Проверка уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования - школа №1 города Севастополя.
Выборка: 60 учеников 3-4 классов.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проверки уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса 8
1.1 Сущность и характеристика формирования умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса 8
1.2. Требования к сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса 16
Глава 2. Экспериментальная работа по проверке уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса……………………………………………………………………………..32
2.1. Критериальная характеристика уровневых показателей сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса 32
2.2. Проверка уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса 34
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение А 47
База исследования - школа №1 города Севастополя.
Выборка: 60 учеников 3-4 классов.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проверки уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса 8
1.1 Сущность и характеристика формирования умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса 8
1.2. Требования к сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса 16
Глава 2. Экспериментальная работа по проверке уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса……………………………………………………………………………..32
2.1. Критериальная характеристика уровневых показателей сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса 32
2.2. Проверка уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса 34
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение А 47
В настоящее время российское образование терпит кардинальные изменения. Особенность ФГОС НОО заключена в системно-деятельностным подходе. Основная идея, которого заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В этой связи следует отметить, что образовательная отрасль образования «Технология» была и остается единственной практико-ориентированной отраслью, осуществляющей подготовку учащихся к самостоятельной деятельности, жизни и труду в современном обществе.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, задачи творческого развития обучающихся обозначены во всех образовательных областях. Как отмечено в стандарте: «Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной». Поэтому особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Первостепенными задачами образования являются саморазвитие, самореализация, самостоятельность учащихся, активизация их познавательной деятельности, воспитание личности готовой к жизни в реальном мире. Современное образование нацелено не на передачу знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной урочной и внеурочной деятельности. Таким образом, в настоящее время необходимо уделять пристальное внимание формированию у школьников не только конкретных знаний умений и навыков по предметам, но и универсальных способов деятельности, теоретического мышления, осознанию целостной картины мира. Анализ современных образовательных стратегий показал, что формирование умений у младших школьников является одним из самых эффективных путей достижения указанных целей. Работа с природными материалами обучающихся четвёртого класса - это творческая, направленная на познание окружающего мира деятельность, способствующая открытию учащимися новых знаний и способов деятельности. Она способствует развитию творческого, интеллектуального, ценностного потенциала, а также является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
В настоящее время интерес психологов к проблемам формирования умений у младших школьников растет. Ведутся основополагающие исследования общих основ психологии исследовательских умений (Поддъяков А.Н.), разрабатывается диагностический инструментарий по данной проблеме (Савенков А.И.). Проводятся исследования в области педагогической психологии и педагогики, где формирование умений рассматривается как один из действенных инструментов, дающий возможность модифицировать процесс становления личности в процесс саморазвития (Егорова Т.А., Кларин М.В., Леонтович А.В., Обухов А.С., Поддъяков А.Н., Савенков А. И. и другие.).
Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является всестороннее развитие личности ребенка, его социализация, повышение учебной мотивации. Современный общеобразовательный процесс немыслим без поиска новых, наиболее результативных технологий, призванных способствовать формированию креативных способностей обучающихся, развитию умений саморазвития и самообразования, умению самим осознавать значение своей деятельности, предопределять ее цели и задачи, отыскивать методы их решения.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связей учащихся с природой, которая является замечательной мастерской, а поделки из природных материалов не просто игрушки или детская забава, а настоящие произведения искусства. Работа с природными материалами заключает в себе большие возможности сближения ребенка, особенно младшего школьного возраста, с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. Любая работа с природными материалами с обучающимися четвертого класса, не только увлекательна, но и познавательна. Она позволяет учащимся развивать творческие способности, конструктивное мышление, приобщает к эстетическому восприятию окружающего мира.
Как отмечают отечественные педагоги Г. Н. Кудина, З. Н. Новолянская, Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Тамарченко, Д. Б. Эльконин, А. М. Запорожец и другие и психологи Л. С. Выготский, В. И. Дружинин, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, В. В. Поздняков., наиболее благоприятная возможность развития личности детей предоставляется в деятельности с использованием природных материалов, например на уроках технологии. Работа с природными материалами у обучающихся четвертого класса, входит в один из основных модулей курса «Технология». Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе - предметно-практическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса: интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся младшего школьного возраста.
Работа с природными материалами позволяет развивать и воспитывать у обучающихся четвертого класса активную личность, проявляющую интерес к художественному творчеству и желание трудиться; помогает: активизировать наблюдательность, внимание и воображение ребёнка, развивать чувство формы, глазомер и цветоощущение, развивать мелкую моторику рук, а также сформировать целостное представление об окружающем мире.
Известные ученые и педагоги А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, а также современные авторы В.В. Выгонов, Т.М. Геронимус, Н.М.Конышева, Г.М. Выгонская - выделяли один из видов трудового обучения - работу с природными материалами - как одну из наиболее эффективных форм развития младших школьников. В задачу учителя при работе с природными материалами, входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении изделия, поделки, сколько в обеспечении условий, при котором будут развиваться определенные умения, а потенциал учащегося будет использован полностью.
Однако необходимо констатировать тот факт, что методический и диагностический материал по формированию умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии занимает не пропорционально малое место среди научно-методических разработок исследователей. Это и послужило основным мотивом выбора темы работы: «Проверка уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса».
