Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен детского философствования в становлении субъекта философской деятельности

Работа №173701

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы90
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
Введение 3
Глава I. О философствовании 8
1.1 Сущность философствования как формы мыслительной деятельности 8
1.2 Основные концепции детского философствования 13
Глава II. Феномен детского философствования 21
2.1 Влияние детского философствования на развитие мышления ребенка. ... 21
2.2 От философствования ребенка к философствованию личности 28
Заключение 38
Список используемой литературы 41

Философия как форма мыслительной деятельности, направленная на развитие логики и абстрактного мышления может играть важную роль для становления человека как личность. Она способна помочь ему познавать мир, составить свое представление об его устройстве, а также провести рефлексию относительно самого себя и своих поступков. Человек развивает навыки познания самого себя и окружающих его, занимаясь философствованием. Философствование подразумевает процедуру, связанную с поиском ответов на вопросы, в свою очередь порождающую новые вопросы. Разбираясь в правильности поставленного вопроса, более подробным и развернутым можно получить ответ. То есть человек философствующий видит мир через призму тайн и загадок, раскрытие которых и является его целью. Вечная борьба с неизвестностью, возможность открыть для себя новые знания, а также попытки познать этот мир таким какой он есть - все это присуще как взрослому человеку, но что важно ребенку, который с каждым днем познает окружающий его мир.
Можно ли назвать рассуждения ребенка философствованием? Философия предполагает постановку, анализ и решение ряда глобальных мировоззренческих проблем. Она ставит своей задачей поиск ответов на предельные вопросы. Философия универсальна, фундаментальна и предполагает наличие критических и рефлексивных компонентов. Из-за этого можно сказать, что философия в некотором роде педантична. Она точна и аккуратна в своих рассуждениях, не любит нарушение своих же законов, хотя порой и старается выйти за их пределы. Именно поэтому наивное философствование больше присуще ребенку. Методом проб и ошибок ребенок познает мир. Рассуждает, отстаивая свою наивную, но на текущий момент теорию происходящего. Философия ребенка точна и аккуратна, рассуждения просты и непосредственны. Он в своих рассуждениях опирается на концептуальные аффекты, такие как удивление, сомнение, любознательность, переживание экзистенциальных состояний. Все это переходит в процесс коммуникации: диалог или вопрошание. Таким образом, наивное философствование - это попытка ребенка рационально познать мир.
Становление философской личности начинается с наивного детского философствования. Ребенок в большинстве случаев осмысливает весь свой полученный жизненный опыт, обыденно-практические знания через спонтанно возникающий процесс философской рефлексии и только много позже учится делать это осознанно. Для понимания становления философской личности важно изучение оснований философствования, которые представляют собой импульс к философствованию присущий каждому человеку. Именно поэтому важно понять, что же такое детское философствование и как оно влияет на становление и развитие человека.
Объектом данного исследования будет выступать философствование человека в становлении субъекта философской деятельности.
Предметом данного исследования будет начальный этап философствования в становлении субъекта философской деятельности.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение феномена детского философствования и выявление специфики его влияния на развитие ее субъекта. Для достижение данной цели выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить сущность философствования как форму мыслительной деятельности.
2. Проследить основные концепции понимания детского философствования.
3. Проанализировать влияние детского философствования на развитие мышления ребенка.
4. Проследить переход от философствования ребенка к
философствующей личности.
Степень разработанности темы. Новизна и практическая значимость. Прежде всего следует уточнить, что тема является новой и мало разработанной. Поэтому существует мало исследований, в которых бы поднимался вопрос что такое детское философствование и какова его роль в развитии человека. Характер данного исследования междисциплинарный, поэтому стоит отметить, что уже были попытки охарактеризовать данный феномен в педагогических и психологических работах. Исследования философии в рамках экспериментальной школьной дисциплины не подходят под цель и задачи данного исследования, поэтому не будут учтены.
Рационально начать исследование будет с определения философствования в рамках данной работы. Востребованность изучения данной темы на мой взгляд очень важна и не оценима, для ребенка как личности в зародыше, но и для общества, в котором через рассуждения и познания философии будет проявляется сущность познания мыслительного процесса ребенка. Рассуждений на данную тема ведется крайне мало. Однако, важные мысли можно найти у ряда представителей классической философии. Например, таких как, Декарт Р., Кант И., Ницше Ф., Гуссерль Э., Бердяев Н.А., Хайдеггер М. А также современные представления у исследователей: Каган М.С., Борисов С.В., Джахая Л.Г., Ахиезер А.С., Кемеров В.Е., Лекторский В.А., Якобсен Т.
Другим аспектом исследования будет являться детство и проявления детскости. Детство есть важный период человеческого развития, поэтому необходимо понять происходящие в этот период процессы социализации и становления ребенка. Естественно исследования данного феномена касаются прежде всего педагогики и психологии, однако в последние десятилетия этим также занялись такие направления науки как история, этнография и социология. В данной работе будут иметь значения исследования, объектом которых выступает ребенок, в его сущностном проявлении, а также работы, связанные с формированием личности ребенка. Большая часть таких исследований создана такими знаменитыми психологами и философами как: 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Берн, Л. Выготский, К. Юнг и некоторыми другими.
