или находящимися в группе риска.
Целью данной работы является изучение процедуры медиации как способа профилактики правонарушений несовершеннолетних (на примере подразделений по делам несовершеннолетних в системе МВД России).
Для решения поставленной цели будут выполнены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы медиации: понятие, принципы, виды и этапы процесса медиации, а также её роль в системе профилактики правонарушений.
2. Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую применение медиации в России, в том числе в контексте работы с несовершеннолетними.
3. Выявить особенности применения медиации в работе с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями, определить факторы, влияющие на эффективность медиативного подхода.
4. Оценить потенциал медиации как инструмента профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, выявить возможные ограничения данного подхода и перспективы развития.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе применения процедуры медиации. Предметом исследования являются нормы права, регулирующие применение процедуры медиации у несовершеннолетних правонарушителей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Медиация — это альтернативная процедура урегулирования споров при содействии медиатора, который помогает сторонам достичь взаимоприемлемого соглашения. Добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, самостоятельность принятия решения без давления медиатора – ключевые принципы, на которых строится процесс медиации. Основным нормативно-правовым документом, регулирующим применение медиации в России, в том числе в отношении несовершеннолетних, является Закон о медиации.
Особенностями применения медиации в работе с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями можно считать:
1. Необходимость учёта возрастных и психологических особенностей несовершеннолетних. Важно понимать, что подростки могут воспринимать ситуацию и реагировать на неё иначе, чем взрослые. Поэтому медиатор должен адаптировать свой подход и методы работы в соответствии с возрастом и психологическим состоянием участников.
2. Вовлечение родителей или опекунов в процесс медиации. Работа с семьями правонарушителей может помочь выявить и устранить причины противоправного поведения, а также способствовать реабилитации подростка.
3. Создание безопасной и доверительной атмосферы. Несовершеннолетние могут чувствовать себя уязвимо и бояться раскрытия личных сведений. Медиатор должен обеспечить конфиденциальность и создать условия, в которых участники смогут открыто выразить свои мысли и чувства.
4. Фокус на реабилитации и социализации несовершеннолетнего. Цель медиации в таких случаях — не только разрешить конфликт, но и помочь подростку осознать последствия своих действий, научиться нести ответственность и интегрироваться в общество.
Соблюдение правовых рамок и учёт особенностей работы с несовершеннолетними являются важными условиями для эффективной медиации. Одним из ключевых факторов, влияющих на эффективность медиативного подхода, является квалификация и опыт медиатора - специалиста, который помогает сторонам в конфликте прийти к соглашению и разрешить спор мирным путём. Именно он подготавливает участников к сотрудничеству и диалогу, потому как медиация будет невозможна или малоэффективна, если стороны настроены враждебно и не желают пойти на контакт. Также немаловажным будет являться вовлечение близких людей в процесс медиации и их готовность оказать поддержку подростку. Такой подход может значительно повысить шансы на успешную реабилитацию и предотвращение повторных правонарушений.
В настоящее время во многих регионах России активно ведётся работа по информированию специалистов и населения о возможностях применения медиативных технологий. Для этого, в частности, используется размещение информации на сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ. Медиация и различные медиативные технологии признаны социально значимыми инструментами. Они играют важную роль в предотвращении конфликтов и разрешении споров. Минпросвещения России планирует продолжать работу по развитию и внедрению медиативных служб в образовательные организации по всей стране. В России период с 2017 по 2027 год объявлен «Десятилетием детства». В это время проводятся мероприятия, направленные на предотвращение правонарушений среди несовершеннолетних и обеспечение прав и законных интересов тех, кто подвергся уголовному преследованию. В частности, в нашем регионе планируется открытие первого центра медиации.
Примирительные процедуры с применением медиации способствуют формированию гражданской позиции и повышению правосознания. Это приводит к тому, что медиативные соглашения всё чаще используются в российской практике, особенно при работе с несовершеннолетними, которые совершили правонарушения. Медиация может быть полезна как для разрешения конфликтов в школе, так и для проведения примирительных процедур после совершения несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести (согласно ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ).
