Введение 3
1 Интерпретации понятия образовательного маркетинга 6
1.1 Сфера образования 6
1.2 Сфера деятельности 15
1.3 Различные коннотации видов концепции образовательного маркетинга 22
2 Задачи и методы маркетинга образовательных услуг 32
2.1 Понимание микросреды образовательной организации 32
2.2 Макросреда образовательного учреждения 39
2.3 Методы маркетинговых исследований для изучения продвижения
образовательной среды 46
3 Методы продвижения образовательных услуг на примере языковых-онлайн
школ КНР 54
3.1 Продвижение языковых школ в Китае 54
3.2 Кейс языковой школы VIPKID в Китае 65
3.3 Текущая ситуация и существующие проблемы маркетинговой стратегии
онлайн-образования VIPKID 73
Заключение 84
Список использованной литературы 88
В настоящее время образовательные учреждения работают в изменяющейся рыночной среде, которая влияет на способность организации адекватно обслуживать и реагировать на потребности своих заинтересованных сторон. Поэтому разработка и внедрение эффективной маркетинговой стратегии должны начинаться с тщательного анализа всех внутренних и внешних факторов, определяющих экологический контекст, в котором действует образовательная организация. Рыночная среда компании состоит из действующих лиц и сил, которые влияют на потенциал компании развивать и поддерживать успешные отношения со своими целевыми клиентами. Игнорирование значительных изменений, произошедших в бизнес-среде, или сопротивление им приводят к увеличению рисков отставания от конкурентов и, в конечном счете, к внутреннему кризису и проблемам выживания.
Актуальность исследования. В современном обществе
соответствующие маркетинговые стратегии необходимы для роста и развития предприятия. Маркетинг больше не сводится только к продаже товаров, но требует от компаний способности своевременно и точно выявлять потребности потребителей, чтобы организовать производство или предоставлять услуги. Только при соблюдении разумной маркетинговой стратегии компания может достичь устойчивого развития. В условиях жесткой отраслевой конкуренции онлайн-школы Английского языка в Китае выбранные нами в качестве примера сталкиваются со многими факторами давления, такими как стоимость и конкуренты. Анализируя среду разработки и стратегию одной из новых онлайн - школ Китая VIPKID, эта работа внесет свой вклад в выявление текущих проблем, а также предложит маркетинговые стратегии, соответствующие особенностям вывода и продвижения образовательных онлайн-продуктов на рынке.
Степень научной разработанности. Вопросы маркетинга в литературе показаны достаточно цело и разносторонне. Весомое значение в этой сфере имеют труды Котлера Ф.
Теоретические и практические исследования маркетинга в сфере образования только разворачиваются. Плодотворно работают в данном направлении Белоновская И.Д. , Белый Е.М. , Панкрухин А.П., Сагинова О. В и другие.
Однако, если рыночные инструменты управления уже достаточно продолжительное время применяются в экономике и бизнесе (в т. ч. торговом, социальном, гостиничном, рекламном и пр.), то образование и коммерция еще недавно воспринимались общественным мнением как антагонистические понятия. Поэтому в настоящее время проблемы стратегического подхода к маркетинговому управлению организацией в сфере образования стоят достаточно остро.
Таким образом, возникают противоречия между реальная жизненной практикой, именно потребностями
Цель данной работы: Выявление эффективных маркетинговых
стратегий, соответствующих особенностям вывода и продвижения образовательных онлайн-продуктов на рынке (на примере онлайн-школы Английского языка в Китае).
Объект исследования: Процесс вывода на рынок новых образовательных программ.
Предмет исследования: Модели и методы, используемые при разработке и внедрении новых образовательных программ.
Научная новизна: Предложен алгоритм оценки и отбора стратегий интенсивного роста компании из совокупности возможных по критериям потенциальной прибыли и потребительской привлекательности товара и процесс-инноваций как результата реализации инновационных проектов, составляющих различные стратегии; использован теоретический подход изучения и моделирования бизнес-процессов, а также процессного подхода, позволяющих совершенствовать текущее состояние взаимоотношений с клиентами в компании и управлять последующим развитием.
Теоретическую основу исследования составили монографии по экономическому и стратегическому анализу, материалы периодических печатных изданий по проблемам функционирования рынка информационно - коммуникационных технологий в России и за рубежом.
...
VIPKID (компания которую мы выбрали для анализа) в настоящее время занимает лидирующие позиции в области онлайн-обучения английскому языку для детей младшего возраста, но его потенциальные риски также очень велики.Несмотря на то, что VIPKID быстро расширяется, он все еще находится в потенциально опасном периоде.Его работоспособность зависит от его капитальных резервов.
В процессе разработки VIPKID возникают такие проблемы, как некомпетентные и непостоянные преподаватели, чрезмерная зависимость от иностранных преподавателей при подборе, слишком единая учебная программа, низкая эффективность бронирования курсов и несоответствие между ценой и качеством, которые не подходят для нужд бывших потребителей.
Поскольку компания инвестирует значительные суммы в привлечение и обучение учителей, разработку программного обеспечения и маркетинговые кампании, ее успех и будущие возможности сильно зависят от доступности капиталовложений. В случае снижения степени вовлеченности инвесторов или неудавшихся инвестиционных раундов, VIPKID может столкнуться с проблемой сохранения роста и конкурентоспособности на рынке. Кроме того, компания также подвержена политическому риску, поскольку изменения в законодательстве, регулирующем онлайн-образование или иностранное участие в китайском образовательном секторе, могут оказать негативное влияние на ее деятельность. В таких случаях, VIPKID может столкнуться с ограничениями или даже запретом на свою деятельность, что приведет к серьезным финансовым и стратегическим проблемам.
