Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №173913

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы формирования познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста 9
1.1 Сущность познавательной активности и ее формирование в
дошкольном возрасте 9
1.2 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного
возраста при формировании познавательной
активности 16
1.3 Анализ программ ДОУ в контексте формирования познавательной
активности 22
2 Формирование познавательной активности у старших дошкольников
посредством дидактических игр 30
2.1 Анализ формирования познавательной активности у старших дошкольников (на примере МКДОУ «Детский сад «Северок» поселка Туруханска») 30
2.2. Дидактические игры по формированию познавательной активности старших дошкольников 38
2.3Методические рекомендации по формированию познавательной активности у старших дошкольников посредством дидактических игр 50
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложение А Модели формирования познавательной активности детей 64
Приложение Б Результаты диагностического исследования
сформированное™ познавательной активности (констатирующий
эксперимент) 66
Приложение В Программа формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 70
Приложение Г Результаты диагностического исследования сформированное™ познавательной активности (контрольный
эксперимент) 91

Актуальность темы выпускной квалификационной работы продиктована важностью и значимостью формирования познавательной активности детей дошкольного возраста. Преобразования в современном российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной сторон данной ступени образования. На современном этапе развития общества перед системой образования ставится задача воспитания человека, обладающего глубокими знаниями и видами деятельности, позволяющими применять знания для творческого решения возникающих в процессе деятельности различного рода проблемных ситуаций.
В ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено: «Дошкольное образование направлено на
формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности» [44].
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей провозгласила развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечается, что одной из задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии c их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка [32]. Исходя из этого, становится очевидным, что перед системойдошкольного образования ставится задача: организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы оно максимально обеспечивал развитие интеллектуального потенциала личности. Поэтому важно обратить особое внимание на проблему формирования познавательной активности подрастающего поколения.
Существует множество традиционных средств, направленных наформированиепознавательной активности дошкольников: непосредственная образовательная деятельность, ознакомление c окружающим миром, трудовая деятельность. Однако, важнейшим средством формирования познавательной активности является игра, выступающая ведущей деятельностью дошкольников. Как справедливо отмечал В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Игра, являясь формой активной, практической деятельности, позволяет ребенку решать доступные его возрастным возможностям познавательные задачи, создает предпосылки для развития произвольности психических процессов, становления личности. Таким образом, можно констатировать, чтоформирование познавательной активности детей дошкольного возрастаявляется актуальной проблемой, которая обусловливается необходимостью разрешения противоречий:
- между социальным заказом общества, определяющим стратегическую цель дошкольного воспитания-развитие интеллектуального потенциала личности, и недостаточной разработанностью в теории и практике средств, направленных на успешность формирования познавательной активности дошкольников;
- между объективной потребностью дошкольного образования в использовании игры как средстваформирования познавательной активности детей дошкольного возрастай недостаточной подготовкой педагогов к данной работе.
На основе выдвинутых противоречий, а также анализа психологопедагогической литературы, была определена и сформулирована проблема исследования: каковы возможности использования дидактической игрыв формировании познавательной активности детей дошкольного возраста?
Объект исследования:познавательная активность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования познавательной активностидетей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявление, обоснование и экспериментальная проверка возможностииспользования дидактических игрв формировании познавательной активностидетей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать психолого-педагогические основыформирования
познавательной активностидетей дошкольного возраста.
2. Провести анализ программ ДОУ в контексте познавательной активности.
3. Изучить особенности формирования познавательной активности у старших дошкольников (на примере МКДОУ «Детский сад «Северок» поселка Туруханск»).
4. Разработать методические рекомендации по формированию познавательной активности у старших дошкольников посредством дидактических игр.
В процессе исследования использованы следующие методы:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- методы сбора эмпирических данных: анализ программ ДО в контексте познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; анализ документации педагогов подготовительной группы МКДОУ «Детский сад «Северок» поселка Туруханск»; педагогическая диагностика: методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова), методика «Отгадай предмет» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), методика «Два домика» (Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина), методика «Опиши картинку» (Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
- методы интерпретации и описания данных: качественный анализ результатов.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работамитаких авторов, как И.А. Габова, О.В. Дыбина, О.В. Киреева, А.Г. Николаева, Б.Х. Панеш, Л.Н. Рябова, И.В. Соловьева, Е.Р. Фадеева, Е.А. Шанц и др.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в п. Туруханск. В экспериментальной работе приняли участие дети старшего дошкольного возраста, посещающие МКДОУ «Детский сад «Северок» поселка Туруханск. Выборка исследования составлена 20детьми в возрасте 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций информированию познавательной активности у старших дошкольников посредством дидактических игр. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике.
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (52 наименование) и 4 приложений. Результаты работы отражены в 8диаграммах и 4 таблицах. Объем работы составляет 62 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Проблема познавательной активности изучается в зарубежной и отечественной психологии и педагогике. Однако,единого толкования исследуемого понятия не существует: познавательная активность понимается как интегративное качество личности, которое выражает стремление к познанию, а также как деятельность.
В качестве рабочего в настоящем исследованиибудем использовать определение познавательной активности, предложенное В.В. Щетининой: «Познавательная активность - интегративное качество личности, которое порождается потребностью в познании, предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется в готовности к деятельности (поисковой), в стремлении к самостоятельности и выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний и умений».
Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к производимой деятельности, интенсивностью усвоения различных методик позитивного достижения итога, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.
Основой познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста является противоречие между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки проблемы и методами ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью интерпретировать, трансформировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое решение при выполнении задания.
В процессе наблюдения за деятельностью воспитателей подготовительной группы МКДОУ «Детский сад «Северок» п. Туруханска»по формированию познавательной активности было выявлено следующее: педагоги организуют с детьми традиционные виды деятельности (наблюдения, НОД, игры, опыты и эксперименты). В плане образовательной деятельности с детьми нет периодической работы по формированию познавательной активности, которая бы способствовала целенаправленно и систематически решать задачи по формированию познавательной активности у дошкольников.
C целью определения уровня сформированное™ познавательной активности у старших дошкольников проведено диагностическое исследование. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. Результаты исследования показали, что уровень развития познавательной активности у дошкольников не достаточно высок.
30 % дошкольников имеют высокий уровень развития познавательной активности: они задают вопросы познавательного характера, рассказывают о предмете, выделяя его активное назначение, свойства и сферу применения опираясь на собственные знания о мире, имеется проявление активности в познании. 36,6% детей имеют средний уровень развития познавательной активности, что характеризуется умением выделять предмет и его функциональное назначение, свойства и сферу применения, наблюдается проявление познавательной активности, но объяснять свои действия ребенок не пытается. 33,3 % детей имеют низкий уровень: дети не умеют задавать вопросы познавательного характера, рассказывают о предмете, не выделяя его функциональное назначение, четко не наблюдается проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру, свои действия не объясняет, но отмечается наличие самостоятельности.
Результаты диагностического исследования определили необходимость создания и апробации комплекса дидактических игр, направленных на формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Всего проведено 10 занятий.
На заключительном этапе исследовательской работы было проведено повторное диагностирование. Сравнительный анализ средних результатов по всем диагностическим методикам показывают, что уровень развития познавательной активности у дошкольников возрос. На этапе контрольного эксперимента высокий уровень познавательной активности диагностирован у 50% дошкольников (увеличение на 20%).
Наблюдение за детьми в процессе проведения дидактических игр говорит о положительной динамике. Если рассматривать интеллектуальную составляющую познавательной активности, то представления детей об окружающем мире стали системны, они стали задавать больше познавательных вопросов и рассуждать. В эмоционально-волевой составляющей также случилось положительная динамика: дети показывают познавательную активность, но она требует стимулирования со стороны взрослых, дети проявляют самостоятельность и стремятся к преодолению трудностей, но ситуативно. Дети стали проявлять внимание к содержанию объекта познания и различным методами решения поставленных задач. Также предлагают неординарные способы решения задач.
Таким образом, можно сделать вывод о положительных изменениях в рамках уровня сформированное™ познавательной активности детей в процессе применения дидактических игр. Исходя из этого, можно сделать вывод о том что применение дидактических игрявляется действующим средством формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности.



