Проведено экспериментальное исследование.
База исследования - школа №1 города Севастополя.
Выборка: 60 учеников 3-4 классов.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проверки уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса 8
1.1 Сущность и характеристика формирования умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса 8
1.2. Требования к сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса 16
Глава 2. Экспериментальная работа по проверке уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса……………………………………………………………………………..32
2.1. Критериальная характеристика уровневых показателей сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса 32
2.2. Проверка уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса 34
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение А 47
В настоящее время российское образование терпит кардинальные изменения. Особенность ФГОС НОО заключена в системно-деятельностным подходе. Основная идея, которого заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В этой связи следует отметить, что образовательная отрасль образования «Технология» была и остается единственной практико-ориентированной отраслью, осуществляющей подготовку учащихся к самостоятельной деятельности, жизни и труду в современном обществе.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, задачи творческого развития обучающихся обозначены во всех образовательных областях. Как отмечено в стандарте: «Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной». Поэтому особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Первостепенными задачами образования являются саморазвитие, самореализация, самостоятельность учащихся, активизация их познавательной деятельности, воспитание личности готовой к жизни в реальном мире. Современное образование нацелено не на передачу знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной урочной и внеурочной деятельности. Таким образом, в настоящее время необходимо уделять пристальное внимание формированию у школьников не только конкретных знаний умений и навыков по предметам, но и универсальных способов деятельности, теоретического мышления, осознанию целостной картины мира. Анализ современных образовательных стратегий показал, что формирование умений у младших школьников является одним из самых эффективных путей достижения указанных целей. Работа с природными материалами обучающихся четвёртого класса - это творческая, направленная на познание окружающего мира деятельность, способствующая открытию учащимися новых знаний и способов деятельности. Она способствует развитию творческого, интеллектуального, ценностного потенциала, а также является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
В настоящее время интерес психологов к проблемам формирования умений у младших школьников растет. Ведутся основополагающие исследования общих основ психологии исследовательских умений (Поддъяков А.Н.), разрабатывается диагностический инструментарий по данной проблеме (Савенков А.И.). Проводятся исследования в области педагогической психологии и педагогики, где формирование умений рассматривается как один из действенных инструментов, дающий возможность модифицировать процесс становления личности в процесс саморазвития (Егорова Т.А., Кларин М.В., Леонтович А.В., Обухов А.С., Поддъяков А.Н., Савенков А. И. и другие.).
Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является всестороннее развитие личности ребенка, его социализация, повышение учебной мотивации. Современный общеобразовательный процесс немыслим без поиска новых, наиболее результативных технологий, призванных способствовать формированию креативных способностей обучающихся, развитию умений саморазвития и самообразования, умению самим осознавать значение своей деятельности, предопределять ее цели и задачи, отыскивать методы их решения.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связей учащихся с природой, которая является замечательной мастерской, а поделки из природных материалов не просто игрушки или детская забава, а настоящие произведения искусства. Работа с природными материалами заключает в себе большие возможности сближения ребенка, особенно младшего школьного возраста, с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. Любая работа с природными материалами с обучающимися четвертого класса, не только увлекательна, но и познавательна. Она позволяет учащимся развивать творческие способности, конструктивное мышление, приобщает к эстетическому восприятию окружающего мира.
Как отмечают отечественные педагоги Г. Н. Кудина, З. Н. Новолянская, Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Тамарченко, Д. Б. Эльконин, А. М. Запорожец и другие и психологи Л. С. Выготский, В. И. Дружинин, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, В. В. Поздняков., наиболее благоприятная возможность развития личности детей предоставляется в деятельности с использованием природных материалов, например на уроках технологии. Работа с природными материалами у обучающихся четвертого класса, входит в один из основных модулей курса «Технология». Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе - предметно-практическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса: интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся младшего школьного возраста.
