Административно-правовое регулирование государственного контроля (надзора) в Российской Федерации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Уральский институт управления))
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного контроля (надзора) 6
1.1.Понятие и сущность государственного контроля 6
1.2.Правовые основы государственного контроля в России 10
1.3.Принципы и функции государственного контроля 15
Глава 2. Организационно-правовые аспекты государственного контроля 20
2.1.Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в России 20
2.2.Организация государственного контроля 25
Глава 3. Применение административно-правовых средств государственного контроля 32
3.1. Оценка эффективности административно-правового регулирования государственного контроля 32
3.2. Проблемы и перспективы развития системы государственного контроля 36
Заключение 40
Список используемых источников 43
Актуальность. Государственный контроль и надзор являются неотъемлемой частью системы государственного управления и играют ключевую роль в обеспечении законности, безопасности и качества жизни граждан. Их эффективность зависит от правильного использования различных инструментов и систематизации информации о контрольных мероприятиях. В условиях динамичного социально-экономического развития необходимо обеспечить надежный механизм контроля за соблюдением законодательства и нормативных требований различными субъектами, чтобы защитить права и интересы граждан, предотвратить нарушения и противоправные действия. Современные вызовы, такие как технологический прогресс, глобализация, изменение климата и другие, требуют эффективной системы государственного контроля, способной реагировать на изменяющиеся условия и обеспечивать безопасность и устойчивость общества.
Административно-правовое регулирование государственного контроля (надзора) представляет собой систему нормативных правовых актов, которая устанавливает порядок и принципы осуществления государственного контроля и надзора в определенных сферах деятельности. Оно направлено на регулирование и координацию действий государственных органов и служб, ответственных за осуществление контроля и надзора, а также на установление прав и обязанностей субъектов контроля и надзора, подлежащих контролю.
Роль государственного контроля (надзора) в обеспечении национальной безопасности является критически важной и многоаспектной. Государственный контроль и надзор направлены на обнаружение и предотвращение угроз внутренней безопасности, таких как экономические преступления, терроризм, противоправные действия, нарушения общественного порядка и другие. Осуществление контроля и надзора в экономической сфере способствует борьбе с коррупцией, недобросовестной конкуренцией, нарушениями законодательства о защите прав потребителей и другими экономическими преступлениями, что важно для стабильности и развития национальной экономики. Государственный надзор в области экологии и природопользования направлены на предотвращение загрязнения окружающей среды, сохранение природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности для текущих и будущих поколений. Осуществление контроля в медицинской и фармацевтической сферах направлено на защиту здоровья граждан от вредных воздействий, контроль качества продукции и услуг в здравоохранении. В целом, контроль и надзор способствуют поддержанию правопорядка, соблюдению законности и обеспечению общественной безопасности, что является основой для стабильного функционирования государства и защиты прав и свобод граждан.
Разработанность темы достаточно обширна и многостороння, различные аспекты рассматривались такими исследователями, как Воробьев Н.Ф., Измоденов А. К., Конджакулян К.М., Лукьянова Д.В., Мильшин Ю.Н., Минин В.В. При этом вопрос административно-правового регулирования государственного контроля (надзора) в России больше изучен в контексте отдельных отраслей.
Объект курсовой работы – государственный контроль (надзор) в Российской Федерации.
Предмет курсовой работы – административно-правовое регулирование государственного контроля (надзора) в Российской Федерации.
Цель – исследовать особенности государственного контроля (надзора) в РФ, и его административно-правовое регулирование.
Исходя из актуальности курсовой работы и поставленной цели решению подлежат такие задачи:
рассмотреть понятие и сущность государственного контроля;
изучить правовые основы государственного контроля в России;
выделить принципы и функции государственного контроля;
изучить органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в России;
исследовать организацию государственного контроля;
оценить эффективность административно-правового регулирования государственного контроля;
выявить проблемы и перспективы развития системы государственного контроля.
Практическая значимость состоит во всестороннем анализе системы государственного контроля и надзора в России. Исследование имеет непосредственное прикладное значение для различных сторон общественной жизни и государственного управления.
Научная новизна заключается в выявлении актуальных проблем и тенденций в этой области, а также в разработке конкретных рекомендаций и предложений по совершенствованию системы контроля и надзора с учетом современных вызовов и требований.
Методы – анализ, синтез, формально-юридический метод.
Структура работы. Курсовая работа выполнена на 40 страницах текста и включает введение с обоснованием актуальности, три последовательные главы, заключение и список литературы из 32 наименований.
