ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. «ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» ВОЙНЫ 7
1.1. Тема войны в литературе: традиции и типология 7
1.2. Женщина в системе персонажей военной отечественной прозы 19
Глава II. ПОЭТИКА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПРОЗЕ В. БЫКОВА 33
2.1. Приемы характерологии в творчестве В. Быкова 33
2.2. Образ не сломленного духа крестьянской женщины в повестях
«Сотников» и «Знак беды» 42
2.3. Образ любящей женщины на войне в повестях «Альпийская баллада» и
«Карьер» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
В мировой литературе тема войны зародилась как особая форма
осмысления роли человека в мире. В Европейской культуре эти традиции
восходят к временам Античности, когда война была обыденным событием,
но при этом ужасным явлением, бедствием, которого хотели избежать, но
сделать этого не могли. Позднее в эпоху Древнего Рима литература о войне
стала важной частью воспитательного процесса, и долгие века военноисторическая литература была «педагогическим» пособием для сменявших
друг друга правителей. В эпоху барокко тема войны была представлена в
философском ключе, где трагическое пренебрежение человеческой жизнью
подверглось осуждению. С этого момента в Европейской литературе тема
войны стала важным средством осмысления всего трагизма и испытаний,
которым подвергаются люди в период жестоких противостояний. В
отечественной литературе обращение к теме войны в литературе в
наибольшей степени проявляется в период подведения итогов Отечественной
войны 1812 года, когда из мемуаров участников событий стала складываться
первая военная публицистика и беллетристика. Классическими
произведениями, которые дали толчок созданию традиции литературы о
войне стали произведения Л. Н. Толстого. Они заложили основу подхода к
описанию персонажей, формированию хронотопа в литературе военной
тематики. Именно у Л.Н. Толстого детально прописаны женские образы на
войне, которые ярко демонстрируют тонкие моменты движения души,
стойкость характера и другие особенности характерологии героинь, которые
впоследствии сложатся в устойчивую литературную традицию. В период
шестидесятых – семидесятых годов ХХ века внимание к образам женщины
на войне обращено в творчестве В. Распутина, Б. Васильева, В. Быкова и
многих других авторов военной прозы. У каждого писателя свой уникальный
стиль, который показывает своеобразие художественного образа героинь. В
творчестве В. Быкова...
Литература о войне как особое направление сложилось в искусстве
словесности достаточно давно. В России литература о войне стала
формироваться на фоне событий Отечественной войны 1812 год и особенно
ярко проявилась в произведениях классиков девятнадцатого века, именно
Льва Толстого. В дальнейшем литература о войне сопровождала все
социальные и политические изменения, которые захватывали общества на
протяжении истории, вплоть до начала Второй мировой войны. В этот
период в Советском Союзе литература становится особым идеологическим
оружием. Формируется разнообразные взгляды на войну и соответствующие
этому жанры, в зависимости от опыта автора: окопная проза, лейтенантская
проза, мемуары генералов, штабная проза и т.д. Практически все
выдающиеся произведения о Великой отечественной войне, начиная с
сороковых годов, выдержали по несколько переизданий и издаются сегодня,
сохраняя свою актуальность.
Женские характеры появляются в военных произведениях русской
литературы прежде всего в произведениях Л. Толстого и К. Станюковича.
Активное обращение к описаниям женских образов и характеров начинается
в литературе Первой мировой войны, а затем и Гражданской войны в России.
Именно в этот период закрепляется традиция обращения к женским образам
в литературе о войне. В годы войны образ женщины как в публицистике, так
и литературе, как правило, был лишен специфического психологизма,
который уже присутствовал в литературных произведениях о гражданской
войне. В литературе и публицистике подчеркивается героизм советской
женщины, это и рано состарившаяся солдатская мать, и юная девушка с
внезапно оборвавшимся детством. Героизм, отчаянное мужество,
жертвенность – ключевые характеристики в изображении женщины...