Данное исследование опирается на некоторые диссертационные работы. Например, Осиповой М.В. «Природа детского философствования» и Борисова С.В. «Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме». Эти работы хорошо отображают актуальность данной тематики и впервые рассматривают феномен детского в антропологическом ключе. В данных диссертационных работах выявлены возрастные особенности философствования, обозначен классический философский базис, зарождающийся еще в детстве и другие особенности, выявляющиеся при практике ребенка.
Методология данного исследования включает в себя теоретические методы познания. Были использованы сравнительный метод, метод описания и системный анализ для получения результатов обозначенной выше цели. Данное исследование будет опираться на методологические подходы Осиповой М.В. и Борисова С.В. Среди них можно выделить метод интерпретации, важный для понимания самой природы феномена детского философствования. А также философско-антропологический анализ бытия самого ребенка, являющегося субъектом в данном исследовании. Следует отметить и феноменологический анализ в составе методологической базы исследования. Несомненно, он может помочь выявить первоначальные детские интерпретации в становлении наивного философствования уже как субъектной способности к философствованию.
Структура дипломной работы. В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основания проблемы. Первая глава делится на разделы. Первый раздел посвящен рассмотрению философствования как формы мыслительной деятельности. Второй раздел посвящен выявлению основных концепций детского философствования в исследованиях прошлого. Вторая глава посвящена феномену детского философствования. В первом разделе рассмотрена взаимосвязь между детским философствованием и развитием мышления у ребенка. Во втором разделе рассмотрены возможные способы перехода от философствования ребенка к классическому философствованию личности. А также рассмотрены проблемы, связанные с этим. В заключении представлены основные выводы и направления дальнейших исследований в этой области.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Значение детского философствования заключается в дальнейшем становлении его взрослым философствованием. То есть любой философ на начальном этапе своего развития проходит стадию детского философствования. Однако не любое детское философствование переходит во взрослое. Такой переход возможен только в полной зависимости от субъекта философской деятельности.
Философствование отлично от философии. Оно представляет собой процесс рассуждений, диалогов и дискуссий о более глубоких аспектах жизни человека. Тех, которые могут послужить основой для предельных вопросов философии. В процессе диалога или дискуссии у оппонентов может произойти изменение взгляда на проблему, так как философствование обладает гибкостью. Суждения дискутирующих могут быть изменены с появлением новых доказательств. Значительным отличием от философии является форма изложения. Философствование может быть заключено не в строго канонических формах. Например, таких как, живопись или игра.
Детское философствование является начальным этапом философствования. Любой ребенок, получая соответствующие навыки, получает возможность философствовать. Эта способность развивается по мере взросления ребенка. Становится более глубокой и осмысленной. Однако есть предел детского философствования. Оно имеет четкую связь с возрастом и развитием субъекта философской деятельности.
Данный феномен впервые стал известен только в 20 веке. До этого периода мало кто интересовался проблематикой возникновения философской деятельности или развитием мышления у детей. В 20 веке детское философствование приобрело свою собственную концепцию. Швейцарский психолог и философ Жан Пиаже связал появления феномена детского 40
философствования с развитием мышления у ребенка. Детское философствование получило свое представление и развитие благодаря тому, что мышление общества изменилось под влиянием внешних факторов.
Развитие ребенка происходит благодаря внешним и внутренним факторам. Так же, философствование развивается в ребенке благодаря этим факторам. Предмет философствования для ребенка отличен от взрослого. Столкновение с неизвестным и порождает предмет философствования. То есть все начинается с удивления ребенка. Продолжается в вопрошании и завершается рефлексией. Процесс философствования вытекает из этих навыков. Его укрепление и совершенствование происходит в игровых ситуациях, в которые попадает ребенок. Так детское философствование бессознательно созидается ребенком и помогает развивать ему более глубокие аспекты своей личности в дальнейшем.
Как уже было указано выше, целью детского философствования является постройка фундамента для взрослого философствования. Осуществляется это, естественно, постепенно и охватывает порядка 20 лет развития. Можно выделить четыре периода философствования, которые преодолевает ребенок, чтобы стать субъектом философской деятельности. Первый период относится к детям с двух до пяти лет. В этот период нельзя утверждать о чистом философствовании ребенка, поэтому эта стадия предфилософствования. Второй период относится к детям младшего школьного возраста. Происходят изменения в социальной жизни ребенка, поэтому появляются новые интересы, что в последствии могут послужить предметами философствования для него. Третий период связан с детьми возраста средней школы. В данный период наиболее остро встают вопросы идентичности. И к последнему периоду относятся дети старших классов и студенты примерно до двадцати лет. Этот период особенно важен. В него происходит поиск и выявление своей уникальности и неповторимой особенности, а также начинают возникать первые предельные вопросы о смысле жизни и своем предназначении. После прохождения всех этапов перед человеком есть некий незримый выбор: продолжать ли развивать этот навык или оставить его в пользу других, более значимых. Люди, которые всерьез продолжают развитие навыка философствования, впоследствии могут стать философами или же иметь большую возможность к пониманию себя и мира вокруг. Развитые навыки познания, рефлексии, критического мышления способствуют становлению более глубокого мировоззрения и разносторонней эрудированности личности.
Значение детского философствования для дальнейшего развития ребенка заключается в развитии его мышления и предоставлении ему возможности более глубокого познания мира и себя.