Государственный контроль (надзор) представляет собой систему мер, предпринимаемых государственными органами для обеспечения соблюдения законов и нормативных актов, а также защиты интересов государства, общества и граждан. Он направлен на обеспечение соблюдения законности, защиту интересов государства, общества и граждан, а также обеспечение качества продукции, услуг и безопасности различных сфер жизнедеятельности. Единый реестр видов контроля (надзора) является важным инструментом для систематизации и упорядочения информации о всех видах контрольных мероприятий, что способствует повышению эффективности и прозрачности государственного контроля и надзора. Субъектами государственного контроля (надзора) выступают государственные органы, уполномоченные организации и инспекции, которые осуществляют деятельность по контролю и надзору за объектами.
Государственный контроль (надзор) регулируется различными законодательными актами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Данный фактор приводит к разнообразию правовых норм и процедур, что требует системного подхода и комплексного анализа при осуществлении контрольных функций. Основы государственного контроля заложены в Конституции РФ, а также в Федеральном законе от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Законодательное регулирование государственного контроля (надзора) в России не только обеспечивает законность и порядок в процессе контроля, но и защищает интересы всех заинтересованных сторон и способствует развитию справедливого и правового государства.
Основная цель государственного контроля заключается в защите прав и интересов граждан и общества, обеспечении безопасности и качества продукции и услуг, а также предотвращении коррупции и злоупотреблений. Для достижения поставленных целей контрольные органы выполняют ряд задач, таких как проверка соблюдения законодательства, обеспечение безопасности и качества, защита прав граждан и организаций и многое другое. Поддержание принципов законности, справедливости, пропорциональности, прозрачности, эффективности и ответственности в деятельности государственного контроля является важным условием для обеспечения эффективного функционирования государства, защиты прав и интересов граждан и общества, а также для поддержания доверия к государственным институтам.
Органы государственного контроля играют важную роль в обеспечении соблюдения законодательства и нормативных требований в различных сферах деятельности. Органы федерального, регионального и муниципального уровней различаются по своим полномочиям, задачам и функциям. Можно выделить ряд федеральных органов, ответственных за различные аспекты государственного контроля, включая промышленную безопасность, охрану труда, техническое регулирование, метрологию, охрану природы и здоровья населения. Объединение усилий различных органов государственного контроля позволяет обеспечить эффективное и сбалансированное функционирование системы контроля в стране, что способствует улучшению качества жизни граждан и развитию национальной экономики.
Порядок проведения государственного контроля (надзора) включает в себя следующие шаги: планирование; предварительную подготовку; проведение проверки; фиксацию результатов; анализ и подведение итогов; публикацию результатов. Органы государственного контроля имеют определенные компетенции и полномочия, установленные законодательством, которые они осуществляют в рамках своей юрисдикции. Эти полномочия могут включать право проведения проверок, выдачи предписаний, наложения административных штрафов и других мер административного воздействия. Процесс государственного контроля требует профессионализма, знаний законодательства, этического поведения и адекватной коммуникации со всеми сторонами. Межведомственное взаимодействие также играет важную роль в обеспечении эффективности контрольных мероприятий и координации действий различных органов.
Проведенные изменения в системе государственного контроля и надзора способствуют более эффективному функционированию бизнеса, снижению административной нагрузки и созданию более благоприятной среды для его развития. Смещение внимания на профилактику нарушений демонстрирует положительные изменения в системе государственного контроля и надзора, однако необходимо также учитывать выявленные проблемы.
Существует необходимость в улучшении системы государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, поскольку текущие проблемы, такие как избыточная бюрократия, неоправданное давление на бизнес и недостаточная прозрачность процедур, существенно затрудняют развитие экономики и создают негативные условия для предпринимательства. Для решения этих проблем необходимо внедрение комплекса мер, включающих в себя пересмотр обязательных требований, улучшение координации между контрольно-надзорными органами, прозрачность и предсказуемость процедур проверок, обратную связь с бизнесом и оценку эффективности деятельности контрольно-надзорных органов. Внедрение предложенных мер позволит создать более благоприятные условия для развития бизнеса, повысить уровень доверия предпринимателей к государственным институтам и способствовать устойчивому экономическому росту страны.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 21.03.2024).
2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения: 21.03.2024).
3. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения: 21.03.2024).
4. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 21.03.2024).
5. Информация Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует организации, осуществляющие образовательную деятельность, о внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400831521/ (дата обращения: 21.03.2024).
6. Ахмерова Д.Д., Латыпова Н.С. Некоторые практические вопросы реализации государственного контроля в Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – №12-1 (87). – С. 119-122.
7. Васянина Е.Л. Налоговое администрирование и налоговый контроль: проблемы осуществления, перспективы развития // Правовая политика и правовая жизнь. – 2022. – №2. – С. 160-169.
