Бюджетная политика государства как инструмент регулирования социально-экономических процессов (Челябинский государственный университет)
|
Проведен анализ данных за 2017-2018 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Структура и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации 5
1.1 Уровни бюджетной системы в Российской Федерации 5
1.2 Принципы построения бюджетной системы 8
1.3 Этапы бюджетного процесса в Российской Федерации 13
2 Бюджетная политика России как механизм макроэкономического регулирования 18
2.1 Сущность и взаимосвязь финансов и бюджета 18
2.2 Понятие, содержание и задачи бюджетной политики 21
2.3 Инструменты проведения государственной бюджетной политики 26
3 Анализ современной бюджетной политики России в целях регулирования социально-экономических процессов 30
3.1 Оценка бюджетной политики в области доходов и расходов 30
3.2 Государственный финансовый контроль как инструмент бюджетной политики государства36 3.3 Проблемы и пути их решения в области формирования бюджетной политики 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Структура и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации 5
1.1 Уровни бюджетной системы в Российской Федерации 5
1.2 Принципы построения бюджетной системы 8
1.3 Этапы бюджетного процесса в Российской Федерации 13
2 Бюджетная политика России как механизм макроэкономического регулирования 18
2.1 Сущность и взаимосвязь финансов и бюджета 18
2.2 Понятие, содержание и задачи бюджетной политики 21
2.3 Инструменты проведения государственной бюджетной политики 26
3 Анализ современной бюджетной политики России в целях регулирования социально-экономических процессов 30
3.1 Оценка бюджетной политики в области доходов и расходов 30
3.2 Государственный финансовый контроль как инструмент бюджетной политики государства36 3.3 Проблемы и пути их решения в области формирования бюджетной политики 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Роль бюджетной политики и бюджетного планирования в государственном строительстве исключительно велика, так как именно они определяют курс и основные задачи развития экономики, обеспечивающие финансовую, социальную и макроэкономическую стабильность в стране. В последнее время проблема создания эффективной системы межбюджетных отношений на разных уровнях приобрела большую актуальность. Главная цель бюджетной политики России на современном этапе – сделать федеральный бюджет финансовым фундаментом сильного демократического государства. На это сориентировано бюджетное планирование на федеральном и региональном уровнях.
Познание бюджетной политики как категории в условиях глобализации в мире ставит вопрос оценки качественного уровня, эффективности бюджетной политики. В сфере межбюджетных отношений в среднесрочной перспективе бюджетная политика в последнее время осуществлялась в условиях неблагоприятной экономической ситуации, негативным образом сказывающейся на доходных источниках региональных и местных бюджетов. Актуальным остается вопрос о сохранении налогового потенциала в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Требуется дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходной базы их бюджетов.
Степень изученности данного вопроса достаточно высокая. Однако вопросы бюджетной политики рассматриваются, как правило, разрозненно, в рамках отдельных ее направлений, без достаточного исследования их взаимосвязи, без должного обоснования результативности или эффективности бюджетной политики.
Целью курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования в современных условиях.
Для этого решены следующие задачи:
исследована структура и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации;
рассмотрена бюджетная политика России как механизм макроэкономического регулирования;
проведен анализ современной бюджетной политики России в целях регулирования социально-экономических процессов.
Объектом исследования является бюджетная политика Российской Федерации.
Предметом исследования выступает совокупность методологических и методических проблем, связанных с оценкой и повышением результативности бюджетной политики РФ.
Методы исследования, применяемые в данной научной работе: теоретический анализ и обобщение научной литературы, сравнение статистических данных, анализ полученных данных из открытых источников.
Информационной базой исследования являются, прежде всего, ежегодные Послания Президента РФ, Постановления Правительства РФ, общедоступные данные Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики. Исследование опирается также на изучение трудов и публикаций отечественных и зарубежных ученых, которые в той или иной степени рассматривали различные аспекты проблемы.
Познание бюджетной политики как категории в условиях глобализации в мире ставит вопрос оценки качественного уровня, эффективности бюджетной политики. В сфере межбюджетных отношений в среднесрочной перспективе бюджетная политика в последнее время осуществлялась в условиях неблагоприятной экономической ситуации, негативным образом сказывающейся на доходных источниках региональных и местных бюджетов. Актуальным остается вопрос о сохранении налогового потенциала в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Требуется дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходной базы их бюджетов.
Степень изученности данного вопроса достаточно высокая. Однако вопросы бюджетной политики рассматриваются, как правило, разрозненно, в рамках отдельных ее направлений, без достаточного исследования их взаимосвязи, без должного обоснования результативности или эффективности бюджетной политики.
Целью курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования в современных условиях.
Для этого решены следующие задачи:
исследована структура и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации;
рассмотрена бюджетная политика России как механизм макроэкономического регулирования;
проведен анализ современной бюджетной политики России в целях регулирования социально-экономических процессов.
Объектом исследования является бюджетная политика Российской Федерации.
Предметом исследования выступает совокупность методологических и методических проблем, связанных с оценкой и повышением результативности бюджетной политики РФ.
Методы исследования, применяемые в данной научной работе: теоретический анализ и обобщение научной литературы, сравнение статистических данных, анализ полученных данных из открытых источников.
Информационной базой исследования являются, прежде всего, ежегодные Послания Президента РФ, Постановления Правительства РФ, общедоступные данные Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики. Исследование опирается также на изучение трудов и публикаций отечественных и зарубежных ученых, которые в той или иной степени рассматривали различные аспекты проблемы.
