Введение ..................................................................................................................... 2
Глава 1. Развитие русской иконописи в XIX веке.................................................... 5
1.1. Поздняя иконопись в рамках явления «третьей культуры».
Результаты взаимовлияния традиционного и академического письма ................... 5
1.2. Проблематика изучения поздней русской иконописи ....................................14
Глава 2. Особенности символического языка в иконописи и
формирование традиций написания иконописных канонов ..................................19
2.1 Истоки русской иконографии ............................................................................ 19
2.2 Символический язык в иконописи ....................................................................33
2.3 Иконографические традиции в написании отцов церкви ................................ 45
Глава 3. Техники живописи и методики их копирования ...................................... 53
3.1 Специфика и техники традиционной живописи ............................................... 53
3.2 Техники академической живописи ...................................................................61
Заключение ............................................................................................................... 65
Список используемой литературы .......................................................................... 6
Икона на протяжении долгих столетий занимала особо важную роль, как
и в народной культуре Руси в целом, так и в жизни отдельно взятого
верующего человека. Она неразрывно связывала целые поколения, объединяя
их общей верой. Иконопись, в первую очередь, служившая объектом
религиозного поклонения, одновременно с этим была неразрывно связана с
развитием искусства. Она особым образом сохраняла преемственность
древности, отразившейся прежде всего в следовании канонам и техникам
письма, и при этом постепенно вбирала в себя новые изобразительные
приемы, изменяясь в зависимости от особенностей исторической и культурной
среды отдельных регионов.
Результатом смешения древних и новых эпох явилось яркое
многообразие русской иконописи. Немаловажную роль в ее формировании
сыграло и то, что ей занимались не только профессиональные иконописцы при
храмах, но и деревенские мастера-самоучки. Они не только на свое
усмотрение вносили элементы искусства народных промыслов, но и
разносили свои иконописные пробы в земли, далекие от известных школ и
жесткого контроля церкви. Другим значимым фактором послужило развитие
живописи и внедрение в иконопись светского искусства. Таким образом уже к
концу XIXвека накопился огромный массив различных по качеству и
исполнению образцов, интерес к углубленному изучению которых возник
только рубеже XIX – XX веков.
Хотяк нашему времени многое уже было открыто и изучено, а работы
множества научных деятелей доступны к вниманию простого обывателя, это
ничуть не умаляетинтереса изучения данной темы. Наоборот открывается
возможность в большей мере оценить путь, который иконопись прошла и на
что повлияла в процессе своего развития...
Многообразие поздней русской иконописи можно назвать действительно уникальным феноменом не только в рамках русской, а также и мировой культуры. Иконопись XIX века не только создала массивный пласт
культурного наследия, но и стала уникальным случаем синтеза культур. Это
вылилось в формирование богатейшей системы символов, воплощенную в
живописном искусстве христианского мира.
Основной темой данной работы стало изучение исторического развития
иконописи на рубеже XIX–XX веков, его влияния на формирование
символического образа через призму истоков русской иконографии.
В ходе проведенного исследования были изучены и проанализированы
различные исторические источники. На их основе рассмотрены ключевые
этапы развития иконописи и выявлены результаты взаимодействия
традиционного и академического письма.
Так с началом переходного периода – от искусства древней Руси к
искусству Нового времени происходит расслоение традиционной и светской
культуры. Образовавшееся между ними культурное пространство в XIX веке
занимает искусство «третьей культуры», характеризующийся расцветом
народного творчества. В отсутствии четких ориентиров и влияния строгих
правил иконописных школ народные умельцы создают многочисленные памятники «примитива» - яркого феномена эпохи.
Позднее с возникновением устойчивого интереса к иконописи
поднимается проблематика ее изучения . В числе проблем были:
- плохая сохранность иконописи.
- не признание художественной ценности памятников поздней
иконописи.
- трудность первичной классификации .
- отсутствие четкой стилевой принадлежности...