8. Виды государственного контроля (надзора) Российской Федерации [Электронный ресурс] // Госэксперт. – Режим доступа: gos.hse.ru/upload/Libv/Types_of_gov_cont_130115.pdf (дата обращения: 21.03.2024).
9. Воробьев Н.Ф. Понятие и правовая сущность государственного контроля // Правовое государство: теория и практика. – 2018. – №4 (54). – С. 29-35.
10. В РСПП обсудили перспективы развития контрольно-надзорной и разрешительной деятельности [Электронный ресурс] // РСПП. – Режим доступа: https://rspp.ru/events/news/v-rspp-obsudili-perspektivy-razvitiya-kontrolnonadzornoy-i-razreshitelnoy-deyatelnosti-65ccaa7011ff1/ (дата обращения: 21.03.2024).
11. Гурбанназаров О. Действенные способы экономического контроля: ревизия и аудит // Вестник науки. – 2023. – №10 (67). – С. 20-23.
12. Зубарев, С. М. Система контроля в сфере государственного управления : монография / С. М. Зубарев. – Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. – 152 с.
13. Конджакулян К.М., Кадиев А.Г. Понятие и сущность государственного контроля в системе государственного управления // Закон и право. – 2022. – №1. – С. 69-72.
14. Лукьянова Д.В. Актуальные вопросы реформирования законодательства о государственном контроле // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – №5-3 (80). – С. 14-17.
15. Марковский А.В. Правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия потребителей в Российской Федерации // Образование и право. – 2020. – №10. – С. 84-88.
16. Маслова, Т. С. Контроль и ревизия в государственных учреждениях : учебник / Т. С. Маслова. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2024. – 432 c.
17. Мильшин Ю.Н., Темуркаев М.И. Актуальные вопросы реформирования контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел // Вестник ВИ МВД России. – 2021. – №4. – С. 221-226.
18. Минин В.В. Проверка как правовое средство осуществления государственного контроля и надзора // Вестник науки. – 2020. – №8 (29). – С. 30-33.
19. Орлов Ю. К. Теоретико-правовой анализ текущего состояния системы государственного контроля (надзора) и основные тенденции ее развития // Ленинградский юридический журнал. – 2023. – № 2 (72). – С. 100-117.
20. Основы государственного контроля, надзора и аудита: учеб. пособие / А. К. Измоденов, А. В. Курдюмов ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург :, 2018. – 109 с.
21. Пичугин Е.А., Черепанов М.В. Экологическое страхование как механизм снижения экологического риска // Экология урбанизированных территорий. – 2020. – №3. – С. 39-44.
22. Платыгин Д.Н., Смирнов В.М., Новиков П.Н. Теоретико-методологические аспекты организации и проведения мониторингов в социально-экономической сфере // Социально-трудовые исследования. – 2022. – №3 (48). – С. 8-17.
23. Прилуков М.Д. Современное состояние государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. – 2022. – №1 (205). – С. 191-194.
24. Романов С. А. Реформирование системы государственного контроля (надзора) в условиях изменения действующего законодательства // Пенитенциарная наука. – 2023. – №1 (61). – С. 82-88.
25. Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2022 год [Электронный ресурс] // Правительство России. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/nI8VlVPes5mi2qAmn2Vgwqrw1SGLhvDe.pdf (дата обращения: 21.03.2024).
26. Спиридонов А. А. Системное единство государственного контроля (надзора) и общественного контроля как конституционно-правовой принцип // Lex Russica. – 2022. – №6 (187). – С. 48-58.
27. Федотова Г.Ю., Кольцова В.Г. Метрологическое обеспечение таможенного контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2021. – №3 (79). – С. 66-70.
28. Цветкова Е.Ф. Понятие и принципы государственного контроля (надзора) // Вестник науки. – 2023. – №10 (67). – С. 220-224.
29. Чежидов М.С. Результаты взаимодействия органов государственного контроля и надзора с гражданами и организациями // Вестник ННГУ. – 2023. – №2. – С. 183-188.
30. Эксперты оценили эффективность контрольно-надзорной и разрешительной деятельности [Электронный ресурс] // Фонд «Центр стратегических разработок». – Режим доступа: https://www.csr.ru/ru/news/eksperty-otsenili-effektivnost-kontrolno-nadzornoy-i-razreshitelnoy-deyatelnosti/ (дата обращения: 21.03.2024).
31. Эффективность контрольно-надзорной деятельности [Электронный ресурс] // Leader ID. – Режим доступа: https://leader-id.ru/events/416362 (дата обращения: 21.03.2024).
32. Ячный Е.С. Виды, основные направления деятельности и правовое обеспечение органов муниципального контроля в России // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. – 2023. – № 4. – С. 130-135.