1. Абдрахманова, А.И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / А.И. Абдрахманова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 38-41.
2. Абдуллина, Н.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр / Н.Н. Абдуллина // Проблемы педагогики. - 2016. - № 5. - С. 40-42.
3. Агишева, Н.С. Раскрытие содержания понятия «познавательная активность» / Н.С. Агишева // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - № 10. - С. 6-7.
4. Алисов, Е.А. Программа стимулирования познавательной активности в исследовательской деятельности дошкольников - воспитанников разновозрастной группы / Е.А. Алисов, А.А. Данелия // Гаудеамус. - 2019. - №
1. - С. 39-43.
5. Баранова, Э.А. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников / Э.А. Баранова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3. - С. 1-3.
6. Баранова, Э.А. Познавательная активность «Почемучек»: умеют ли дошкольники задавать вопросы? / Э,А. Баранова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2011. - № 3. - С. 78-84.
7. Бысюк, А.С. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности / А.С. Бысюк, Н.М. Юреева // Вестник экспериментального образования. - 2017. - №
2. - С. 22-33.
8. Васенина, С.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами математических досугов / Васенина С.И., Винокурова Н.В. // Проблемы современной науки и образования. - 2019. - № 2. - С. 47-51.
9. Василискин, Т.П. Язык как средство развития познавательной активности дошкольников / Т.П. Василискин // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63. - С. 88-91.
10. Волкова, Л.А. Развитие познавательной активности дошкольника посредством интеграции образовательной программы «Детство» и педагогической системы Марии Монтессори / Л. А. Волкова, Ж.В. Муратова // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 6. - С. 4-8.
11. Волошена, Е.А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Волошена, О.Н. Истратова // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 9. - С. 93-97.
12. Вострякова, В.В. Влияние музыкально-дидактических игр на развитие познавательной активности дошкольников / В.В. Вострякова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1. - С. 30-33.
13. Габова, И.А. Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / И.А. Габова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 9. - С. 52-54.
14. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - Санкт- Петербург : ООО «Детство Пресс», 2014. - 280 с.
15. Дыбина, О.В. Педагогическая поддержка развития познавательной активности у детей 6-7 лет в процессе исследовательской деятельности / О.В. Дыбина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 2. - С. 55-58....52



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