Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности межличностных отношений у лиц с тревожными расстройствами

Работа №174093

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы43
Год сдачи2025
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 50 человек в возрасте от 18 до 60 лет. .
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.1 Понятие тревожных расстройств 7
1.2 Особенности межличностных отношений у здоровых людей 10
1.3 Влияние тревоги на межличностные отношения 13
1.4 Теоретические модели влияния тревожных расстройств на общение 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ЛИЦ С ТРЕВОЖНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ 22
2.1 Цель, задачи и гипотезы исследования 22
2.2 Методика исследования 23
2.3 Результаты исследования 24
2.4 Обсуждение результатов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Приложения 34


Межличностные отношения являются основой психологического благополучия человека. Нарушения в общении могут привести к значительным последствиям как для отдельной личности, так и для общества в целом. Существенное влияние на межличностное общение оказывают психические расстройства. Одним из наиболее распространённых и социально значимых классов психических расстройств являются тревожные расстройства. Несмотря на их широкую распространённость и негативное влияние на качество жизни, вопросы взаимодействия людей с тревожными расстройствами с окружающими были недостаточно исследованы в отечественной психологии.
Тревожные расстройства занимают одно из ведущих мест среди психических расстройств в мире по частоте распространённости. При этом отмечается, что тревога оказывает негативное влияние не только на психическое, но и физическое здоровье человека. Более того, тревога может вызывать нарушения в межличностном общении, что, в свою очередь, оказывает дополнительный негативный эффект на психическое и физическое благополучие. Таким образом, исследование особенностей межличностных отношений у лиц с тревожными расстройствами представляет собой актуальную научную и практическую задачу и приобретает особую значимость.
Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений у лиц с тревожными расстройствами.
Объект исследования: межличностные отношения у лиц с тревожными расстройствами.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений у лиц с тревожными расстройствами.
Гипотеза исследования:
У лиц с тревожными расстройствами имеются определенные особенности в межличностных отношениях, выражающиеся в нарушениях как вербального, так и невербального общения, а также в восприятии эмоций других людей.
Задачи исследования:
1. Исследовать понятие тревожных расстройств;
2. Определить особенности межличностных отношений у здоровых людей;
3. Выявить влияние тревоги на межличностные отношения;
4. Проанализировать теоретические модели влияния тревожных расстройств на общение;
5. Провести эмпирическое исследование межличностных отношений у лиц с тревожными расстройствами;
6. Провести анализ полученных результатов и сформулировать выводы
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологическим фундаментом и информационным основанием изучения особенностей межличностных отношений у лиц с тревожными расстройствами считают труды российских и зарубежных исследователей, приуроченные к изучению таких аспектов проблемы, как:
- теории личности и межличностных отношений (Э. Фромм, Г. Саллеван, К. Хорни и др.);
- особенностей взаимодействия личности в норме и патологии (А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, Э. Панкеева и др.);
- клинической психологии и психопатологии тревожных расстройств (Д.Л. Давидов, В.А. Дмитриев, Д.А. Фалыковский и др.);
- социальной психологии и межличностного общения (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- коммуникативных свойствах личности и стилей взаимодействия (К. Ситт и Р. Боде, Г. Лайонс, Д. Динсмор и др.);
- эмпирических исследованиях по изучению влияния тревожности и социальной фобии на особенности взаимодействия и коммуникации (Т.С. Барри, Дж. Питерс, Б. Лидерс и др.).
Данные работы, посвященные целому спектру проблематики влияния тревожных расстройств на межличностные отношения, положены в основу настоящего исследования.
Обзор литературных источников
В последнее время всё большее внимание уделяется исследованию влияния различных психических расстройств на межличностные отношения. При этом одним из наиболее изученных классов расстройств являются тревожные расстройства (Bandelow & Michaelis, 2015).
