Введение 3
1. Инновационный процесс как динамическая система 5
2. Схемы инновационного процесса 9
3. Виды инноваций и их классификация 17
4. Управление процессами создания новых знаний 21
5. Управление освоения новшествами 26
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
Актуальность указанных вопросов определила выбор темы курсовой работы, ее цель и круг решаемых в процессе ее написания задач.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности нововведений как объекта инновационного управления.
Задачи курсовой работы:
изучить инновационный процесс как динамическую систему;
рассмотреть схемы инновационного процесса;
выявить виды инноваций и их классификацию;
раскрыть вопросы управления процессами создания новых знаний;
проанализировать особенности управления освоения новшествами.
Объект исследования – нововведения.
Предмет исследования – особенности инновационного нововведения.
Вопросам инновационной деятельности посвящены работы зарубежных и российских учёных: И. Ансоффа, М. Мескона, Б. Санто,
Б. Твисса, Й. Шумпетера, Ф. Янсена, С.Ю, Глазьева, Г.Я. Гольдштейна,
С.В. Ильдеменова, С.Д. Ильенковой, В.Г. Медынского, А.Г. Поршнева,
А.А. Трифиловой, Р.А. Фатхутдинова и др.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Значимость инноваций для развития страны не вызывает сомнений - именно с ними сегодня связывают надежды на экономический прорыв России. Но массовость восприятия данной категории не всегда обеспечивает однозначность понимания ее смысловой нагрузки. Можно утверждать, что в настоящее время истинный смысл инноваций близок к фетишизации, так как нередко этот термин стал использоваться без опоры на какую-либо концептуальную основу. Остановить этот процесс, придать ему необходимое направление способно право, назначение которого в переводе экономических категорий на юридический язык.
Из-за отсутствия самостоятельного законодательного обеспечения понятие инноваций сегодня находится в «лоне» экономической науки. Число определений множится. Достаточно обобщенно и условно все они могут быть разделены на две группы: одни понимают под инновациями процесс, а другие определяют инновации как результат процесса, тем самым отождествляя понятия «инновация» и «инновационная деятельность». Юридическая мысль пока еще не освоила в должной мере достижения экономической мысли.
Инновационный процесс - это регулируемый процесс, имеющий комплексный характер, который ему придает гамма правовых отношений, возникающих между различными участниками инновационной деятельности на разных ее этапах. Итогом этих отношений будет создание и практическая реализация нововведений, приводящих к коммерческому успеху на рынке. А это означает, что главное потребительское качество объектов инновационной деятельности заключается в способности приносить прибыль. Именно поэтому, выбирая законодательные ориентиры, следует исходить из того, что формирование концепции инновационной деятельности - это прежде всего рыночный проект, и речь должна идти об органической «встроенности» инновационной системы в эту среду. Отсюда отношения в этой сфере должны строиться на принципах конкурентоспособности, эффективности, прибыльности, а производимый инновационный продукт, обладая необходимыми потребительскими свойствами, должен ориентироваться на конкретного заказчика.
Проблемы формирования инновационной политики довольно широко освещены в научной литературе, и все же анализ этих публикаций приводит к выводу, что недостаточно разработана теоретическая и особенно методическая база процессов формирования и управления инновационной стратегией хозяйственных образований в условиях складывающихся рыночных отношений. Это находит выражение в допущении определенного субъективизма в разнообразии подходов к определению понятия нововведения, к формированию процедуры разработки стратегии, к постановке и решению задач инновационной политики, к смешению «горизонтальных» и «вертикальных» отношений в сфере инновационного регулирования, а нередко и к нарушению компетенции в принятии норм об инновационной деятельности.
1. Антикризисное управление предприятиями и банками: учеб.-практ. пособие. – М.: Дело, 2001.
2. Баринов, В.А. Антикризисное управление / В.А. Баринов; учеб. пособие.— М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
3. Д. Бодди, Р. Пэйтон. Основы менеджмента. Санкт-Петербург: Питер. 1999 г.
4. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др., Под ред. Проф. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
5. Ларичева Е.А. Стратегическое планирование инноваций на предприятии/ Д.В.Ерохин, Е.А. Ларичева // Трансформация социально-экономических и политических отношений в России в XXI веке: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Смоленск: Маджента, 2004.
6. Ларичева Е.А. Формирование инновационной стратегии // Экономические проблемы становления рыночных отношений в Российской Федерации: материалы научно-практической конференции. – Брянск: БГТУ, 2004.
7. Менеджмент // Под ред. Проф. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. М.: ЮНИТИ. 2001 г.
8. Менеджмент // Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. М.: ИД ФБК – Пресс. 2009 г.
9. Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.
10. Ричард Л. Дафт. Менеджмент. Санкт-Петербург: Питер. 2009 г.
11. Волынкина М.В. Каким быть инновационному законодательству (постановка проблемы) // «Законодательство и экономика», № 7, 2005 г.
12. Лапаева В.В. Политика Российской Федерации в области науки и технологий: проблемы правового обеспечения // «Законодательство и экономика», № 2, 2008 г.
13. