Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ФАКУЛЬТЕТА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ КАК СТРУКТУРЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА (1960-е - 2000-е гг.)

Работа №17413

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы23
Год сдачи2008
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
746
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Современные тенденции развития отечественного образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческого педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности, формировании педагогической компетентности как системы знаний, умений, навыков и методов оперирования с педагогическими объектами, необходимых для профессиональной деятельности учителя. Следовательно, формирование личности будущего учителя-воспитателя осуществляется всей совокупностью учебных и внеучебных воздействий.
Факультет дополнительных педагогических профессий (ФДПП) как структура учебно-воспитательной системы вуза, сложившаяся в советской системе высшего профессионального образования ко второй половине 60-х годов XX в., воплотил в себе традиции и тенденции учебно-воспитательной работы со студентами в вузе, формировавшиеся на протяжении всего исторического развития отечественной школы. Специфика, содержание и функционирование ФДПП не будут правильно поняты и оценены, если не рассматривать как определенное исторически сложившееся звено в учебно-воспитательной системе, которая берет свое начало на первых этапах послеоктябрьской истории советской школы. В этом плане необходимо обращение к документальным источникам, дающим представление о зарождении идеи развития форм детской и молодежной инициативы, творчества. В постановлениях, резолюциях центральных органов
советского периода явно доминирует воспитательно-пропагандистский характер
воздействия на молодежь всех дополнительных форм образования - школьного, внешкольного, вузовского.
Доофициальный этап зарождения и функционирования факультетов общественных профессий, инициированных потребностями студенческой молодежи и преподавателей-энтузиастов, получил некоторое освещение в периодической печати. Так, начиная с 1961 г., регулярно публиковались статьи, брошюры, заметки, материалы конференций, посвященные различным аспектам деятельности факультетов общественных профессий (ФОП). Например, в журналах «Народное образование», «Советская педагогика», «Вестник высшей школы», «Студенческий меридиан», «Коммунист», «Наука и религия», «Теория и практика физической культуры», в газетах «Правда», «Известия», «Учительская газета», «Советская культура», «Комсомольская правда», «Труд» рассматривались отдельные стороны организации и учебно-воспитательной ценности данных факультетов.
Факультет общественных профессий (ФОП) рассматривался как важное средство совершенствования профессиональной подготовки педагогов- специалистов, в частности:
- как «Действенное» звено формирования общественно-пеДагогической, общественно-политической активности будущих учителей (А.И. Первомайский (1965); С.С. Овчинников (1966); Г.И. Чусовитина (1969); Н.П. Добронравов (1969);
Д.С. Яковлева (1971); П. Вольнюк (1974); И.Д. Козубенко (1974); Г.Е. Рукосуев (1974); Б.Я. Голдин (1976); З. Низамитдинов (1978); П.А. Юцявичене (1981); О.И. Карпухин, В. Куценко (1981); В.А. Негаев (1982); Н. Мохов (1983); Л.В. Солодовникова (1984));
- как организационная форма подготовки стуДентов к внеклассной
воспитательной работе в школе (В.С. Макарова (1971); А.И. Перепелицин (1973); Н.Е. Варламова (1975); Л.В. Борикова (1985); А.В. Коломиец (1989); Л.Н. Абольянина (1991); В.И. Горовая (1994); В.Т. Романов (1998); Н.Л. Романова (2006));
- как вид учебной работы, способствующий эстетическому воспитанию
будущих учителей (В.М. Соломеин (1970); С.И. Ростова (1974); Г.Я. Фешина (1975); Н.А. Силантьева (1983));
- как база подготовки кадров - «общественников» к осуществлению культурно-массовой работы на селе (З. Рийвес (1976); Е.Е. Витрук (1981);
A. М. Коршунов, А.В. Миронов (1981); Г.И. Воробьева (2001));
- как внутривузовская структура, позволяющая приобрести вторую
общественную специальность (В.И. Милосердов (1969); Л.С. Ляхович,
B. А. Глозман (1970); Н. Головкова (1980); О.А. Маркиянов (1988)).
Некоторое внимание организационным и содержательным вопросам факультативного обучения в школе и вузе, а также деятельности факультета общественных профессий уделено в работах М.П. Войтеховской, Т.В. Галкиной,
C. А. Кочуриной, Л.М. Найбороденко, З.И. Равкина, В.И. Ревякиной и др.
Несмотря на то, что обзор вопросов эффективности внеаудиторной работы
со студентами посредством ФОП дает представление о некоторых методических, содержательных аспектах их деятельности, однако не получила полного освещения проблема генезиса и развития ФОП в историко-педагогическом плане.