В связи с этим возникает вопрос о внедрении принципов медиации в уголовный процесс для оптимизации как всего уголовного судопроизводства, так и его отдельных институтов. Некоторые исследователи уже рассматривали возможность использования медиативных практик в отечественном уголовном судопроизводстве. Однако текущие тенденции в развитии уголовного права и процесса требуют нового осмысления и актуализации ранее выдвинутых предположений.
Процедура медиации может положительно повлиять на поведение несовершеннолетних, склонных к правонарушениям. Поэтому в российском законодательстве необходимо продолжить разработку специализированной системы правового регулирования для применения этого института в случаях, когда преступления совершают лица, не достигшие возраста уголовной ответственности. При этом реализация медиативной процедуры с участием несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, будет осуществляться вне рамок уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В таких ситуациях дополнительный положительный эффект может быть достигнут благодаря взаимодействию несовершеннолетнего с потерпевшим. Это поможет снизить количество повторных правонарушений среди лиц младше 18 лет и станет дополнительной профилактикой девиантного поведения при реализации медиативных процедур через двухуровневую систему специализированных органов.



1. Аллахвердова О.В., Павлова М.В. Опять о конфликтах и почему медиация непопулярна?//Медиация. Новый подход к разрешению конфликтов (Дайджест). – Пермь: Ресурс, 2009. – С. 4 – 9.
2. Апостолова Н.Н. Целесообразность (дискреционность) в российском уголовном судопроизводстве: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. / Н.Н. Апостолова. – Москва, 2011. – 62 с.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 30. — Ст. 3012.
4. Баев В. В., Бигалиева Я. Г., Исаенко А. С., Плутенко Д. С. Преступность несовершеннолетних // Кронос. – 2021. – №1 (51). – С. 86-90.
5. Бланк М. П. Школьная служба медиации (примирения) как форма работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних / М. П. Бланк, О. В. Дувакина // Дети Ярославии. – 2022. – № 3. – С. 4-6.
6. Власов Д. А. Медиация как альтернативный способ разрешения уголовно-правового конфликта с участием несовершеннолетних / Д. А. Власов // Вопросы российского и международного права. – 2023. – Т. 13, № 5-1. – С. 466-472. – DOI 10.34670/AR.2023.50.84.062.
7. Генеральная прокуратура Российской Федерации – URL:https://epp.genproc.gov.ru/ (дата обращения: 26.03.2025).
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.
9. Гребнева Н. Н. Институт медиации в отношении несовершеннолетних в российском уголовном кодексе // Вестник СурГУ. – 2018. – №2 (20). С. 111-114.
10. Занина Т. М., Бутова М. В. Развитие системы медиации в Российской Федерации как способ предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник ВИ МВД России. – 2022. – №3. – С.225-229.
11. Игнатович А. В., Попов П. П. Медиация: словарь терминов // Педагогика: история, перспективы. – 2022. – №1. – С. 101-181.
12. Киселева Е. А. Основные проблемы медиации // Евразийский научный журнал. – 2015. – №9. – C. 34-35.
13. Комиинформ – URL:https://komiinform.ru/news/278531 (дата обращения: 27.03.2025).
14. Корнеева Я. А. О возможностях использования процедур восстановительного правосудия и медиации в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте / Я. А. Корнеева, А. В. Коробкин // Стратегические направления противодействия преступности на национальном и транснациональном уровнях : материалы междунар.конф. (31 мая 2019 г., г. Ханты-Мансийск). – Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2019. – С. 124-130.
15. Куракина Е. В. Некоторые аспекты современной преступности по данным официальной статистики о ней // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2024. – №2. – С. 149-156.
16. Липка Д. В. История развития института медиации в России// Право и управление. – 2023. – №2. – С.22-27.