1. Долженко О. Как я понимаю философию? (беседа с профессором М.К. Мамардашвили) //А1та Mater, 2000. №2
2. Декарт Р. Рассуждение о методе // Избранные произведения. М., 1950. С. 282
3. Кларин М. В. Философия и ребёнок: анализ
детского
философствования / Вопросы философии, 1986. №11. С. 134
4. Керимов Т.Х. Рефлексия // Современный философский словарь. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск. 1998. С.745
5. Дмитревская И.В. Детская логика: герменевтический аспект // Философия - детям: Материалы первой международной научно-практической конференции. М., 2005. С. 88-91
6. Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. М., 1996. С.202
7. Свиридов Г.Г. Японская средневековая проза сэцува. М., 1979. С. 122
8. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. С. 100
9. Станкевич Л.П. Философия - детям: пробуждение и формирование духовности// Философия детям: Материалы международной научнопрактической конференции. М., 2005. С. 115
10. Трубина Е.Г, Я (Эго, SelQ) // Современный философский словарь. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск. 1998. С. 1054
11. Козина О.А. Детство как контекст и метатекст себя // Философия -

практической конференции. М., 2005. С. 85
12. Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии, 1997. №9.
13. Кант, Иммануил Критика чистого разума / Иммануил Кант. - М.: Эксмо, 2006. - 736 с.
14. Выготский Л.С. Проблема речи и мышления в учении Ж. Пиаже.
Критическое исследование // Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М., 1999.
15. Кудрова, И. А. Методологическая роль философии
в
структурировании знаний учащихся / И. А. Кудрова // Философия — Детям. Человек среди людей: матер. Второй Межд. науч.-пр. конф. — 2006. — С. 202 — 204....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