Проблема исследования заключается в историко-теоретическом осмыслении феномена зарождения и развития факультета дополнительных педагогических профессий как структуры учебно-воспитательной системы вуза.
Актуальность и недостаточная научно-теоретическая разработанность проблемы в историко-педагогическом аспекте обусловили выбор темы исследования: «Развитие факультета дополнительных педагогических профессий
как структуры учебно-воспитательной системы вуза (1960-е - 2000-е гг.)».
Цель исследования: выявить генезис и условия развития факультетов дополнительных педагогических профессий как значимой структуры учебно-воспитательной системы вуза.
Объект исследования: факультет дополнительных педагогических профессий как общественно-педагогическое явление.
Предмет исследования: развитие факультета дополнительных педагогических профессий как структуры учебно-воспитательной системы вуза.
Гипотеза: идея становления и развития ФДПП как значимой структуры учебно-воспитательной системы вуза получит отчетливое отражение в современной учебно-воспитательном процессе вуза, если будут:
- выявлены и учтены сложившиеся в предшествующий исторический период закономерности, тенденции и условия, способствующие развитию ФДПП;
- проведена корреляция изменения задач профессионального педагогического образования с изменениями задач и содержания деятельности ФДПП;
- прослежена трансформация приоритетов ФДПП из дополнительной структуры досугового характера в существенно значимую, легитимную структуру учебно-воспитательной системы вуза;
- выявлены и установлены тенденции и этапы в связи со сменой образовательной парадигмы и современными требования к вузовскому учебно¬воспитательному процессу.
Объект, предмет, гипотеза и цель исследования обусловили постановку
следующих задач:
1) выявить исторические, социально-педагогические предпосылки возникновения и этапы развития факультета дополнительных педагогических профессий в системе высшей школы советского и постсоветского периодов;
2) установить совокупность основных социокультурных, организационно-содержательных условий, обеспечивающих адекватное функционирование учебно-воспитательного процесса на факультете дополнительных педагогических профессий;
3) проанализировать результаты деятельности ФДПП как структуры учебно-воспитательной системы вуза;
4) охарактеризовать ведущие тенденции развития деятельности ФДПП и их профессионально-педагогическую направленность.
Методология исследования основывается на таких подходах к историко-педагогическим исследованиям как: аксиологический (М.В. Богуславский, В.И. Додонов, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.), парадигмальный (М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, Г.Б. Корнетов), междисциплинарный, антропологический (Б.М. Бим-Бад, Г.Г. Дилигенский, Г.Б. Корнетов, В.И. Максакова).
Методологической основой научного исследования являются принцип историзма, предполагающий рассмотрение специфики ФДПП как общественного явления в развитии и в связи с обусловившими его факторами; принцип объективности, позволяющий рассмотреть ФДПП как общественное явление прошлого опыта наиболее приближенно к действительности, выявить истинность событий на основе всестороннего анализа сохранившихся фактов, архивных и опубликованных источников.
В ходе теоретического осмысления проблемы мы основывались на трудах отечественных методологов науки (В.И. Загвязинского, В.В. Краевского О.С. Анисимова и др.) а также на работах теоретиков и историков педагогического образования (Л.Н. Абольяниной, М.В. Богуславского, А.П. Беликовой, Е.Е. Витрук, М.П. Войтеховской, А.Н. Джуринского, С.А. Кочуриной, А.В. Коломиец, Н.А. Константинова, В.Ф. Мокринского, А.В. Миронова, М.П. Недо, З. Низамитдинова, С.С. Овчинникова, З.И. Равкина, В.И. Ревякиной, С.И. Ростовой, Н.А. Силантьевой, Л.В. Солодовниковой, Г.Я. Фешиной, П.А. Юцявичене).
