Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функция пейзажа в рассказах А.П. Чехова

Работа №173709

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы57
Год сдачи2025
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения функции пейзажа в литературе 7
1.1. История изучения роли пейзажа в художественных произведениях 7
1.2 Современные подходы к исследованию функций пейзажа в прозе 15
1.3 Проблемы и направления совершенствования анализа пейзажа в
рассказах А. П. Чехова 22
Глава 2. Поэтика пейзажа в рассказах А.П. Чехова 26
2.1 Выявление и классификация функций пейзажа в ключевых рассказах 26
2.2 Использование пейзажа для раскрытия внутреннего мира героев 34
2.3 Проектирование методики анализа символической роли пейзажа в
творчестве А.П. Чехова 41
Заключение 47
список использованных источников 52


Пейзаж в литературе играет важную роль, выступая не только как фон для
событий, но и как важный инструмент, раскрывающий внутренний мир героев,
эмоциональную атмосферу и философскую глубину произведения. В прозе
А.П. Чехова пейзаж становится неотъемлемой частью художественной ткани,
выполняя многообразные функции: от создания настроения до выражения
сложных идей.
Актуальность исследования обусловлена неослабевающим интересом к
проблемам поэтики творчества А.П. Чехова, поскольку именно в его творчестве
заложены принципы, оказавшие существенное влияние на последующее
развитие русской литературы. Пейзаж в его произведениях заслуживает особого
внимания, поскольку через него автор передает нюансы человеческого
состояния. Изучение функций пейзажа в рассказах Чехова позволяет глубже
понять художественную природу его прозы и проследить их изменение на
протяжении творческого пути.
Объектом исследования являются рассказы А.П. Чехова.
Предметом исследования – функции пейзажа в рассказах автора, их
влияние на сюжет, характеры героев и общую атмосферу.
Материалом исследования послужили рассказы А. П. Чехова: «Человек в
футляре», «Дама с собачкой», «Ионыч», «Каштанка», «Попрыгунья»,
«Крыжовник», «Дом с мезонином», «Ванька», «Палата №6», «Злоумышленник»,
«Студент», «Архиерей», «Степь», «Тоска», «На даче», «Учитель словесности»,
«Воры», «О любви», «Скрипка Ротшильда».
Целью исследования является анализ функций пейзажа в рассказах
А.П. Чехова, определение роли пейзажа в создании художественного образа и
раскрытии характеров героев.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
 охарактеризовать теоретические подходы к изучению пейзажа в русской
литературе...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Роль пейзажа в творчестве А.П. Чехова имеет множество аспектов,
которые подчеркивают важность этого элемента для раскрытия глубины
человеческой души и смысловых слоев произведений. Чеховский пейзаж – это
не просто декорации и фон событий, а значимая часть художественного мира,
способная передать важнейшие эмоциональные и философские состояния
героев, их внутренние переживания и восприятие окружающего мира. Описание
природы у Чехова всегда связано с духовным состоянием персонажей и помогает
читателю понять их психическое и эмоциональное состояние.
Одной из наиболее ярких функций пейзажа является его психологическая
роль. Чехов мастерски связывает состояния героев с природными явлениями, что
позволяет передать их внутренний мир через внешние проявления. Пейзаж в
таких произведениях, как «Студент», «Ионыч», «О любви» и других, становится
зеркалом душевных переживаний персонажей, помогающим читателю глубоко
погрузиться в сложные чувства, переживаемые героями. Природа у Чехова не
только служит фоном, но и активно взаимодействует с героями, ее описание
становится своеобразным комментарием к их внутреннему состоянию.
Примером этого служит описание осени в рассказе «Ионыч»: «Приближалась
осень, и в старом саду было тихо, грустно, и на аллеях лежали тёмные листья»
[77, с. 450]. Осень, как и душевное состояние героя, становится символом упадка,
неизбежных изменений и меланхолии.
Пейзаж у Чехова часто выполняет символическую функцию, становясь
носителем глубоких философских идей. Образ природы в его рассказах нередко
становится метафорой бытия, отражая переживания героев о времени, жизни и
смерти. Так, природа служит для чеховских героев фоном для размышлений о
быстротечности человеческой жизни и философских поисках смысла
существования. В рассказе «О любви» герои задумываются о судьбе и жизни на
фоне природы, которая неизменно продолжает свое существование, независимо
от человеческих переживаний и страданий. С помощью пейзажа Чехов передает ощущение безвременья, которое сопутствует героическим поискам смысла и
красоты жизни. Природа у него всегда является не только отражением, но и
олицетворением всего того, о чем герои размышляют в тот или иной момент.


1. Аверинцев С.А. Литература и человек: Психология пейзажа у Чехова. –
М.: Наука, 1987. с. 112–120.
2. Айхенвальд Ю.И. Эмоции и символика природы у Чехова //
Литературная критика. – СПб.: Издательство литературы, 1912. с. 95–103.
3. Алексеев М.П. Русская литература и ее мировое значение [Текст]
/М.П. Алексеев. – Л.: Наука, 1989. – 452 с.
4. Аникейчик Е.А. Нравственно-эстетическое значение пейзажа в русской
литературе конца XVIII – начала XIX в.: от сентиментализма к предромантизму.
– 2008. – 182 с.
5. Антон Чехов. Дом с мезонином. Рассказы и повести. М.: Профиздат,
2005. – 414 с.
6. Балухатый С.Д. Вопросы поэтики / С.Д. Балухатый. – Л.: Изд-во
Ленингр. ун-та, 1990. – 320 с.
7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. – М.:
Советский писатель, 1979. – 318 с.
8. Бердников Г.П. А.П. Чехов / Г.П. Бердников. – 3-е изд., испр. – М.:
Наука, 1984. – 591 с.
9. Бердников Г.П. Чехов / Г.П. Бердников. – М.: Молодая гвардия, 1974. –
512 с.
10. Берковский Н.Я. О русской литературе Сб. ст.. – Л.: Художественная
литература. Ленинградское отделение, 1985. – 383 с.
11. Бизе А. Историческое развитие чувства природы. – СПб., 1890. – 391
с.
12. Боева Н.Б. Особенности синтаксической организации пейзажных
контекстов в современных английских и американских рассказах // Научная
мысль Кавказа. – 2004. – № 12. – С. 190–194.
13. Быковский Д.Л. Контрасты внутреннего мира и пейзажа у Чехова //
Литературный вестник. – 2010. С. 50–54.
53
14. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. –
М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. – 259 с.
15. Виноградова И.И. Чехов и пейзаж: эмоции героев через призму
природы // Чеховские чтения. – 2002. С. 65–70... 86


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