Введение 3
Глава1. Художественная литература для детей как средство обучения иностранному языку в средней школе
1.1. Детская литература, её жанровая специфика и особенности 6
1.2. Французская детская литература ХХ века и роман «Маленький Николя»
Рене Госинни 10
1.3. Культуроведческая компетенция и приёмы её формирования 19
Выводы 22
Глава2. Технология обучения иностранному языку (чтение) и
формирования культуроведческой и речевой компетенций на базе
литературного детского текста Р. Госинни «Le petit Nicolas» (глава «La visite de L'inspecteur») в 6 классе
2.1. Критерии отбора текстового материала 24
2.2 Разработка приёмов и упражнений при работе с детской художественной
литературой на французском языке 29
2.3 Проведение экспериментального обучения 38
Выводы 44
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение 53
Данная работа посвящена методике обучения чтению на базе современной детской французской литературы в шестом классе и формированию культуроведческой компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка, с помощью которой возможно сделать более интересным и познавательным процесс изучения учащимися французского языка на базе культуроведческого подхода.
Следует отметить тот факт, что в средней школе при обучении иностранному языку использование художественных литературных текстов (а именно: французских книг для детей авторов XX века) не является обязательной частью содержания программы. Однако именно детские современные произведения могут служить не только материалом для обучения чтению, но также и неким «путеводителем» по изучению менталитета носителей иностранного языка, сравнению менталитета чужого и родного, иными словами: служит для соизучения иностранного языка и культуры.
Итак, актуальность данной работы обеспечивается следующими факторами:
-недостаточностью использования современной детской литературы на уроках по иностранному языку в 6 классе средней школы;
-поиском эффективных видов работы для обучения чтению в 6 классе базового уровня.
-поиском эффективных видов работы для формирования культуроведческой компетенции учащихся на базе иноязычной детской литературы.
В качестве объекта исследования выступает процесс обучения чтению на французском языке на базе произведения Рене Госинни «Маленький Николя» в средней школе.
Предметом исследования является технология обучения чтению на французском языке на базе современной детской литературы, более глубокое изучение культуры в процессе обучения иностранному языку в средней школе.
Цель работы состоит в разработке теоретически обоснованной технологии обучения чтению и формирования культуроведческой компетенции, входящей в коммуникативную компетенцию на базе культуроведческого подхода.
Для достижения цели исследования предстоит решить следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы, связанной с темой исследования;
2. Определить значение и функции художественной литературы в процессе обучения иностранному языку;
3. Описать культуроведческий подход на базе которого разработано исследование;
4. Определить критерии для отбора текстового материала;
5. Произвести отбор текстов для обучения чтению на французском языке;
6. Определить трудности при обучении чтению;
7. Разработать комплекс упражнений, направленный на обучение чтению на французском языке;
8. Разработать упражнения, направленные на формирование
культуроведческой компетенции;
9. Разработать упражнения, направленные на формирование
речевой компетенции;
10. Экспериментально проверить эффективность разработанных упражнений, направленных на формирование культуроведческой и речевой компетенции;
11. Провести анализ результатов, полученных в процессе апробации комплекса упражнений, направленных на обучение чтению.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: описательный и сравнительно-сопоставительный, анализ методической литературы, анкетирование, экспериментальные срезы, экспериментальное обучение.
Использование детской литературы идеально подходит в качестве материала для обучения иностранному языку на уроках в средней школе не углублённого уровня изучения языка. Ведь детская литература для учащихся интереснее, нежели использованные в учебнике в качестве упражнений диалоги, письма, фрагменты дневников, кластеры. К тому же именно детская литература имеет целью формирование нравственных ориентиров учащихся, а также знакомство с культуроведческими реалиями страны изучаемого языка, понимание которых означает формирование культуроведческой компетенции, являющейся обязательной частью коммуникативной компетенции - цели изучения иностранного языка.
Были выполнены поставленные в начале работы задачи, а именно: был проведён анализ научно методической литературы, связанной с темой исследования, были определены значения и функции художественной литературы в процессе обучения иностранному языку, были разработаны критерии для отбора текстового материала, также был отобран текстовый материал для обучения французскому языку.
В соответствие с задачами работы был составлен комплекс упражнений, то есть упражнения, направленные на обучение чтению на французском языке упражнения, направленные на формирование речевой компетенции, что способствует формированию культуроведческой компетенции .
В процессе педагогической практики был проведён эксперимент, где была проверена эффективность разработанных упражнений, направленных на формирование культуроведческой компетенции, а также речевой компетенции.
Современные детские тексты прекрасно подходят для обучения чтению на французском языке, так как они являются интересными для учащихся и содержат в себе не только новые лексические единицы, но и культуроведческую информацию, необходимую для формирования культуроведческой компетенции.
Культуроведческая и речевая компетенции являются важной составляющей коммуникативной компетенции, ведь расширение и углубление фоновых знаний возможно лишь с помощью формирования данных компетенций.
1. Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1969.