Методы исследования обусловлены особенностями изучения историко-педагогического процесса, особенностями самого предмета исследования. В ходе исследования были использованы следующие общенаучные методы: анализ, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, сопоставление и др.; специально-научные: сравнительно-исторический; проблемно-хронологический; ретроспективный; психолого-педагогические: опрос (анкетирование, беседа, интервьюирование); наблюдение (прямое, опосредованное, самонаблюдение).
Источники исследования. Исследованы законодательные документы в образовании: Постановления ЦК КПСС, Постановления Коллегии Минвуза СССР, Секретариата ВЦСПС, Секретариата ЦК ВЛКСМ, Министерства образования РФ; архивные документы в Государственном архиве Томской области (ГАТО); делопроизводственные материалы вузов по организации ФДПП: программы и учебные планы отделений ФДПП Томского государственного педагогического университета; Новосибирского государственного педагогического университета; Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина; Елецкого государственного университета; Благовещенского государственного педагогического университета; материалы периодической печати; источники личного происхождения (воспоминания выпускников и преподавателей ФДПП прошлых лет).
Этапы исследования.
Первый этап (2002-2003 гг.) - проблемно-поисковый: осуществлялось
изучение теории, истории и современного состояния проблемы на основе
государственных, архивных документов и других источников, были определены тема, объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования.
Второй этап (2004-2006 гг.) - аналитический: был продолжен поиск и сбор архивных и периодико-публицистических материалов и документов, учебно-методических и программных материалов, проведено уточнение проблемы, гипотезы, процедуры исследования.
Третий этап (2007-2008 гг.) - заключительный, включающий обработку, систематизацию и обобщение результатов исследовательской работы, оформление диссертационного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении подведены итоги и сформулированы основные выводы:
В результате диссертационного исследования нами были выявлены социально-педагогические предпосылки и объективные причины возникновения и развития ФДПП в вузах как общественного явления и структуры учебно¬воспитательной системы вуза.
Факультеты общественных профессий - это общественное движение, возникшее в начале 1960-х годов. Идейно-воспитательной целью их создания было обеспечение глубокой подготовки будущей советской интеллигенции к выполнению социальных функций, возложенных на нее обществом. Перед ФОП вузов ставилась задача подготовки специалистов, способных грамотно вести общественную работу в качестве руководителей художественных коллективов, технических и спортивных кружков, организаторов массово-политической и воспитательной работы. Решение этой задачи предопределяло ориентацию деятельности ФОП на развитие творческих способностей студентов, формирование их эстетических взглядов и вкусов.
Анализ документальных, архивных, общепедагогических источников показал, что идея создания ФДПП восходит к первой половине XX в. Однако реально воплощена эта идея была лишь в начале 1960-х годов, а официально - в 70-х гг. XX в. в вузовской практике. Нами выявлены предпосылки, определившие развитие идеи создания факультетов общественных профессий.
Наше исследование, проведенное в хронологических рамках функционирования ФДПП (1960-е - 2000-е гг.) позволяет заключить, что данный факультет как учебно-воспитательный ресурс вуза способствует формированию профессионально-педагогических навыков руководителя воспитательной деятельности, организатора, лектора, общественника.
В процессе диссертационного исследования нами была обоснована периодизация развития факультетов дополнительных педагогических профессий в вузах страны. Основанием для определения данных этапов становления ФДПП в вузах явились следующие условия: 1) социально-экономическое развитие страны; социальный заказ общества высшей школе; 3) состояние и динамика научно-культурных процессов; 4) программно-содержательная, воспитательная работа в вузах; 5) кадровая укомплектованность.
На основе анализа архивных документов и научно-периодической литературы выявлены 4 основных этапа развития ФДПП: I этап - 1900-1966 гг. - зарождение и вызревание идеи будущих ФОП; II этап - 1967-1987 гг. - официальное создание и функционирование ФОП в педагогических, медицинских и сельскохозяйственных вузах, характеризующееся обязательным посещением занятий и получением «зачета»; III этап - 1988-1995 гг. - перестройка работы ФОП, переименование в ФДПП; профилизация ФДПП за счет создания профильных отделений при учебных факультетах и общеинститутских отделений для студентов всех факультетов. Отметим, что именно на II этапе наблюдалось явное отступление от демократических норм и нарушение принципа добровольности, характеризующееся административно-волевыми формами управления образованием. IV этап - 1996-2007 гг. - переход на факультативную основу, предполагающую свободное посещение ФДПП и ориентация на рынок труда.
