Актуальность исследования. Образование - это сфера познавательной деятельности отдельного человека, ориентированная на удовлетворение его индивидуальных образовательных потребностей независимо от функционального использования результатов этого образования во внешних системах. Поэтому реформы в сфере образования имеют ряд важных особенностей: для них характерны изменения, как содержательной работы образовательных учреждений, так и уровня готовности людей к осуществлению новых замыслов. В этой связи требуется особая организация учебного процесса в общеобразовательной школе по вертикали и горизонтали, иной характер взаимодействий педагогов и учащихся, учащихся между собой. Это определило основное направление реформирования общего образования - формирование целевых и ценностных установок всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей, руководителей школ) в соответствии с концептуальным направлением и задачами, стоящими перед ними как конкретными исполнителями данной реформы.
Учет перечисленных обстоятельств обусловил целесообразность реализации профильного обучения в общеобразовательной школе, в Концепции которого заложены принципы индивидуализации и дифференциации обучения, формирования проективного типа мышления у обучающихся и субъект-субъектных отношений педагогов и обучаемых.
Сегодня в российском образовании уже достигнуты определенные успехи в работе по организации профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы: разработаны примерные учебные планы для основных профилей (Кузнецов А.А., Филатова Л.О. и др.); уточнены возможные направления профилизации и структуры профилей (Родичев Н.Ф., Рыжаков М.В., Чистякова С.Н. и др.); предложены перспективные формы организации профильного обучения (Болотов В.А, Орлов В.А, Ермаков Д.С. и др.); определены структура и содержание предпрофильной подготовки (Гузеев В.В., Немова Н.В., Пинский А.А. и др.).
Однако проведенный анализ научной литературы и существующей практики реализации профильного обучения в общеобразовательной школе позволил выявить противоречие между потребностью обучаемых профильной школы в формировании и реализации индивидуальных учебных планов в соответствии с личными интересами, требованиями учреждений профессионального образования и недостаточной научной разработанностью преемственности общего и профессионального образования.
Устранению данного противоречия будет способствовать решение следующей педагогической проблемы: каковы пути повышения эффективности преемственности общего и профессионального образования в профильной школе?
Тема исследования: Организационно-педагогические условия
преемственности общего и профессионального образования в профильной школе.
Цель: выявить организационно-педагогические условия
преемственности общего и профессионального образования в профильной школе.
Объект исследования: процесс преемственности общего и профессионального образования в профильной школе как педагогический феномен.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия преемственности общего и профессионального образования в профильной школе.
Гипотеза исследования: осуществление преемственности общего и профессионального образования в профильной школе будет эффективным, если:
- разработано вариативное содержание индивидуальных учебных планов обучаемых профильной школы с учетом учебных и научных программ учреждений профессионального образования;
- обеспечено равноправное партнерство школы, социума, учреждений профессионального образования в формировании и реализации общественного заказа образованию;
- разработан пакет нормативных документов, регламентирующих на уровне общеобразовательной школы взаимодействие обучаемых, педагогов, родителей по достижению целей профильного обучения;
- сформированы у педагогов школы профессиональные компетенции для реализации целей профильного обучения;
- разработана модель реализации совокупности организационно-педагогических условий в профильной школе.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие теоретические и практические выводы:
1. Возрастающая актуальность проблемы исследования
определяется запросами старшеклассников и их родителей на вариативное содержание образования в профильной школе для формирования готовности учащихся к дальнейшему обучению в учреждениях профессионального образования.
2. Проведенный анализ сложившейся системы профильного
обучения школьников показал, что она недостаточно способствует преемственности общего и профессионального образования и требует ее модернизации за счет: индивидуализации обучения через вариативное содержание и технологии воспитательно-образовательной деятельности на основе учета профессиональных интересов школьников и требований программ учреждений профессионального образования; развития равноправного партнерства школы с окружающим социумом и учреждениями профессионального образования вовлечением их в совместное формирование и реализацию общественного заказа образованию; формирования у педагогов профессиональной компетентности для достижения целей профильного обучения; разработку нормативно-правовой базы и дидактических материалов для выполнения социально- педагогических функций субъектов образования в профильной школе.
3. Способ реализации выявленной совокупности организационно¬
педагогических условий представлен моделью, которая характеризуется гуманистической направленностью, поэтапностью и предполагает построение педагогического процесса на основе личностно-ориентированного и профессионально-деятельностных подходов.
4. Формирование готовности к педагогическому общению требует осуществления психолого-педагогической подготовки педагогов, направленной на повышение их профессионально-педагогической компетентности, в том числе и для разработки программно-методического обеспечения.
В заключении обобщены результаты исследования проблемы преемственности общего и профессионального образования в содержании и процессе формирования и реализации индивидуальных учебных планов и образовательных маршрутов школьников в профильном обучении.
Установлено, что многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ способствуют оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся за счет формирования и реализации индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных маршрутов школьников.
Выявлено, что обеспечение вариативности общего образования в направлении его индивидуализации способствуют преемственности с профессиональным образованием.
Доказано, что усиление индивидуального начала в образовании стар-шеклассников ведет к их успешной социализации и уменьшению разрыва между школой и вузом.
Таким образом, выполненное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило решить поставленные задачи.
Полученные результаты позволяют наметить некоторые ориентиры дальнейшего исследования проблемы преемственности общего и профессионального образования в профильной школе, в частности необходимость разработки технологий использования метода проекта как интегрирующего метода, способствующего творческому развитию учащихся в их социальном и профессиональном становлении и др.