Работа с природными материалами позволяет развивать и воспитывать у обучающихся четвертого класса активную личность, проявляющую интерес к художественному творчеству и желание трудиться; помогает: активизировать наблюдательность, внимание и воображение ребёнка, развивать чувство формы, глазомер и цветоощущение, развивать мелкую моторику рук, а также сформировать целостное представление об окружающем мире.
Известные ученые и педагоги А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, а также современные авторы В.В. Выгонов, Т.М. Геронимус, Н.М.Конышева, Г.М. Выгонская - выделяли один из видов трудового обучения - работу с природными материалами - как одну из наиболее эффективных форм развития младших школьников. В задачу учителя при работе с природными материалами, входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении изделия, поделки, сколько в обеспечении условий, при котором будут развиваться определенные умения, а потенциал учащегося будет использован полностью.
Однако необходимо констатировать тот факт, что методический и диагностический материал по формированию умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии занимает не пропорционально малое место среди научно-методических разработок исследователей. Это и послужило основным мотивом выбора темы работы: «Проверка уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса».
В связи с этим поиск требований к оценке уровня сформированности умения работать с природными материалами и выделение критериев и показателей его проверки у обучающихся четвертого класса становится актуальным. Таким образом, это обусловило выбор нашего исследования: «Как проверить уровень сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса?».
Актуальность проблемы определила выбор темы данного исследования: «Проверка уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса».
Объект исследования: процесс проверки уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса.
Предмет исследования: критерии сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса.
Цель исследования: выявить уровень сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы охарактеризовать и раскрыть сущность формирования умения работать с природными материалами у обучающихся четвертого класса.
2. Выявить требования к уровню сформированности умения работать с природными материалами и выделить критерии его проверки у обучающихся четвертого класса.
3. Разработать критериально-уровневую характеристику для проверки сформированности умения работать с природными материалами у обучающихся четвертого класса.
4. Выявить уровень сформированности умения работать с природными материалами у обучающихся четвертого класса.
Гипотеза исследования: проверка уровня умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса будет эффективна при условии разработки и обоснования критериев, показателей и уровней их сформированности.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ, классификации, обобщение нормативных документов, психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебников и учебных пособий различных образовательных систем по теме исследования);
2) эмпирические (метод экспертных оценок, констатирующий эксперимент);
3) математические (количественный и качественный анализ, математическая обработка данных).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, приложения.
В результате проведенного исследования на тему «Проверка уровня сформированности умения работать с природными материалами обучающихся четвертого класса» были выполнены поставленные задачи и достигнута цель работы, заключавшаяся в выявлении уровня сформированности умения работы с природными материалами у четвероклассников.
Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил установить сущность и характеристику понятия «умение» в контексте работы с природными материалами. Были выявлены основные требования и критерии оценки сформированности данного умения, основанные на федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования. Особое внимание было уделено развитию универсальных учебных действий, формированию самостоятельности, креативности и экологического сознания у обучающихся.
Экспериментальная работа показала, что умения учащихся четвертого класса работать с природными материалами находятся преимущественно на среднем уровне. Было установлено, что на высоком уровне данные умения сформированы у меньшей части учащихся, что подчеркивает необходимость дополнительной педагогической работы по развитию этих умений.
Констатирующий эксперимент выявил следующие результаты: высокий уровень технологических умений был отмечен у 23,3% обучающихся экспериментального класса, композиционные умения на высоком уровне продемонстрировали 20%, а самостоятельность и оригинальность мышления – 16,7%. Значительная часть учащихся показала средний уровень развития указанных критериев, что подтверждает важность целенаправленного и систематического подхода к организации работы с природными материалами.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: проверка уровня сформированности умения работать с природными материалами является эффективной при условии использования разработанных и обоснованных критериев, показателей и уровней их сформированности.
Полученные результаты могут быть использованы учителями начальной школы для совершенствования учебного процесса, направленного на формирование технологических, композиционных умений и креативного мышления младших школьников в соответствии с требованиями современного образования и ФГОС НОО.
Перспективным направлением дальнейших исследований может стать разработка педагогических методик и программ, направленных на повышение уровня сформированности умения работать с природными материалами и развитие творческих способностей учащихся начальных классов.
