Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Поэтика памяти в повести С. Т, Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

Работа №173544

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы68
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПАМЯТЬ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 8
1.1 Культурно-исторический и психологический аспекты изучения памяти 8
1.2. Память в культурологическом аспекте 14
1.3 Память как литературный феномен 18
1.4 Феномен памяти в творческом восприятии С. Т. Аксакова 21
Выводы: 24
ГЛАВА II. ПОЭТИКА ВОСПОМИНАНИЯ В ПОВЕСТИ «ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА» 26
2.1 .Изображение самого раннего слоя воспоминаний в главах «Отрывочные
воспоминания» и «Последовательные
воспоминания» Error! Bookmark not defined.
2.2 Вхождение ребенка в реальный мир: способы изображения средствами
поэтики памяти 31
2.3 Приезд в Багрово. Взросление Серёжи. Ребёнок и болезнь 40
2.4. Жизнь в Уфе. Первые враги 46
2.5. Возвращение в Багрово после городской жизни. Отношение к смерти 48
2.6. Рубеж взросления. Деревенская жизнь Серёжи 53
Выводы: 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЯ 66

Сергей Тимофеевич Аксаков — выдающийся русский писатель и
публицист, чьи произведения занимают важное место в истории русской
классической литературы. Его творчество отличается глубоким пониманием
человеческой души, эмоций и внутренних конфликтов, происходящих в ней по
мере взросления, общения с природой и окружающими людьми.
Художественные тексты С. Т. Аксакова — яркий пример исследования
закоулков таинственной человеческой души посредством художественного
воспроизведения пережитого в форме воспоминаний о детстве, а также
диалогического сопоставления сознания человека в разные периоды его жизни.
Поэтика мемуарного жанра позволила писателю создать художественную
модель, в которой осуществляется детальное проникновение в глубинный
внутренний мир человека, выявляется ход его мыслей, чувств в контексте
внешних обстоятельств жизни.
В повести «Детские годы Багрова-внука» писатель изображает пережитый
опыт ребёнка глазами взрослого, исследуя особенности детского
миросозерцания, причем это миросозерцание изображается с точностью до
мелочей, передавая подлинно ту непосредственность и наивность, которая
свойственна детям.
В настоящее время одной из актуальных проблем современного
литературоведения являются мнемонические элементы художественной
системы различных писателей, или т.н. «поэтика памяти». Данному
направлению посвящен целый ряд работ, в частности, О. В. Евдокимовой, Б. В.
Аверина, Н. О. Курнант и др. исследователей, вместе с тем смысловой объем
данного понятия не является четко определенным, часто предлагаются разные,
подчас противоречащие друг другу определения...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В проведенном исследовании были рассмотрены основополагающие
аспекты поэтики памяти в контексте архитектонических особенностей
мемуарно-автобиографической повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багровавнука».
В ходе исследования были рассмотрены основные подходы к изучению памяти
как психологического, антропологического феномена и как феномена культуры.
Большое внимание было уделено эволюции философских представлений о
феномене памяти от эпохи античности до современных неклассических моделей
памяти с целью определения того культурно-философского контекста, в рамках
которого создавались произведения мемуарно-автобиографической прозы п.п.
XIX в., в т.ч. повесть С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».
В ходе исследования было выявлено, что повесть С.Т. Аксакова реализует
основные идеалы и нормы представления о памяти, сложившиеся в эпоху
Нового времени, как о психологическом и культурном феномене,
способствующем самоидентификации личности, сохранению национальной
культуры, способствующем процессу самопознания.
В работе были рассмотрены основные подходы к изучению категории памяти в
литературном произведении на протяжении XX в., в частности основные
положения, высказанные в работах О.В. Евдокимовой, Н.Б. Курнант и др.
Были рассмотрены проблемы жанровой природы мемуарноавтобиографической прозы С.Т. Аксакова, описаны основные подходы к
определению поэтики памяти в научной литературе и разработать собственное
рабочее определение данного понятия.
В практической части исследования были описаны принципы реализации
поэтики памяти на композиционном, образном, мотивном уровнях, а также на
65
уровне субъектной организации повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багровавнука»...