В связи с этим поиск требований к оценке уровня сформированности умения работать с природными материалами и выделение критериев и показателей его проверки у обучающихся четвертого класса становится актуальным. Таким образом, это обусловило выбор нашего исследования: «Как проверить уровень сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса?».
Актуальность проблемы определила выбор темы данного исследования: «Проверка уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса».
Объект исследования: процесс проверки уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса.
Предмет исследования: критерии сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса.
Цель исследования: выявить уровень сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы охарактеризовать и раскрыть сущность формирования умения работать с природными материалами у обучающихся четвертого класса.
2. Выявить требования к уровню сформированности умения работать с природными материалами и выделить критерии его проверки у обучающихся четвертого класса.
3. Разработать критериально-уровневую характеристику для проверки сформированности умения работать с природными материалами у обучающихся четвертого класса.
4. Выявить уровень сформированности умения работать с природными материалами у обучающихся четвертого класса.
Гипотеза исследования: проверка уровня умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса будет эффективна при условии разработки и обоснования критериев, показателей и уровней их сформированности.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ, классификации, обобщение нормативных документов, психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебников и учебных пособий различных образовательных систем по теме исследования);
2) эмпирические (метод экспертных оценок, констатирующий эксперимент);
3) математические (количественный и качественный анализ, математическая обработка данных).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, приложения.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, задачи творческого развития обучающихся обозначены во всех образовательных областях. Как отмечено в стандарте: «Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной». Поэтому особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Первостепенными задачами образования являются саморазвитие, самореализация, самостоятельность учащихся, активизация их познавательной деятельности, воспитание личности готовой к жизни в реальном мире. Современное образование нацелено не на передачу знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной урочной и внеурочной деятельности. Таким образом, в настоящее время необходимо уделять пристальное внимание формированию у школьников не только конкретных знаний умений и навыков по предметам, но и универсальных способов деятельности, теоретического мышления, осознанию целостной картины мира. Анализ современных образовательных стратегий показал, что формирование умений у младших школьников является одним из самых эффективных путей достижения указанных целей. Работа с природными материалами обучающихся четвёртого класса - это творческая, направленная на познание окружающего мира деятельность, способствующая открытию учащимися новых знаний и способов деятельности. Она способствует развитию творческого, интеллектуального, ценностного потенциала, а также является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
В настоящее время интерес психологов к проблемам формирования умений у младших школьников растет. Ведутся основополагающие исследования общих основ психологии исследовательских умений (Поддъяков А.Н.), разрабатывается диагностический инструментарий по данной проблеме (Савенков А.И.). Проводятся исследования в области педагогической психологии и педагогики, где формирование умений рассматривается как один из действенных инструментов, дающий возможность модифицировать процесс становления личности в процесс саморазвития (Егорова Т.А., Кларин М.В., Леонтович А.В., Обухов А.С., Поддъяков А.Н., Савенков А. И. и другие.).
Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является всестороннее развитие личности ребенка, его социализация, повышение учебной мотивации. Современный общеобразовательный процесс немыслим без поиска новых, наиболее результативных технологий, призванных способствовать формированию креативных способностей обучающихся, развитию умений саморазвития и самообразования, умению самим осознавать значение своей деятельности, предопределять ее цели и задачи, отыскивать методы их решения.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связей учащихся с природой, которая является замечательной мастерской, а поделки из природных материалов не просто игрушки или детская забава, а настоящие произведения искусства. Работа с природными материалами заключает в себе большие возможности сближения ребенка, особенно младшего школьного возраста, с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. Любая работа с природными материалами с обучающимися четвертого класса, не только увлекательна, но и познавательна. Она позволяет учащимся развивать творческие способности, конструктивное мышление, приобщает к эстетическому восприятию окружающего мира.
Как отмечают отечественные педагоги Г. Н. Кудина, З. Н. Новолянская, Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Тамарченко, Д. Б. Эльконин, А. М. Запорожец и другие и психологи Л. С. Выготский, В. И. Дружинин, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, В. В. Поздняков., наиболее благоприятная возможность развития личности детей предоставляется в деятельности с использованием природных материалов, например на уроках технологии. Работа с природными материалами у обучающихся четвертого класса, входит в один из основных модулей курса «Технология». Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе - предметно-практическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса: интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся младшего школьного возраста.
Работа с природными материалами позволяет развивать и воспитывать у обучающихся четвертого класса активную личность, проявляющую интерес к художественному творчеству и желание трудиться; помогает: активизировать наблюдательность, внимание и воображение ребёнка, развивать чувство формы, глазомер и цветоощущение, развивать мелкую моторику рук, а также сформировать целостное представление об окружающем мире.
Известные ученые и педагоги А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, а также современные авторы В.В. Выгонов, Т.М. Геронимус, Н.М.Конышева, Г.М. Выгонская - выделяли один из видов трудового обучения - работу с природными материалами - как одну из наиболее эффективных форм развития младших школьников. В задачу учителя при работе с природными материалами, входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении изделия, поделки, сколько в обеспечении условий, при котором будут развиваться определенные умения, а потенциал учащегося будет использован полностью.