1. Барышева, Е. В. Поделки из природного материала. / Е.В. Барышева – Казань: edu.tatar.ru, 2015. – 20 с.
2. Бурак, М. Н. Технология работы с природными и вторичными материалами как эффективная практика экологического и эстетического воспитания школьников / М. Н. Бурак. // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. Т.1. 7-10.
3. Бусыгина, Ю.С. Использование природного материала для всестороннего развития детей младшего школьного возраста //ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРИОРИТЕТ 2022. 2022. № 7-1 (83). С. 21-22.
4. Бычкова, О.А. Природные материалы как средство обучения и воспитания младших школьников / О..А Бычкова, А.С. Макаршина // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2015. - № 5-2. - С. 36-40.
5. Выгонов, В. В. Практикум по трудовому обучению. / В.В. Выгонов – М.: Академия, 2019. – 256 с.
6. Газетдинова, А.Х. Формирование трудовых умений и навыков работы с исходными материалами у младших школьников /А.Х. Газетдинова, Ю.М. Гарипова //Редакционная коллегия. – 2021. – С. 227.
7. Газетдинова, А.Х. Формирование трудовых умений и навыков работы с природными материалами у младших школьников / А.Х. Газетдинова, Ю.М. Гарипова // Вызовы XXI века. Материалы всероссийской студенческой научно-практической конференции / Отв. ред. А.Г. Мухаметшин, Р.М. Галиев, Н.М. Асратян, Ю.М. Гарипова, М.А. Расторгуева. – Набережные Челны, 2021. – С. 227–231.
8. Губарева, С. В. Экологическое воспитание младших школьников в рамках ФГОС / С.В. Губарева //Методист. – 2023. – №. 5. – С. 33-37.
9. Данилов, М. А. Дидактика / М. А. Данилов, Б. П. Есипов. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2017. - 518 с.
10. Евдокимова, А.В. Арт-терапия: работа с природным материалом как средство развития ребенка / А.В. Евдокимова // Культурные инициативы: материалы 49 Всероссийской научной конференции молодых исследователей (Челябинск, 6 апреля 2017 г.). - Челябинск: ЧГИК, 2017. - 312 с.
11. Карпенко, Н.А. Формирование образного мышления младших школьников на уроках трудового обучения: на примере работы с природным материалом / Н.А. Карпенко, В.А. Трусова // Мир детства в современном образовательном пространстве. – Витебск, 2021. – С. 52–54.
12. Колядова, Л.Р. Развитие воображения младших школьников посредством природного материала / Л.Р. Колядова // Профессиональная мобильность личности в условиях цифровой трансформации образования. сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2024. - С. 211-217.
13. Конышева, Н. М. Умелые руки. / Н.М. Конышева – Смоленск: Русич, 2022. – 144 с.
14. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006. – 296 с.
15. Кудейко, М.В. Трудовое обучение. 1–4 кл.: примерно-тематическое планирование / М.В. Кудейко. – Минск: Аверсэв, 2020. – 77 с.
16. Куприна, Н.Г. Развитие творческого воображения младших школьников посредством конструирования из природного и бросового материала в системе общего и дополнительного образования / Н.Г. Куприна, Д.Д. Маркова // Создание и совершенствование творческой образовательной среды в учреждении образования: проблемы, идеи, решения. Сборник научных статей / Под общ. ред. С.А. Новоселова. – Екатеринбург, 2022. – С. 142–153.
17. Куревина, О.А. Технология. 4 класс. Учебник. Прекрасное рядом с тобой. ФГОС: / О.А. Куревина, Е.А. Лутцева – М.: Баласс, 2017 – 64 с.
18. Лазачев, В.О. Работа с природными материалами / В.О, Лазчев. - М.: Баласс, 2024. – 123 с.
19. Лукина, Н. А. Развитие у младших школьников умений сотрудничать в процессе работы с природным материалом во внеурочной деятельности //Современные научные исследования и разработки. – 2019. – №. 1. – С. 662-664.
