Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Музыкальные образы в лирике Б.Л. Пастернака

Работа №173778

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы62
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. РОЛЬ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ
Б. ПАСТЕРНАКА……………………………………………………………….7
1.1 Влияние музыки на становление поэта……………………………....7
1.2 Взаимодействие литературы и музыки: историографический
аспект………………………………………………………………………13
ГЛАВА II. ПОЭТИКА МУЗЫКАЛЬНОСТИ В ЛИРИКЕ
Б. ПАСТЕРНАКА……………………………………………………………...23
2.1 Звуковой уровень музыкальности в лирике Б. Пастернака……….23
2.2 Тематический уровень музыкальности в лирике Б. Пастернака….29
2.3 Стилевой уровень музыкальности в лирике Б. Пастернака……….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..53
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….56

Дипломная работа «Музыкальные образы в лирике Б. Пастернака»
посвящена изучению музыкального начала в поэзии Б.Л. Пастернака.
Литература и музыка в лирике Пастернака тесно взаимосвязаны. В работе
рассматривается специфика соотношения музыки и литературы, выявляются
основные аспекты поэтики музыкальности на примерах лирических текстов Б. Пастернака.
Борис Леонидович Пастернак (1890–1960) – русский советский поэт, писатель и переводчик, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1958 году. Родился и вырос он в Москве. С раннего детства Пастернак был погружен в мир музыки и литературы. Знакомство с выдающимися композиторами и писателями сформировали у поэта особое мировоззрение.
Многолетние занятия музыкой все же не определили музыкальную судьбу
поэта, но любовь к музыке отразилась в его творчестве. Его знакомство с
А.Н. Скрябиным, профессиональные занятия композицией и теорией музыки,
окружение известных музыкантов оказали огромное влияние на становление
его творчества. Поэзия Пастернака отличается своей музыкальностью,
которая проявляется на всех уровнях художественной структуры.
Актуальность исследования обусловлена постоянным интересом
гуманитаристики к взаимодействию искусств и все еще не до конца
решенными проблемами метаморфологических связей литературы и музыки,
в частности, в поэзии Пастернака.
Объектом исследования является поэзия Б. Пастернака.
Предметом исследования является музыка как образ в лирике Б. Пастернака.
Степень изученности проблемы. Творчество Б. Пастернака привлекает внимание многих российских и зарубежных ученых. Изучением
вопроса взаимодействия литературы и музыки занимались такие учёные как А.Д. Синявский, Р.О. Якобсон, Д.С. Лихачёв, Ю.М. Лотман, С.С. Аверинцев, А.К. Жолковский...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Борис Леонидович Пастернак занимает одно из ведущих мест в русской поэзии ХХ века. Известно, что первым увлечением поэта была
музыка, которая в дальнейшем стала неотъемлемой частью его лирических произведений.
Борис Пастернак обладал необычной способностью к синтезу.
Сущностное единство мира было для поэта реальным и всепроникающим
переживанием. Это проявлялось во взаимозависимости и фактическом
равенстве в его творчестве поэта и музыканта. Склонность Пастернака к
интеграции очевидна в его сознательной попытке сохранить фонетику слова
в гармонии с его значением, в неотъемлемом единстве формы и содержания.
Гениальное сочетание поэзии и музыки прежде всего осознается как
результат художественного воспитания семьи и связано с неистовой
любовью к музыке. Поэт соединил зрение и слух, создав некую
исключительную, целостную красоту. По мнению исследователей,
исключительное влияние на формирование Пастернака-поэта имели Р.М.
Рильке, Л.Н. Толстой, А.Н. Скрябин, для которых тоже характерна особая
чувствительность к музыке.
Акустическая картина мира в поэзии Б.Л. Пастернака представлена
богато, ярко и многообразно. Чуткость к звуковым проявлениям природы и
культуры воспринимается как особый природный дар и как результат
воздействия на поэта особой культурной среды, в которой прошло детство и
юность поэта, его семьи, круга друзей и близких, содружества талантливых,
образованных, наделенных широчайшей эрудиций и высокой этикой
писателей, художников, музыкантов, с которыми выпало счастье общаться
будущему поэту.
Первый тип образов – это образы естественных впечатлений, образы,
демонстрирующие природную склонность поэта внимательно слышать
жизнь, фиксировать различные звуки и звуковые впечатления. Именно этому природному дару поэзия Пастернака обязана такой многоголосой симфонией,
в которой смешиваются звуки дождей, «грозы раскаты», голоса роялей,
скрипок, гобоев, а «разрывы туч» смешиваются с «обрывками арий»...


1. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. – М. – Л.: Советский писатель.
Ленинградское отделение, 1965. – 748 с.
Используемая литература
2. Barnes C. J. "Boris Pasternak: The Musician-Poet and Composer", Slavica
Hierosolymitana, vol. 1 (1976), pp. 317-335.
3. Lazar Fleishman, Boris Pasternak: The Poet and His Politics. London: 1990.
– 359 p.
4. Payne R. The three worlds of Boris Pasternak. – New York, CowardMcCann, 1961. – 620 p.
5. Pomorska K., Themes and Variations in Pasternak's Poetics, Lisse, 1975.
6. Аверинцев С. С. Пастернак и Мандельштам: опыт сопоставления //
Известия АН СССР. Сер. Литературы и языка. 1990. №3. С. 213–217.
7. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Монография. – Л.: Сов.
Писатель, 1990. – 368стр.
8. Аристотель Поэтика. М.: Лабиринт, 2000. – 224 с.
9. Арутюнова Б. Звук как тематический мотив в поэтической системе
Пастернака // Boris Pasternak and His Times: Selected Papers from the
Second International Symposium on Pasternak / Ed. by L. Fleishman.
Berkeley, 1989. – 183 с.
10.Асмус В.Ф. Пастернак об искусстве // Радуга. – Таллинн. 1987. Nº 8. –
С.35-62.
11.Баевский В.С. Б. Пастернак – лирик. Основы поэтической системы.
Смоленск, 1993. – 238 с.
12.Банников Н.В. О Борисе Пастернаке // Пастернак Б.Л., Стихотворения
и поэмы. М.: Художественная литература, 1988. – С. 493-502.
13. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. М.: ОГИЗ, ГИХЛ,
1948. – 67 с.
57
14. Берковский Н.Я. О прозе Мандельштама. //Берковский Н.Я. Текущая
литература. М.: Гос. изд. 1930. – С. 155-160.
15. Бройтман С. Н. Русская лирика XIX — начала XX века в свете
исторической поэтики. Субъектно-образная структура. M., 1997. – 47 с... 84


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