1. Аверин Б. В.Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте
русской автобиографической традиции. СПб., 2003 399 с.
2. Аксаков С. Т.Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука.
Воспоминания / [Вступ. статья, с. 3-30, и примеч. С. Машинского]. – М.:
Худож. лит., 1973. – 670 с.
3. Аксаковские чтения (1996-1997 гг.) / Ред.Г. О. Иванова. Уфа:
Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова, 1997 162 с.
4. Анненкова Е. И. Аксаковы. — СПб.: Наука, 1998 — 365 с.
5. Баранова И. В. Исторические взгляды славянофилов: феномен
общественно-политической мысли России середины XIX в. и его
социокультурные истоки: автореф. дисс. канд. ист. наук / И. В. Баранова. -
Орел, 2007. – 27 с.
6. Балакиеев И. И. Аксаков (опыт характеристики) / И. Балакиеев. - Харьков:
Типография «Мирный труд», 1910. – 45 с.
7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 7 - 162.
8. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М.
Собрание сочинений: в 7 т. М., 2012 Т. 3 С. 340-513.
9. Безрогое В. Г. Автобиографии и социальный опыт // Социальная история:
ежегодник. - 2001/2002. – СПб.: Алетейя, 2002. - С. 532.
10.Безрогое В. Г. Историческое осмысление персонального опыта в
автобиографии //Формы исторического сознания от поздней Античности
до эпохи Возрождения (Исследования и тексты) //Сб. научн. тр. памяти
К. Д. Авдеевой / Отв. ред. И. В. Кривушин. Иваново: Ивановский
государственный университет, 2000. С. 130-174.
67
11.Белокопытова О. Н. «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука»
С. Т. Аксакова и проблема мемуарно-биографического жанра в русской
литературе 40-50-х годов XIX века: автореф. дис. … канд. филол. наук.–
Воронеж, 1966 23 с.
12.Боднар А. М. Психология памяти: курс лекций / А. М. Боднар;
Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский
федеральный университет имени первого президента России
Б. Н. Ельцина. – М.: Флинта; Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та,
2018. – 96 с.
13.Бялый Г. А. Сергей Тимофеевич Аксаков // История русской литературы:
В 10 т. Т. 7 / гл. ред. М. П. Алексеев, Н. Ф. Бельчиков. М. – Л.: Изд-во АН
СССР, 1941-1956. М.; СПб., 1955 С. 571-595.
14.Войтоловская Э. Л. Сергей Тимофеевич Аксаков в кругу писателей классиков. СПб: Дет. лит., 1982 220 с.
15.Вомперский В. П. Петр Михайлович Бицилли. Жизненный творческий
путь. — М.: Наследие, 1996 — с. 17 — 18.1. Аверин Б. В.Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте
русской автобиографической традиции. СПб., 2003 399 с.
2. Аксаков С. Т.Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука.
Воспоминания / [Вступ. статья, с. 3-30, и примеч. С. Машинского]. – М.:
Худож. лит., 1973. – 670 с.
3. Аксаковские чтения (1996-1997 гг.) / Ред.Г. О. Иванова. Уфа:
Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова, 1997 162 с.
4. Анненкова Е. И. Аксаковы. — СПб.: Наука, 1998 — 365 с.
5. Баранова И. В. Исторические взгляды славянофилов: феномен
общественно-политической мысли России середины XIX в. и его
социокультурные истоки: автореф. дисс. канд. ист. наук / И. В. Баранова. -
Орел, 2007. – 27 с.
6. Балакирев И. И. Аксаков (опыт характеристики) / И. Балакиеев. - Харьков:
Типография «Мирный труд», 1910. – 45 с.
7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 7 - 162.
8. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М.
Собрание сочинений: в 7 т. М., 2012 Т. 3 С. 340-513.
9. Безрогое В. Г. Автобиографии и социальный опыт // Социальная история:
ежегодник. - 2001/2002. – СПб.: Алетейя, 2002. - С. 532.
10.Безрогое В. Г. Историческое осмысление персонального опыта в
автобиографии //Формы исторического сознания от поздней Античности
до эпохи Возрождения (Исследования и тексты) //Сб. научн. тр. памяти
К. Д. Авдеевой / Отв. ред. И. В. Кривушин. Иваново: Ивановский
государственный университет, 2000. С. 130-174.
67
11.Белокопытова О. Н. «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука»
С. Т. Аксакова и проблема мемуарно-биографического жанра в русской
литературе 40-50-х годов XIX века: автореф. дис. … канд. филол. наук.–
Воронеж, 1966 23 с.
12.Боднар А. М. Психология памяти: курс лекций / А. М. Боднар;
Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский
федеральный университет имени первого президента России
Б. Н. Ельцина. – М.: Флинта; Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та,
2018. – 96 с.
13.Бялый Г. А. Сергей Тимофеевич Аксаков // История русской литературы:
В 10 т. Т. 7 / гл. ред. М. П. Алексеев, Н. Ф. Бельчиков. М. – Л.: Изд-во АН
СССР, 1941-1956. М.; СПб., 1955 С. 571-595.
14.Войтоловская Э. Л. Сергей Тимофеевич Аксаков в кругу писателей классиков. СПб: Дет. лит., 1982 220 с.
15.Вомперский В. П. Петр Михайлович Бицилли. Жизненный творческий
путь. — М.: Наследие, 1996 — с. 17 — 18... 52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