20. Лутцева, Е. А. Технология. 1 класс. Учебник / Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева. – М.: Просвещение, 2021. – 95 с.
21. Матвеева, И. Н. Работа с природным материалом: методические рекомендации. / И.Н. Матвеева – Павлодар: Областной Дворец школьников им. М.М. Катаева, 2010. – 16 с.
22. Методика преподавания технологии в начальной школе // eduprosvet.ru. – 2024. – 110 с.
23. Методика преподавания технологии с практикумом // Ульяновский государственный педагогический университет. – 2022. – 120 с.
24. Минсабирова, В.Н. Объёмная композиция из природных материалов как средство развития пространственного мышления младших школьников // Евразийское Научное Объединение. 2020. -№ 2-6. - С. 380-382.
25. Моисеева, А.Г. Технология работы с природными материалами / А.Г. Моисеева - М.: Баласс, 2024. – 96 с.
26. Нагибина, М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей: пособие для родителей и педагогов / М.И. Нагибина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с
27. Носова, М. Д. Развитие творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства при использовании природного материала / М. Д. Носова // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. Т.6. 166-168.
28. Оздиева, Р.Х. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников с помощью природных материалов / Р.Х. Оздиева // Материалы международного научного форума обучающихся "Молодежь в науке и творчестве". Сборник научных статей. - 2019. - С. 76-77.
29. Оманова, В.А. Обучение работе с природными материалами / В.А. Оманова – М.: Просвещение, 2024. – 129 с.
30. Пархоменко, С.М. Развитие творческих способностей обучающихся посредством использования доступных природных материалов / С.М. Пархоменко, С.И. Халаимова, Е.А. Шлыкова // Новое слово в науке: стратегии развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Чебоксары, 2024. - С. 134-136.
31. Психология труда: учебник для вузов / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой. — М.: Юрайт, 2025. — 308 с.
32. Репина, В.В. Развитие эмоционально-волевой сферы личности младшего школьника посредством работы с природным материалом / В.В. Репина // Образование, наука и технологии: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 120-124.
33. Роговцева, Н. И. Технология. 1 класс: Учебник. / Н. И. Роговцева, Н.В. Богданова, И. П. Фрейтаг – М.: Просвещение, 2022. – 128 с.
34. Рожнев. Я. Н. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских / Я.Н. Рожнев. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Питер, 2012. - 705 с.
36. Сайранова, И.И. Развитие младших школьников при работе с природным материалом / И.И. Сайранова, З.Ф. Исламова // Современное дошкольное и начальное образование: традиции и инновации. Сборник материалов X Всероссийской заочной конференции. – Бирск: Бирский филиал Башкирского государственного университета, 2020. – С. 85–87.
37. Серебренников, Л. Н. Методика обучения технологии: учебник для вузов / Л. Н. Серебренников. — М.: Юрайт, 2025. — 226 с.
38. Таирова, Т. В. Использование природного материала на уроках трудового обучения в начальных классах / Т.В. Таирова // 1 сентября. – 2006. – № 9. – С. 45–47.
39. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. – М.: Академия, 2018. - 282 с.
40. Тимофеева, А.Н. Внеурочная работа школьников с природным материалом / А.Н. Тимофеева // Биология в школе. 2023. - № 5. - С. 68-80.
41. Толстова, И. Большая книга творчества с детьми. Простые поделки в детский сад и школу. / И. Толстова – М.: ЛитРес, 2018. – 100 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=477741
43. Филенко, Ф. П. Природные материалы на уроках труда. / Ф.П. Филенко – М.: Просвещение, 2023. – 128 с.
44. Фридман, Л.М. Психология в современной школе: Для рук. и работников образования / Л. М. Фридман. – М.: Твор. центр Сфера, 2021. - 223 с.
45. Шатохина, М.В. Формирование нравственной культуры младших школьников в процессе художественной обработки природных материалов // Современная педагогика и психология. 2018. - С. 203-206.