17. Лобанов К. Н., Колесник К. С. Медиация в деятельности органов внутренних дел: некоторые аспекты теории и практики // Вестник БелЮИ МВД России. – 2020. – №2. – С. 27-32.
18. МЕДИАТОР.РФ – URL:https://медиатор.рф/ (дата обращения: 27.03.2025).
19. Минкина Н. И. Становление новых подходов в правовой пропаганде среди несовершеннолетних посредством школьной медиации / Н. И. Минкина // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. – 2017. – № 2(33). – С. 14-16.
20. Михайлова О. Г. О возможности применения медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Научный вестник ОрЮИ МВД России им. В. В. Лукьянова. – 2024. – №2 (99).
21. Нетрусова В. А., Адаева О. В. Правоспитательное значение медиации // Научные междисциплинарные исследования. – 2021. – №5. – С.326-333.
22. Нигматуллина Т.А. Политическая медиация: учебное пособие/ Нигматуллина Т.А., Терновая Л.О. – Уфа:«Академия труда и социальных отношений», 2016. – 370 с.
23. Новиков, А. В. Процедура медиации. Функции, типы и стадии медиации / А. В. Новиков, Д. Н. Слабкая // Вопросы российского и международного права. – 2021. – Т. 11, № 1A. – С. 48-54. – DOI 10.34670/AR.2020.28.82.008.
24. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 1041н «О внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка федеральных государственных бюджетных учреждений системы Минтруда России» // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.04.2025).
25. Романова Н.М. Основы медиации: учебное пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2017. – 68 с.
26. Салимзянова Р. Р., Сабирова Л. Л. Понятие и сущность медиации // ВЭПС. – 2012. – №1. – С. 217-220.
27. Севолобова С. А. Становление медиации в России // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 388-391.
28. Силаев, А. В. Проблемы применения альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника (процедуры медиации) арбитражными судами Российской Федерации / А. В. Силаев, Н. В. Федоренко // Альтернативные способы разрешения споров: Сборник по итогам Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, студентов и молодых ученых, Ростов-на-Дону, 31 октября 2023 года. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2023. – С. 107-111. – EDN ECITHE.
29. Слабкая Д. Н. Процедура медиации (медиативное соглашение) с участием несовершеннолетних лиц, совершивших противоправное деяние / Д. Н. Слабкая, А. В. Новиков // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9, № 9-1. – С. 304-310. – DOI 10.34670/AR.2019.90.9.027.
30. Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за 2015 год – URL https://www.vsrf.ru/.
31. Таршева М.Н., Толкунова Н.Н. Становление института медиации в России и за рубежом // Антиномии. – 2020. – №4. – С.124-142.
32. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 21 апр. 2025 г.) - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 16.05.2025)
33. Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка – URL: https://deti.gov.ru/.
34. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2010. — № 31. — Ст. 4162. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 03.04.2025).
35. Федеральная служба государственной статистики – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 26.03.2025).
36. Харников, М. В. Опыт применения медиации как технологии работы с несовершеннолетними / М. В. Харников // Актуальные проблемы социальной истории, философии и социальной работы : материалы XIXВсерос.конф. (17-18 мая г. Новочеркасск). – Новочеркасск: ООО "Лик", 2018. – С. 104-106.
37. Чайковская К. Ю. Понятие, сущность и особенности медиации в законодательстве Российской Федерации // Вестник науки. – 2023. – №9 (66). – С.102-104.
38. Чиркун, О. В. Медиация: распространение восстановительной практики в работе с несовершеннолетними / О. В. Чиркун // Образовательная панорама. – 2021. – № 1(15). – С. 113-118.
39. Шеянов В. Г., Велькина М. В. Преимущества медиации // Отечественная юриспруденция. – 2016. – №5 (7). – С. 10-11.
40. Шестакова Л. А. Применение медиации в производстве по делам несовершеннолетних / Л. А. Шестакова // Юридический вестник Самарского государственного университета. – 2015. – Т. 1, № 1. – С. 70-75.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