По материалам исследования автором опубликовано 14 работ, в том числе одна в научном рецензируемом журнале.
1. Петрачкова, Т.И. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов школьников в процессе профильного обучения [Текст] / Т.И. Петрачкова // Сибирский педагогический журнал. - № 6, 2008. - С. 263¬272. - 0,875 п.л. (авт. - 0,875 п.л.).
Статьи, тезисы
2. Копытов, А.Д. Разработка и апробация модели профильного обучения в общеобразовательной школе [Текст] / А.Д. Копытов, Т.И. Петрачкова // Материалы Международной научно-практической конференции 26-27 марта 2003 года «ХХІ век - век глобальной трансформации Русской культуры и цивилизации»: - Новосибирск: Издательство ООО «Архивариус-Н», 2003. - С. 389-392. - 0,25 п.л. (авт. - 0,125 п.л.).
3. Петрачкова, Т.И. Этапы развития инновационной деятельности и разработка проекта экспериментального развития к профильному обучению [Текст] / Т.И. Петрачкова // Материалы Международной научно-практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации». - Томск: Издательство ТОИПКРО, Том 1. 2003. - С. 64-66. - 0,25 п.л. (авт. - 0,25 п.л.).
4. Петрачкова, Т.И. Управление школой в условиях перехода к открытому образовательному пространству [Текст] / Т.И. Петрачкова // Сб. «Управление развитием образовательных систем: Опыт разработки документов». Томск: изд-во РЦРО, 2004. - С. 10-12. - 0,125 п.л. (авт. - 0,125 п.л.).
5. Петрачкова, Т.И. Образовательная программа «Я и мое здоровье» для начальной ступени обучения в рамках проекта «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе школы» [Текст] / Т.И. Петрачкова // Сб. материалов Ш Всероссийской научной конференции «Образование в Сибири: актуальнее проблемы истории и современности» (14-15 мая 2004 г.). - Томск: Издательство ТГПУ. 2004. - С. 86-92. - 0,25 п.л. (авт. - 0,25 п.л.).
6. Абакумова, Н.Н. Разработка и реализация нормативного обеспечения профильного обучения в школе [Текст] / Н.Н. Абакумова, Т.И. Петрачкова // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы модернизации общего и профессионального образования» (Томск, 11-23 марта 2005года). - Томск: изд-во ТГПУ. 2005. в 3 т. Т.1. - С. 53-55. - 0,25 п.л. (авт. - 0,125 п.л.).
7. Петрачкова, Т.И. Требования учащихся и родителей к общеобразовательной подготовке [Текст] / Т.И. Петрачкова // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы модернизации общего и профессионального образования» (Томск, 11-23 марта 2005года). - Томск: изд-во ТГПУ. 2005. в 3 т. Т.1. - С. 96-97. - 0,125 п.л. (авт. - 0,125 п.л.).
8. Абакумова, Н.Н. Механизм перехода обычной школы в режим предпрофильного обучения (из опыта работы) [Текст] / Н.Н. Абакумова, Е.И. Ляшенко, Т.И. Петрачкова и др. // Сборник научно-
методических статей. Томск: изд-во РЦРО, 2005. - С. 4-32. - 0,875 п.л. (авт. - 0,1 п.л.).
9. Петрачкова, Т.И. Профессиональное развитие педагогических кадров в системе непрерывного профессионального образования как условие модернизации образования [Текст] / Проблемы модернизации общего и профессионального образования / Т.И. Петрачкова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Томск, 2-3 марта 2006 года): в 2-х томах. - Т. 1. Томск: изд-во ЦНТИ, 2006. - С. 47-48. - 0,125 п.л. (авт. - 0,125 п.л.).
10. Петрачкова, Т.И. Профильное обучение в общеобразовательной школе как развитие идеи личностно-ориентированного образования [Текст] / Теория и практика современного образования. / Т.И. Петрачкова // Сборник научных статей. Томский ЦНТИ. 2007. - С. 126-129. - 0,25 п.л. (авт. - 0,25 п.л.).
11. Петрачкова, Т.И. Профильное обучение в общеобразовательной школе как развитие идеи личностно-ориентированного образования [Текст] / Т.И. Петрачкова // Образование в Сибири. - № 14, 2007. - С. 67-69. - 0,25 п.л. (авт. - 0,25 п.л.).
12. Куровский, В.Н. Петрачкова, Т.И. Проблемы модернизации образования в регионе высокотехнологического производства [Текст] / Труды института теории образования ТГПУ / Под редакцией В.А.Дмитриенко / В.Н. Куровский, Т.И. Петрачкова // Вып. 3. Томск: издательство ТГПУ, 2008.. - С. 43-51. - 0,25 п.л. (авт. - 0,125 п.л.).
13. Петрачкова, Т.И. Геополитический анализ положения региона и разработка стратегии развития общеобразовательной школы [Текст] / Т.И. Петрачкова // Материалы 10-й Юбилейной международной научно-практической конференции (16-17 ноября 2007 г.). - Томск: изд- во ТГПУ, 2008. - С. 145-147. - 0,125 п.л. (авт. - 0,125 п.л.).
14. Петрачкова, Т.И. Содержание опытно-экспериментальной работы по организации профильного обучения в общеобразовательной школе [Текст] / Т.И. Петрачкова // Образование в Сибири. - Томск: Томский ЦНТИ, 2008. - Вып.15. - С. 80-83. - 0,25 п.л. (авт. - 0,25 п.л.).