Принципы бюджетной системы определены в Бюджетном кодексе РФ, но не все из них в полной мере реализуются успешно на практике. Этапы, участники бюджетного процесса и их полномочия определены в Бюджетном кодексе РФ. Повышение качества бюджетного планирования и прогнозирования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Проекты бюджетов составляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований. Проект федерального бюджета рассматривает Государственная дума в течение 60 дней в трех чтениях. Исполнение бюджетов осуществляют финансовые органы, а кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляет Федеральное Казначейство.
В Бюджетном кодексе РФ дано определение понятия «бюджет», но отсутствует определение термина «бюджетная политика». Бюджетная политика – это комплекс мер по формированию и использованию бюджетного фонда с целью повышения благосостояния населения. В узком понимании бюджетная политика – это политика формирования, исполнения и регулирования бюджета. Приоритеты и направления бюджетной политики России определяются в ежегодных Бюджетных посланиях Президента Федеральному собранию Государственной думы. Основные требования к содержанию политики: достижение сбалансированности бюджетов в среднесрочной перспективе, повышение результативности бюджетных расходов, их ориентация на приоритетные социальные цели, обеспечение прозрачности и подотчетности бюджетов всех уровней.
Третья глава работы посвящена практическому рассмотрению бюджетной политики. Рассмотрены основные характеристики бюджетной политики России в современной экономике. Были проанализированы действия правительства РФ предпринятые для развития бюджетной политики в условиях экономического кризиса.
В целях решения проблем бюджетной политики важно предоставить большую степень бюджетной автономии региональным, и в особенности местным, государственным органам, одновременно повышая спрос за перевод всех требуемых налоговых платежей в центр и выполнение других бюджетных и внебюджетных обязательств. Необходимо, чтобы и региональные, и местные органы получали большую долю собираемых ими налогов и имели выгоду от определенных налогов, которые были бы полностью защищены от любого перевода на другие уровни государственного управления. Тогда каждый уровень государственного управления мог бы выработать собственную доходную базу, обеспечивая более устойчивую основу для собственного бюджета и получая необходимый стимул для содействия росту местной экономики в целях дальнейшего расширения источников дохода.
Одной из важнейших задач, стоящих перед Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, является формирование системы межбюджетных отношений. Поэтому внимание необходимо установлению и реализации системы мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в субъектах РФ. Указанная система позволяет предусмотреть меры поощрения и санкции в отношении субъектов РФ с высоким и плохим качеством финансового менеджмента соответственно.
Внедрение вышеизложенных мер позволит повысить эффективность системы межбюджетных отношений, обеспечить сбалансированность региональных бюджетов и качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях.
В Бюджетном кодексе РФ дано определение понятия «бюджет», но отсутствует определение термина «бюджетная политика». Бюджетная политика – это комплекс мер по формированию и использованию бюджетного фонда с целью повышения благосостояния населения. В узком понимании бюджетная политика – это политика формирования, исполнения и регулирования бюджета. Приоритеты и направления бюджетной политики России определяются в ежегодных Бюджетных посланиях Президента Федеральному собранию Государственной думы. Основные требования к содержанию политики: достижение сбалансированности бюджетов в среднесрочной перспективе, повышение результативности бюджетных расходов, их ориентация на приоритетные социальные цели, обеспечение прозрачности и подотчетности бюджетов всех уровней.
Третья глава работы посвящена практическому рассмотрению бюджетной политики. Рассмотрены основные характеристики бюджетной политики России в современной экономике. Были проанализированы действия правительства РФ предпринятые для развития бюджетной политики в условиях экономического кризиса.
В целях решения проблем бюджетной политики важно предоставить большую степень бюджетной автономии региональным, и в особенности местным, государственным органам, одновременно повышая спрос за перевод всех требуемых налоговых платежей в центр и выполнение других бюджетных и внебюджетных обязательств. Необходимо, чтобы и региональные, и местные органы получали большую долю собираемых ими налогов и имели выгоду от определенных налогов, которые были бы полностью защищены от любого перевода на другие уровни государственного управления. Тогда каждый уровень государственного управления мог бы выработать собственную доходную базу, обеспечивая более устойчивую основу для собственного бюджета и получая необходимый стимул для содействия росту местной экономики в целях дальнейшего расширения источников дохода.
Одной из важнейших задач, стоящих перед Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, является формирование системы межбюджетных отношений. Поэтому внимание необходимо установлению и реализации системы мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в субъектах РФ. Указанная система позволяет предусмотреть меры поощрения и санкции в отношении субъектов РФ с высоким и плохим качеством финансового менеджмента соответственно.
Внедрение вышеизложенных мер позволит повысить эффективность системы межбюджетных отношений, обеспечить сбалансированность региональных бюджетов и качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях.
Подобные работы
- Особенности формирования и функционирования инновационного потенциала в условиях трансформации социально-экономической системы
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Совершенствование государственного регулирования социально-экономического развития моногородов в субъекте Российской Федерации (на материалах Министерства экономического развития Челябинской области)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2020 - Экономический рост и его государственные регулирования (Российский экономический университет (Воронежский филиал))
Курсовые работы, макроэкономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКСТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование подхода к оценке влияния территории опережающего социально-экономического развития на экономику региона
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Роль органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона (Российский новый университет (РосНОУ))
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2019 - Налоговое регулирование инновационной и инвестиционной деятельности
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Проектное финансирование как инструмент обеспечения экономической безопасности региона
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018



