ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Актуальность исследования. Образование - это сфера познавательной деятельности отдельного человека, ориентированная на удовлетворение его индивидуальных образовательных потребностей независимо от функционального использования результатов этого образования во внешних системах. Поэтому реформы в сфере образования имеют ряд важных особенностей: для них характерны изменения, как содержательной работы образовательных учреждений, так и уровня готовности людей к осуществлению новых замыслов. В этой связи требуется особая организация учебного процесса в общеобразовательной школе по вертикали и горизонтали, иной характер взаимодействий педагогов и учащихся, учащихся между собой. Это определило основное направление реформирования общего образования - формирование целевых и ценностных установок всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей, руководителей школ) в соответствии с концептуальным направлением и задачами, стоящими перед ними как конкретными исполнителями данной реформы.
Учет перечисленных обстоятельств обусловил целесообразность реализации профильного обучения в общеобразовательной школе, в Концепции которого заложены принципы индивидуализации и дифференциации обучения, формирования проективного типа мышления у обучающихся и субъект-субъектных отношений педагогов и обучаемых.
Сегодня в российском образовании уже достигнуты определенные успехи в работе по организации профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы: разработаны примерные учебные планы для основных профилей (Кузнецов А.А., Филатова Л.О. и др.); уточнены возможные направления профилизации и структуры профилей (Родичев Н.Ф., Рыжаков М.В., Чистякова С.Н. и др.); предложены перспективные формы организации профильного обучения (Болотов В.А, Орлов В.А, Ермаков Д.С. и др.); определены структура и содержание предпрофильной подготовки (Гузеев В.В., Немова Н.В., Пинский А.А. и др.).
Однако проведенный анализ научной литературы и существующей практики реализации профильного обучения в общеобразовательной школе позволил выявить противоречие между потребностью обучаемых профильной школы в формировании и реализации индивидуальных учебных планов в соответствии с личными интересами, требованиями учреждений профессионального образования и недостаточной научной разработанностью преемственности общего и профессионального образования.
Устранению данного противоречия будет способствовать решение следующей педагогической проблемы: каковы пути повышения эффективности преемственности общего и профессионального образования в профильной школе?
Тема исследования: Организационно-педагогические условия
преемственности общего и профессионального образования в профильной школе.
Цель: выявить организационно-педагогические условия
преемственности общего и профессионального образования в профильной школе.
Объект исследования: процесс преемственности общего и профессионального образования в профильной школе как педагогический феномен.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия преемственности общего и профессионального образования в профильной школе.
Гипотеза исследования: осуществление преемственности общего и профессионального образования в профильной школе будет эффективным, если:
- разработано вариативное содержание индивидуальных учебных планов обучаемых профильной школы с учетом учебных и научных программ учреждений профессионального образования;
- обеспечено равноправное партнерство школы, социума, учреждений профессионального образования в формировании и реализации общественного заказа образованию;
- разработан пакет нормативных документов, регламентирующих на уровне общеобразовательной школы взаимодействие обучаемых, педагогов, родителей по достижению целей профильного обучения;
- сформированы у педагогов школы профессиональные компетенции для реализации целей профильного обучения;
- разработана модель реализации совокупности организационно-педагогических условий в профильной школе.
Учет перечисленных обстоятельств обусловил целесообразность реализации профильного обучения в общеобразовательной школе, в Концепции которого заложены принципы индивидуализации и дифференциации обучения, формирования проективного типа мышления у обучающихся и субъект-субъектных отношений педагогов и обучаемых.
Сегодня в российском образовании уже достигнуты определенные успехи в работе по организации профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы: разработаны примерные учебные планы для основных профилей (Кузнецов А.А., Филатова Л.О. и др.); уточнены возможные направления профилизации и структуры профилей (Родичев Н.Ф., Рыжаков М.В., Чистякова С.Н. и др.); предложены перспективные формы организации профильного обучения (Болотов В.А, Орлов В.А, Ермаков Д.С. и др.); определены структура и содержание предпрофильной подготовки (Гузеев В.В., Немова Н.В., Пинский А.А. и др.).
Однако проведенный анализ научной литературы и существующей практики реализации профильного обучения в общеобразовательной школе позволил выявить противоречие между потребностью обучаемых профильной школы в формировании и реализации индивидуальных учебных планов в соответствии с личными интересами, требованиями учреждений профессионального образования и недостаточной научной разработанностью преемственности общего и профессионального образования.
Устранению данного противоречия будет способствовать решение следующей педагогической проблемы: каковы пути повышения эффективности преемственности общего и профессионального образования в профильной школе?
Тема исследования: Организационно-педагогические условия
преемственности общего и профессионального образования в профильной школе.
Цель: выявить организационно-педагогические условия
преемственности общего и профессионального образования в профильной школе.
Объект исследования: процесс преемственности общего и профессионального образования в профильной школе как педагогический феномен.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия преемственности общего и профессионального образования в профильной школе.
Гипотеза исследования: осуществление преемственности общего и профессионального образования в профильной школе будет эффективным, если:
- разработано вариативное содержание индивидуальных учебных планов обучаемых профильной школы с учетом учебных и научных программ учреждений профессионального образования;
- обеспечено равноправное партнерство школы, социума, учреждений профессионального образования в формировании и реализации общественного заказа образованию;
- разработан пакет нормативных документов, регламентирующих на уровне общеобразовательной школы взаимодействие обучаемых, педагогов, родителей по достижению целей профильного обучения;
- сформированы у педагогов школы профессиональные компетенции для реализации целей профильного обучения;
- разработана модель реализации совокупности организационно-педагогических условий в профильной школе.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие теоретические и практические выводы:
1. Возрастающая актуальность проблемы исследования
определяется запросами старшеклассников и их родителей на вариативное содержание образования в профильной школе для формирования готовности учащихся к дальнейшему обучению в учреждениях профессионального образования.
