Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексическое значение глагола в свете когнитивного подхода (на материале ментальных глаголов)

Работа №174106

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение................................................................................................................ 3
Глава 1. Когнитивный подход к изучению глагола............................................. 9
1.2. Методы анализа в когнитивной лингвистике .......................................... 24
Выводы по главе 1.............................................................................................. 37
Глава 2. Когнитивный анализ ментальных глаголов на материале
публицистических статей..................................................................................... 38
2.1. Классификация ментальных глаголов ...................................................... 39
2.2. Фреймовый анализ ментальных глаголов ................................................ 43
Выводы по главе 2.............................................................................................. 53
Заключение ......................................................................................................... 54
Список использованной литературы................................................................... 55

На данный момент когнитивная лингвистика является одним из самых перспективных и востребованных направлений в языкознании. Новый подход в понимании семантики, а так же новая методология, присущая этому
направлению, вызывают потребность в проведении все большего количества
исследований для иного взгляда на уже существующие проблемы в языке.
Данная работа находится в кругу исследований, чьим предметом
исследования является лексическое значение, а так же рассматривает
лексическое значение ментальных глаголов с точки зрения когнитивной
семантики.
Актуальность данного исследования основывается на современных
тенденциях в сфере изучения лексического значения с позиции теории
лингвистического когнитивизма , который дает возможность рассмотреть
процессы взаимодействия языковой формы с когнитивными структурами и
обнаружить новые подходы к традиционной для лингвистики проблеме -
определения лексического значения. Вероятностный подход, характерный
для когнитивной лингвистики в представлениях о переменчивости и
постоянном движении сущностей вселенной и категорий разума и сознания,
занимает важное место в успешном развитии теории лексического значения.
Целью данной работы является:
Выявить роль когнитивного подхода в определении лексического
значения глагола в контексте современной лингвистики, а так же обозначить
рассмотреть перспективу данного подхода для дальнейшего развития
семантики.
«Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:
1. Определить основные положения когнитивной лингвистики как
направления в языкознании, рассмотреть наиболее значительные
исследования в данной области знаний...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современная лингвистика накопила богатый опыт по описанию языковых единиц с семантикой разной степени сложности, это утверждение относится и к глагольной семантике. Однако на данном этапе развития науки ее интерес сосредоточен не только и не столько на том, каково значение
единиц языка, а на том, как эта единица связана с тем фрагментом знания,
который занимает в сознание носителя языка представление о ней.
Когнитивизм в семантических исследованиях проявляется в том, что
лингвисты через разнородный языковой материал пытаются найти ответ на
вопрос об устроенности человеческого сознания и его связи с языком.
Проведенное исследование представляет собой попытку анализа
семантического аспекта группы ментальных глаголов в английском языке
посредством обращения к языковым единицам, встречаемым в
публицистическом тексте. При таком аспекте исследование пытается решить
задачи описания ментальной структуры, которая отражает наше видение
репрезентации ментальных глаголов в контексте разных ментальных.
Указанная когнитивная структура описывается через анализ семантики
английского языка, представленных в различном смысловом контексте, что
позволяет сделать более общие выводы касательно употребления тех или
иных видов ментальных глаголов.
Проведенный нами фреймовый анализ показал, что самое значительно число
ментальных глаголов можно отнести к фрейму коммуникации. Подобное
может найти свое объяснение в специфике лексического значения
ментальных глаголов как единиц языка в принципе, так как они
подразумевают под собой репрезентацию когнитивной деятельности, которая
в рамках реальной жизни и ее представлении в тексте наиболее часто
выражается в ситуациях коммуникации.


1. Березина, O.A. К вопросу об уровнях формирования
глагольной семантики / O.A. Березина // StudiaLinguistica–№11.
Проблемы когнитивной семантики: Сб. статей. – СПб, РГПУ им. А.И.
Герцена, 2002. – С. 4-7.
2. Болдырев, Н. Н. Взаимодействие фреймов в процессе
функциональной поликатегоризации английского глагола / Н. Н.
Болдырев, Л. А. Панасенко // Материалы Международной
конференции, посвященной научному наследию профессора Марии
Дмитриевны Степановой и его дальнейшему развитию. – М., 2001. – С.
73–76.
3. Болдырев, Н.Н. О метаязыке когнитивной лингвистики:
концепт как единица знания // Когнитивные исследования языка. -
2011. - С. 23-32.
4. Болдырев, Н.Н. Когнитивная семантика / Н.Н. Болдырев. –
Тамбов, 2000.
5. Болдырев, Н. Н. Концептуальное пространство
когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. –
2004. – № 1. – С. 18–36.
6. Демьянков, В.З. Когнитивная лингвистика как
разновидность интерпретирующего подхода / В.З. Демьянков //
Вопросы языкознания.– М.: Наука, 1994. – №4. – С. 17-33.
7. Кубрякова, Е.С. Глаголы действия через их когнитивные
характеристики // Логический анализ языка: Модели действия. – М.,
1992. - С.84–90.
8. Кубрякова, Е. С. Начальные этапы становления
когнитивизма: лингвистика – психология – когнитивная наука //
Вопросы языкознания. - 1994. №4. – С. 34–47.
9. Кубрякова, Е. С. Язык и знание: на пути получения знаний
о языке. Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е. С. Кубрякова. – М.: Языки славянской культуры,
2004. – 560 c.
10. Минский, М. Фреймы для представления знаний / Пер. с
англ. / М. Минский – М., 1979. – 151 с.
11. Плотникова, А. М. Лексическое значение глагола в свете
когнитивного подхода / А. М. Плотникова // Вопросы когнитивной
лингвистики. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2009. – №3. – С. 43–47.
12. Рахилина, Е. В. Основные идеи когнитивной семантики/
Фундаментальные направления современной американской
лингвистики, под ред. А. А. Кибрика, И. М. Кобозевой и И. А.
Секериной. – М.: Издательство МГУ, 1997. – C. 370–389.
13. Уфимцева, А. А. Лексическое значение. Принцип
семиологического описания лексики / А. А. Уфимцева. – 2-е изд., стер.
– М.: УРСС, 2002. – 239 с.
14. Филлмор, Ч. Фреймы и семантика понимания //Новое в
зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. - М.: Прогресс.
1988.- С.52-92.
15. Чейф, У.Л. Память и вербализация прошлого опыта //
Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1983. С. 35-73... 22


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