Ряд работ посвящён выявлению конкретных особенностей межличностного общения у лиц с тревожными расстройствами. В частности, показано, что тревога связана с большей вероятностью негативных событий во взаимоотношениях (Côté et al., 2020). Кроме того, у лиц с тревогой отмечаются нарушения как вербального, так и невербального компонентов общения (Hofmann et al., 2020).
Значительное внимание уделяется влиянию тревоги на восприятие эмоций других людей. Показана связь между тревогой и трудностями в распознавании эмоциональных выражений.
Таким образом, данный обзор литературы демонстрирует актуальность и научную значимость исследования поставленной проблемы.
Методы исследования:
В исследовании будет использован комплекс методов: теоретический анализ монографических и диссертационных исследований, статей и других научных публикаций, эмпирическое изучение влияния тревожных расстройств на межличностные отношения, математико-статистический анализ с использованием качественного и количественного методов обработки данных. В ходе исследования были применены такие научные методы, как классификация, систематизация, анализ, синтез, исторический метод, метод аналогии и сопоставления.
Структура работы : Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обоснована актуальность курсовой работы, указаны цели и задачи. В первой главе говорится о теоретических аспектах тревожных расстройств и межличностных отношений. Во второй главе рассматривается эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений у лиц с тревожными расстройствами. В заключении формируются выводы, подведены итоги, которые были получены в процессе написания работы.
Выборка испытуемых: В исследовании приняли участие 50 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Основная группа (30 человек) имела выявленные тревожные расстройства (генерализованное тревожное расстройство, паническое расстройство, социофобия). Контрольную группу составили 20 здоровых людей без признаков тревожности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по психологической коррекции нарушений в межличностном общении у лиц с тревожными расстройствами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе был исследован вопрос о влиянии тревожных расстройств на особенности межличностных отношений человека. Для этого был проведён комплекс теоретического и эмпирического исследования.
Во-первых, необходимо отметить важность данной проблематики. Тревожные расстройства являются одними из самых распространённых психических расстройств, при этом их негативное влияние на качество жизни больных дополнительно усиливается за счёт нарушений в межличностной сфере. Понимание специфики этих нарушений необходимо для разработки направленных методов психологической коррекции.
Во-вторых, теоретическая часть исследования позволила проанализировать различные точки зрения на проблему. Были рассмотрены феноменология самой тревоги как эмоционального состояния, особенности здоровых межличностных отношений как ресурса психического здоровья, а также ряд теоретических моделей, объясняющих взаимосвязь тревожности и коммуникативных нарушений.
В-третьих, практическая часть исследования, включающая тестирование, анкетирование и интервьюирование респондентов, позволила получить множество эмпирических данных о влиянии тревоги на конкретные аспекты межличностных отношений. Были выявлены статистически значимые различия между группами по ряду показателей.
Далее, важным выводом является подтверждение рабочей гипотезы об объективном характере влияния тревожных расстройств на коммуникативные навыки и качество отношений с другими людьми. При этом в аспекте теоретического обобщения данные исследования могут быть уточнены за счёт более широкой социально-демографической выборки и учёта факторов влияния сопутствующей патологии.
Также необходимо отметить практическую значимость полученных выводов. Они определяют перспективы разработки целенаправленных программ психотерапевтической коррекции социальных дефицитов у пациентов с тревожными расстройствами, направленных на преодоление нарушений в межличностных отношениях.
Таким образом, данная работа позволила всесторонне изучить вопрос о влиянии тревоги на межличностные контакты человека, подтвердить рабочую гипотезу, определить основные выводы как для теоретического обобщения, так и практического применения полученных знаний. Это создаёт предпосылки для дальнейшего изучения данной проблематики.



1. Айзенман Р. С., Триплико М. И. Основы клинической психиатрии: учебник для студентов медицинских вузов / под ред. Р. С. Айзенмана, М. И. Триплико. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 304 с.
2. Алешина Е.В. Тревожность и межличностные отношения: роль стиля привязанности: учеб. пособие / Е.В. Алешина. - М.: Когито-Центр, 2021. - 104 с.