Однако необходимо констатировать тот факт, что методический и диагностический материал по формированию умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии занимает не пропорционально малое место среди научно-методических разработок исследователей. Это и послужило основным мотивом выбора темы работы: «Проверка уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса».
В связи с этим поиск требований к оценке уровня сформированности умения работать с природными материалами и выделение критериев и показателей его проверки у обучающихся четвертого класса становится актуальным. Таким образом, это обусловило выбор нашего исследования: «Как проверить уровень сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса?».
Актуальность проблемы определила выбор темы данного исследования: «Проверка уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса».
Объект исследования: процесс проверки уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса.
Предмет исследования: критерии сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса.
Цель исследования: выявить уровень сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы охарактеризовать и раскрыть сущность формирования умения работать с природными материалами у обучающихся четвертого класса.
2. Выявить требования к уровню сформированности умения работать с природными материалами и выделить критерии его проверки у обучающихся четвертого класса.
3. Разработать критериально-уровневую характеристику для проверки сформированности умения работать с природными материалами у обучающихся четвертого класса.
4. Выявить уровень сформированности умения работать с природными материалами у обучающихся четвертого класса.
Гипотеза исследования: проверка уровня умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса будет эффективна при условии разработки и обоснования критериев, показателей и уровней их сформированности.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ, классификации, обобщение нормативных документов, психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебников и учебных пособий различных образовательных систем по теме исследования);
2) эмпирические (метод экспертных оценок, констатирующий эксперимент);
3) математические (количественный и качественный анализ, математическая обработка данных).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, приложения.
В результате проведенного исследования на тему «Проверка уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса» были выполнены поставленные задачи и достигнута цель работы, заключавшаяся в выявлении уровня сформированности умения работы с природными материалами у четвероклассников.
Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил установить сущность и характеристику понятия «умение» в контексте работы с природными материалами. Были выявлены основные требования и критерии оценки сформированности данного умения, основанные на федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования. Особое внимание было уделено развитию универсальных учебных действий, формированию самостоятельности, креативности и экологического сознания у обучающихся.
Экспериментальная работа показала, что умения учащихся четвертого класса работать с природными материалами находятся преимущественно на среднем уровне. Было установлено, что на высоком уровне данные умения сформированы у меньшей части учащихся, что подчеркивает необходимость дополнительной педагогической работы по развитию этих умений.
Констатирующий эксперимент выявил следующие результаты: высокий уровень технологических умений был отмечен у 23,3% обучающихся экспериментального класса, композиционные умения на высоком уровне продемонстрировали 20%, а самостоятельность и оригинальность мышления – 16,7%. Значительная часть учащихся показала средний уровень развития указанных критериев, что подтверждает важность целенаправленного и систематического подхода к организации работы с природными материалами.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: проверка уровня сформированности умения работать с природными материалами является эффективной при условии использования разработанных и обоснованных критериев, показателей и уровней их сформированности.
Полученные результаты могут быть использованы учителями начальной школы для совершенствования учебного процесса, направленного на формирование технологических, композиционных умений и креативного мышления младших школьников в соответствии с требованиями современного образования и ФГОС НОО.
Перспективным направлением дальнейших исследований может стать разработка педагогических методик и программ, направленных на повышение уровня сформированности умения работать с природными материалами и развитие творческих способностей учащихся начальных классов.
Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил установить сущность и характеристику понятия «умение» в контексте работы с природными материалами. Были выявлены основные требования и критерии оценки сформированности данного умения, основанные на федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования. Особое внимание было уделено развитию универсальных учебных действий, формированию самостоятельности, креативности и экологического сознания у обучающихся.
Экспериментальная работа показала, что умения учащихся четвертого класса работать с природными материалами находятся преимущественно на среднем уровне. Было установлено, что на высоком уровне данные умения сформированы у меньшей части учащихся, что подчеркивает необходимость дополнительной педагогической работы по развитию этих умений.
Констатирующий эксперимент выявил следующие результаты: высокий уровень технологических умений был отмечен у 23,3% обучающихся экспериментального класса, композиционные умения на высоком уровне продемонстрировали 20%, а самостоятельность и оригинальность мышления – 16,7%. Значительная часть учащихся показала средний уровень развития указанных критериев, что подтверждает важность целенаправленного и систематического подхода к организации работы с природными материалами.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: проверка уровня сформированности умения работать с природными материалами является эффективной при условии использования разработанных и обоснованных критериев, показателей и уровней их сформированности.
Полученные результаты могут быть использованы учителями начальной школы для совершенствования учебного процесса, направленного на формирование технологических, композиционных умений и креативного мышления младших школьников в соответствии с требованиями современного образования и ФГОС НОО.
Перспективным направлением дальнейших исследований может стать разработка педагогических методик и программ, направленных на повышение уровня сформированности умения работать с природными материалами и развитие творческих способностей учащихся начальных классов.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ГИПСОМ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ У УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ГИПСОМ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ У УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Формирование экологической культуры учащихся 6 классов в процессе урочной и внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