2. Проведенный анализ сложившейся системы профильного
обучения школьников показал, что она недостаточно способствует преемственности общего и профессионального образования и требует ее модернизации за счет: индивидуализации обучения через вариативное содержание и технологии воспитательно-образовательной деятельности на основе учета профессиональных интересов школьников и требований программ учреждений профессионального образования; развития равноправного партнерства школы с окружающим социумом и учреждениями профессионального образования вовлечением их в совместное формирование и реализацию общественного заказа образованию; формирования у педагогов профессиональной компетентности для достижения целей профильного обучения; разработку нормативно-правовой базы и дидактических материалов для выполнения социально- педагогических функций субъектов образования в профильной школе.
3. Способ реализации выявленной совокупности организационно¬
педагогических условий представлен моделью, которая характеризуется гуманистической направленностью, поэтапностью и предполагает построение педагогического процесса на основе личностно-ориентированного и профессионально-деятельностных подходов.
4. Формирование готовности к педагогическому общению требует осуществления психолого-педагогической подготовки педагогов, направленной на повышение их профессионально-педагогической компетентности, в том числе и для разработки программно-методического обеспечения.
В заключении обобщены результаты исследования проблемы преемственности общего и профессионального образования в содержании и процессе формирования и реализации индивидуальных учебных планов и образовательных маршрутов школьников в профильном обучении.
Установлено, что многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ способствуют оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся за счет формирования и реализации индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных маршрутов школьников.
Выявлено, что обеспечение вариативности общего образования в направлении его индивидуализации способствуют преемственности с профессиональным образованием.
Доказано, что усиление индивидуального начала в образовании стар-шеклассников ведет к их успешной социализации и уменьшению разрыва между школой и вузом.
Таким образом, выполненное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило решить поставленные задачи.
Полученные результаты позволяют наметить некоторые ориентиры дальнейшего исследования проблемы преемственности общего и профессионального образования в профильной школе, в частности необходимость разработки технологий использования метода проекта как интегрирующего метода, способствующего творческому развитию учащихся в их социальном и профессиональном становлении и др.
По материалам исследования автором опубликовано 14 работ, в том числе одна в научном рецензируемом журнале.
1. Возрастающая актуальность проблемы исследования
определяется запросами старшеклассников и их родителей на вариативное содержание образования в профильной школе для формирования готовности учащихся к дальнейшему обучению в учреждениях профессионального образования.
2. Проведенный анализ сложившейся системы профильного
обучения школьников показал, что она недостаточно способствует преемственности общего и профессионального образования и требует ее модернизации за счет: индивидуализации обучения через вариативное содержание и технологии воспитательно-образовательной деятельности на основе учета профессиональных интересов школьников и требований программ учреждений профессионального образования; развития равноправного партнерства школы с окружающим социумом и учреждениями профессионального образования вовлечением их в совместное формирование и реализацию общественного заказа образованию; формирования у педагогов профессиональной компетентности для достижения целей профильного обучения; разработку нормативно-правовой базы и дидактических материалов для выполнения социально- педагогических функций субъектов образования в профильной школе.
3. Способ реализации выявленной совокупности организационно¬
педагогических условий представлен моделью, которая характеризуется гуманистической направленностью, поэтапностью и предполагает построение педагогического процесса на основе личностно-ориентированного и профессионально-деятельностных подходов.
4. Формирование готовности к педагогическому общению требует осуществления психолого-педагогической подготовки педагогов, направленной на повышение их профессионально-педагогической компетентности, в том числе и для разработки программно-методического обеспечения.
В заключении обобщены результаты исследования проблемы преемственности общего и профессионального образования в содержании и процессе формирования и реализации индивидуальных учебных планов и образовательных маршрутов школьников в профильном обучении.
Установлено, что многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ способствуют оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся за счет формирования и реализации индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных маршрутов школьников.
Выявлено, что обеспечение вариативности общего образования в направлении его индивидуализации способствуют преемственности с профессиональным образованием.
Доказано, что усиление индивидуального начала в образовании стар-шеклассников ведет к их успешной социализации и уменьшению разрыва между школой и вузом.
Таким образом, выполненное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило решить поставленные задачи.
Полученные результаты позволяют наметить некоторые ориентиры дальнейшего исследования проблемы преемственности общего и профессионального образования в профильной школе, в частности необходимость разработки технологий использования метода проекта как интегрирующего метода, способствующего творческому развитию учащихся в их социальном и профессиональном становлении и др.
По материалам исследования автором опубликовано 14 работ, в том числе одна в научном рецензируемом журнале.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВОЕННОГО ПРОФИЛЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические условия формирования политического сознания студентов ВУЗа (на примере КГПУ им. В.П. Астафьева)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2016 - Преемственность профильного и профессионального образования в системе "школа-технический Вуз
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у старшеклассников профессионального
интереса к педагогической деятельности (на материале
профильных педагогических классов)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА Я СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие исследовательских умении у учащихся на уроках географии в средней школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - Развитие организаторских умений младших подростков посредством проектной
деятельности на занятиях по хореографии в условиях дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018