Историко-педагогический анализ позволил выявить совокупность основных социокультурных и организационно-содержательных условий функционирования учебно-воспитательного процесса на ФДПП:
- социокультурные: идеологическая направленность всех форм учебно-воспитательной практики (для советского периода); потребность общества в учителе-общественнике, способном к активной пропагандистско¬просветительской и воспитательной деятельности; формирование новых социокультурных ценностей выпускника вуза, отвечающих цивилизованному свободному рынку в мировом сообществе и гуманизации общественных отношений, расширяя тем самым подготовку педагогов, переходя от научных убеждений к человеческому осознанию;
- организационно-содержательные: повышение профессионального
потенциала руководителей ФДПП на Всесоюзных и региональных семинарах и разработка для них методических указаний и пособий; программно¬регулирующая документация, разработанная и утвержденная Министерствами образования и культуры для овладения студентами общепринятой системой социальных норм и ценностей; теоретическая подготовка и практическая реализация студентами учебно-воспитательной работы в школе, детских домах, детских оздоровительных лагерях, учреждениях пенитенциарной системы; проектирование и реализация коллективных творческих дел на всех отделениях ФДПП в контакте со студенческим клубом, институтом кураторов, научными объединениями на факультетах.
В процессе исследования выяснилось, что каждый этап развития ФОП-ФДПП имел следующие тенденции:
- реализация культурно-просветительской, досуговой деятельности в соответствии со склонностями и запросами студенческой молодежи с целью самореализации личности (1900-1966 гг.);
- развитие в студенческой среде активной жизненной позиции в рамках существующей идеологии (1967-1987 гг.);
- начало постепенного, плавного, долговременного перехода к демократическим формам управления образовательным процессом в вузах и на ФДПП (1988-1995 гг.);
- соблюдение демократических норм, учет принципа добровольности при комплектовании отделений ФДПП на основе склонностей, интересов и запросов студенческой молодежи в деятельности ФДПП (1996-2000-е гг.).
Нами определена специфика этапов функционирования ФОП-ФДПП на основе сравнительно-исторического, проблемно-хронологического и историко-ретроспективного анализа как: 1) общественно-значимая (1960-1995 гг. - I-III этап) и социально-востребованная (1995-2000-е гг. - IV этап).
В процессе исследования особое внимание уделялось анализу содержания работы ФДПП (на примере пяти вузов России). Доказано, что ориентация на самоопределение личности, развитие ее творческого и профессионального потенциала лежит в основе деятельности всех отделений ФДПП. Кроме того, требования современного рынка труда в значительной степени определяют направления работы системы дополнительного образования.
В ходе исследования были выявлены традиционно сложившиеся и реально значимые показатели качества и эффективности работы ФДПП. К формальным показателям отнесены: количество отделений и качество их работы, разнообразие секций и их результативность (количество выпускников), общее количество слушателей, уровень их общественной активности, общий вклад факультета в воспитательную деятельность вуза. Однако, действительно важным показателем мы подчеркиваем общественную активность, профессионализм деятельности выпускников ФДПП.
Дальнейшее рассмотрение заявленной тематики необходимо связывать с развитием образовательного и воспитательного потенциала ФДПП, с различными формами и направлениями обучения на данном факультете, беря во внимание накопленный опыт российских вузов.



1. Коллегов, А.К., Ревякина, В.И. Из истории развития факультета дополнительных профессий (1960-2000-е г.г. на материалах Томского государственного педагогического университета) [Текст] // Вестник ТГПУ. Сер.: Педагогика. - 2006. Вып. 10 (61). - С. 92-96. (0,62 п.л.). (авторский вклад 60 %).
2. Коллегов, А.К. Становление факультетов дополнительных педагогических профессий как общественного явления в вузах (1960-е - 80-е гг.) [Текст] // Вестник ТГПУ. Сер.: Педагогика и психология. - 2007. Вып. 10 (73). - С. 34-40. (0,75 п.л.).