Однако, несмотря на эти риски, VIPKID продолжает привлекать и удерживать большое количество учеников и учителей благодаря своей качественной программе обучения, удобной платформе и сильному бренду. Кроме того, обучение английскому языку остается популярным и востребованным в Китае, что создает благоприятную среду для дальнейшего роста VIPKID. Компания также стремится расшириться на мировом рынке и привлечь учеников и учителей из других стран, что может помочь ей разделить риски и диверсифицировать свою клиентскую базу.
В то же время, проведя внутренний анализ окружающей среды, мы выявили преимущества VIPKID: достаточные средства и богатые ресурсы для иностранных преподавателей; сильные маркетинговые возможности; использование хороших возможностей для развития сетевых технологий, точного позиционирования и перспективного стратегического планирования. Однако, в конце концов, VIPKID - новая компания, которой не хватает исторического опыта и лояльности клиентов к бренду; а VIPKID участвует только в обучении английскому языку детей и пока не принимает другие группы клиентов. На основе анализа внешней среды делается вывод о том, что в отрасли существует жесткая конкуренция, онлайн-учебные заведения английского языка быстро растут, а конкуренты ведут ожесточенную борьбу за долю рынка.VIPKID должен активно работать над развитием и улучшением своего бренда, чтобы завоевать лояльность клиентов. Компания также может рассмотреть возможность расширения своего клиентского сегмента и включения других групп клиентов, чтобы диверсифицировать свою деятельность и увеличить свою долю рынка.Ключевыми стратегиями для VIPKID могут быть инновации в области онлайн-обучения, установление партнерских отношений с другими организациями, активное продвижение на рынке и поддержка клиентов. Это позволит компании оставаться конкурентоспособной и успешно оперировать в динамичной отрасли онлайн- обучения английскому языку.
...
1. Аксенова Татьяна Николаевна.Образовательный маркетинг: особенности и роль в развитии образовательных учреждений / Татьяна Николаевна Аксенова, Очир-гаряева Тамара Борисовна // Вестник КалмГУ. 2012. №3 (15).- С. 92-96.
2. Агравал, М.Л.«Создание новой академической области в Индии: пример маркетинга услуг» / М.Л.Агравал. // Journal of Service Research. - 2001.
- Т. 1, № 1. - С. 104-120.
3. Баталова О. С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза/ О. С. Баталова // Актуальные вопросы экономики и управления: Материалы Междунар. заоч. науч. конф. - Москва, РИОР,- 2011. - С. 7-12.
4. Бухарова, Г. Д. Маркетинг в образовании: учебное пособие для вузов / Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова. - Москва: Флинта, 2010. - 208 с.
5. Волкова М.М.Звездова А.Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг/ М.М.Волкова // Маркетинг. - 2009. - № 6. - С. 45-53.
6. Дебин Цзян. Для борьбы с пиратством онлайн-курсов необходимы многочисленные меры. / Цзян.Дебин // Китайская пресса, публикации, радио и телевидение, - 2020. - № 6. - С.28-29.
7. Джадсон К.М.«Построение университетского бренда изнутри: перспективы брендинга университетских администраторов»/ К.М.Джадсон , Т.У.Ауранд ,Л. Горчелс // Ежеквартальный журнал Service Marketing Quarterly
- 2009. - Т. 30, № 1. - С. 54-68.
8. Ди Хэ, Юэхан Ван. Анализ маркетинговой стратегии бренда платформы онлайн-образования, основанной на технологии искусственного интеллекта, на примере отличного курса Youdao / Хэ. Ди , хань.Ван.Юэ // Аудиовизуальные средства.- 2020. - № 1. - С. 177-178.
9. Захир, С. Микроструктура рынка в глобальной сети b2b. / С.Захир, А. Захир // Журнал стратегического менеджмента. - 2011. - № 22. - С. 859-873.
10. Кэшинг Ван, Цзин Дун, Цин Ю. Обсуждение статуса развития и тенденций функционирования индустрии онлайн-реабилитационного образования в Китае / Ван.Кэшинг , Дун Цзин , Ю.Цин // Индустрия здравоохранения Китая, - 2017. - Т. 14, № 26. - С. 58-59.
11. Клейтон, М. Качественные и сложные уроки в высших учебных заведениях английского языка. / М. Клейтон // Международный журнал качества и надежности Менеджмент, - 2011. - Т. 16, № 9. - С. 838-858.
12. Конг, Ф.С. Краткое обсуждение маркетинговой стратегии высшего образования. / Ф.С. Конг // Наука и техника Китая, 2011, № 17. - С. 78.
13. Котлер, П. Стратегический менеджмент для образовательных учреждений / П. Котлер, К. Фокс. - 2-е изд. - Ньюджерси: Издательство Уортонской школы, 2015. - 117 с.
14. Котлер, П. Новое управленческое мышление / П. Котлер. - Ньюйорк: Издательство Уайли, 2019. - 77 с.
15. Котлер, П. Вырваться из бедности: решение для социального маркетинга / П. Котлер. - Ньюджерси: Издательство Уортонской школы, 2019. - 63 с.
... всего 41 источников