3. Андреева Е.В. Коммуникативные аспекты тревожных расстройств: учеб. пособие / Е.В. Андреева, А.Е. Жуков. - М.: Академия, 2024. - 176 с.
4. Березин Ф. Б., Коротаев В. В. Психиатрия и наркология: учебник / Ф. Б. Березин, В. В. Коротаев. - 6-е изд., стер. - Москва: Издательский дом «ГЭОТАР-Медиа», 2024. - 688 с.
5. Бутенко Л.П. Теоретические модели влияния тревоги на общение / Л.П. Бутенко // Психологический журнал. - 2023. - No5. - С. 34-42.
6. Гаранжа А.П. Тревожно-фобические расстройства и межличностные отношения: учеб. пособие / А.П. Гаранжа, И.В. Кожухова. - М.: Астрель, 2024. - 144 с.
7. Горбунова Е.А. Межличностные отношения: учебное пособие / Е.А. Горбунова. - СПб.: Речь, 2023. - 256 с.
8. Дагаева Э.А. Социальная фобия: влияние на межличностные отношения / Э.А. Дагаева // Психология здоровья. - 2022. - No 3. - С. 34-42.
9. Дема А.В. Когнитивные модели в психотерапии тревожных расстройств / А.В. Дема, В.В. Сергеев. - М.: Инфра-М, 2022. - 208 с.
10. Зимина Ю.Г. Влияние тревожности на качество межличностных отношений / Ю.Г. Зимина // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2023. - No 2. - С. 32-39.
11. Зимина Ю.Г. Модели влияния тревоги на общение: сравнительный анализ / Ю.Г. Зимина // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. - 2023. - No 2. - С. 25-35.
12. Корнилова Е.Н. Психология общения и межличностных отношений: учебное пособие / Е.Н. Корнилова. — СПб: Лань, 2023. — 320 с.
13. Леонтьев Д.А. Психология общения: учебное пособие / Д.А. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2022. - 240 с.
14. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс; под ред. Д. Гилмора. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2024. - 720 с.
15. Мартинес Э. Взаимосвязь тревоги и качества межличностных отношений / Э. Мартинес, Д. Адамс, Р. Джексон // Психология здоровья. - 2022. - No 1. - С. 25-32.
16. Немов Р.С. Психология: учебник: в 3 т. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Владос, 2023. - Т. 2: Общая психология. - 432 с.
17. Психология тревоги: учеб. пособие / под ред. В.В. Бойко, Г.Г. Кузнецовой. - М.: Аспект Пресс, 2020. - 240 с.
18. Психология тревожности: учеб. пособие / под ред. В.В. Бойко, Г.Г. Кузнецовой. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2021. - 288 с.
19. Романова А.М. Межличностные отношения: учебное пособие для вузов / А.М. Романова, А.В. Тимошенко. - М.: Аспект Пресс, 2021. - 176 с.
20. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов психолого-педагогических специальностей / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2020. - 576 с.
21. Стуков Н. Н., Заславская Р. И. Аффективные расстройства в клинической психиатрии: Учеб. пособие для вузов / Н. Н. Стуков, Р. И. Заславская. — Санкт-Петербург: ЭЛБИ-СПб, 2023. — 320 с.
22. Филлипот П., Данк Р. Тревога как коммуникативное расстройство / П. Филлипот, Р. Данк // Психологический журнал. - 2020. - No4. - С. 42-51.
23. Фрейденберг О.М., Боровик А.С. Аффективные расстройства: диагностика и терапия / О.М. Фрейденберг, А.С. Боровик. — М.: Медицина, 2022. — 384 с.
24. Черняк В. Б., Гиляров М. М. Психиатрия на основе доказательств: учебное пособие / В. Б. Черняк, М. М. Гиляров. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2023. - 640 с.
25. Яковенко И. Г., Баженов К. К. Тревожные расстройства у детей и подростков: руководство для врачей / И. Г. Яковенко, К. К. Баженов. - Санкт-Петербург: Питер, 2022. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