3. Коллегов, А.К. Творческие объединения студентов как ресурс воспитания [Текст] / От века XX - к веку XXI: Опыт и тенденции в образовании: Коллективная монография / Под общей научн. ред. В.И. Ревякиной и Т.Б. Черепановой. - Томск: Изд-во «Томский ЦНТИ». - 2005. - 208 с. - 1000 экз.
- С. 184-202. (1,1 п.л.). (авторский вклад (9 %).
4. Коллегов, А.К., Прикуль, В.В. Творческая деятельность студентов педвузов как составляющая профессиональной компетентности [Текст] // Наука и практика: диалоги нового века: Материалы всероссийской конференции (14 ноября 2003г. г. Анжеро-Судженск). - Томск: Твердыня, 2003. - С. 99-101. (0,1 п.л.). (авторский вклад 70 %).
5. Коллегов, А.К. Роль театральных студий в формировании профессионального педагога [Текст] // Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста: Материалы международной конференции, посвященной 40-летию кафедры философии ТГПУ. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. - С. 257-261. (0,3 п.л.).
6. Коллегов, А.К. Возможности театральной педагогики в процессе формирования профессиональной компетенции личности педагога [Текст] // Современный учитель: находки, опыт, компетенции: Материалы всероссийской конференции. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. - С. 421-425. (0,3 п.л.).
7. Коллегов, А.К. Развитие актерско-режиссерских навыков студентов педагогического вуза как составляющей профессиональной компетентности [Текст] // Совершенствование качества образования в педагогическом университете: Материалы всероссийской научно-методической конференции: в 3 т. - Т. 1. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. - С. 283-289. (0,37 п.л.).
8. Коллегов, А.К. Театральная педагогика. Организация театрализованной деятельности студентов педагогических вузов как способ формирования профессионально-педагогической компетенции [Текст]: Учеб.-метод. пособие по курсу ОДВ.В.07 «Театральная педагогика» / Под редакцией Л.С. Сысоевой. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. - 83 с. (200 экз.). (5,19 п.л.).
9. Коллегов, А.К. Предпосылки изучения театральной педагогики в рамках элективного курса «Основы педагогической деятельности» [Текст] // Традиции и инновации в общем и профессиональном образовании Сибири: история и современность: Материалы региональной заочной научно-практической конференции. - Горно-Алтайск, 2005. - С. 129-132. (0,25 п.л.).
10. Коллегов, А.К. Подготовка студентов педвуза к художественно-эстетической деятельности через театральное искусство [Текст] // Театр и дети: Материалы областной конференции по нравственно-эстетическому воспитанию детей и подростков при поддержке Томского отделения Союза театральных деятелей РФ, Совета старейшин г. Томска, мэрии г. Томска. - Томск: Изд-во Курсив, 2005. - С. 12-15. (0,18 п.л.).
11. Коллегов, А.К. Возможности совершенствования педагогической культуры вузовского преподавателя [Текст] // Модернизация профессионального послевузовского образования: Материалы международной научно¬практической конференции V сибирской школы молодого ученого. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. - С. 48-49. (0,2 п.л.).
12. Коллегов, А.К. Роль факультета дополнительных профессий в
профессиональном становлении студентов педвуза [Текст] // Проблемы модернизации общего и профессионального образования: Материалы всероссийской научно-практической конференции: в 3 т. - Т. 2.- Томск: Изд- во ТГПУ, 2005. - С. 32-34. (0,5 п.л.).
13. Коллегов, А.К. Эстетическая составляющая педагогической деятельности [Текст] // Модернизация профессионального послевузовского образования: теория и практика подготовки научно-педагогических кадров: Материалы международной конференции в рамках VII Сибирской школы молодого ученого. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. - С. 223-226. (0,4 п.л.).
14. Коллегов, А.К. Факультет дополнительных профессий как одна из форм профессиональной подготовки учителей в педвузах [Текст] // Проблемы повышения качества и эффективности профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции в рамках IX Сибирской школы молодого ученого 23-25 октября 2007. - С. 39-42. (0,4 п.л.).
15. Коллегов, А.К. Из опыта работы факультетов дополнительных профессий в середине 80-х конце 90-х годов [Текст] // Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современности: Материалы V международной научной конференции (1-2 ноября 2007 г.). - Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2007. - С. 226-232. (0,25 п.л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