2. Беленькая Л.И. Дети 10-11 лет как читатели художественной
литературы (типологические особенности). Социально¬
психологические проблемы чтения. Тип читателя, переходный от детского к подростковому. Сборник научных трудов. Выпуск 3. - М.: ГБЛ, 1977. - 64 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1998.
4. Быстрова Е.А. Какую компетенцию мы формируем // Русская словестность. - М.: Грамота, 2003. - №1 - 36 с.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения // ИЯ. - М.: Аркти- Гласа, 2000.
6. Леонтьев А.А. Общая методика обучения // ИЯ. - М.: Русский язык, 1991.
7. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. -М.: АРКТИ, 2003.
8. Заремская С.И., Слободчиков А.А. Развитие инициативной речи учащихся. - М.: Просвещение, 2003.
9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 2001.
10. Карпов И.В. Психологический анализ процесса понимания и перевода учащимися иноязычных текстов. // М.: ИЯШ, 1999. - №6.
11. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 2000.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2002.
13. Леонтьев А. А. Некоторые общие проблемы в преподавании иностранных языков сегодня. - М.: РЕМА, МГЛУ, 2002.
14. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // - М.: Известия АПН РСФСР, 1947. -№ 7.
15. Лернер И.Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. - М.: Педагогика,1983. -252 с., 352 с.
16. Лиферов А.П., Степанов Н.А. Образование Будущего: глобальные проблемы локальные решения. - М.: Педагогический поиск, 1996.
17. Мудрик А. В. Личностный подход в воспитании, М.: Магистр, 2001.
18. Немов Р. С. Психология. - М.: Просвещение, 2001.
19. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. - Липецк: Липецкий ГПИ, 1998. - 158 с.
20. Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии
иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М.: Русский язык. Курсы, 2010.
21. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. - М.: Просвещение, 1991,
22. Пассов Е.И. Современные направления в методике обучения ИЯ. - Воронеж, 2002 - № 22. - 36 с.
23. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// М.: ИЯШ, 2000.-№1.
24. Рейнвальд Н. И. Психология личности. - М.: УДН, 1987.
25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2002.
26. Селиванова Н.А.Е’охзеаиЫеаи 6. Книга для чтения. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2009
27. Скалкин В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи. - М.: Рус. яз., 1989.
28. Фадеев, В.М. Домашнее чтение в старших классах, его организация и приемы контроля [Текст]. - М.: ИЯШ, 1979. - №6.
29.Чичерина Ю.В. Критерии содержательной аутентичности
прагматических текстов в средней школе // Когнитивная деятельность при обучении и овладении иностранным языком (в разных типах учебных заведений): межвузовский сборник научных статей - Н.: Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2003.
30. Якиманская И. С. требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. - М.: Сентябрь, 2004.
31. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного
образования. М.: Сентябрь, 2000.
32. Википедия. Электронная энциклопедия. Детская
литература[электронный ресурс]. - 2001. -Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/, свободный.- Загл. С экрана. - Яз.рус.
33. Альянс Франсез Тольятти. Современная французская детская
литература[электронный ресурс]-Режим доступа:
http://afrus.ru/togliatti/ru, свободный.- Загл. С экрана. - Яз.рус.
34. GoscinnyR. LepetitNicolas[электронный ресурс]- 2013. - Режим
доступа: http://lepetitnicolasweston.weebly.com/la-visite-de-
linspecteur.html, свободный. - Загл. С экрана. - Яз.фр.
35. Carlos. Commentestton ecole? L'oiseaubleu 6. Книга для чтения. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2009. - 17 с.
36. DelormeA. Ledejeunersurl'herbe. L'oiseaubleu 6. Книга для чтения.
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.:
Просвещение, 2009. - 25с.
37. PrevertJ. Lecancre. L'oiseaubleu 6. Книга для чтения. Пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение,
2009. - 70 с.
38. Cyberpresse. Sondageexpresssurlatelevision. http://syberpresse.cndp.fr.
L'oiseaubleu 6. Книга для чтения. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2009. - 70 с.
39. Alliance francaise Toghiatti [lasource ёlectronique]-Режимдоступа:
http://afrus.ru/togliatti/fr, свободный. - Загл. С экрана - Яз. фр.
40. Dictionnaire. ABBYY Lingvo[lasource electronique]- 2013. -
Режим доступа: http://www.lingvo-online.ru/ru, свободный. - Загл. С экрана. - Яз.фр.
41. Dictionnaire. CNRTL [lasource electronique] - 2012. -Режим доступа: http://www.cnrtl.fr/, свободный. - Загл. С экрана. - Яз.фр.
42. Dictionnaire. Dictionnary.fr.com [lasource electronique] ]- Режим доступа: http://www.dictionary-fr.com/, свободный. - Загл. С экрана. - Яз.фр.
43. Goscinny R. Le petit Nicolas.[lasource electronique] - 2012. -
Режим доступа: http://franceinfo.us/03_books/books/sempe_petitnicolas.pdf, свободный.-
Загл. С экрана. - Яз.фр.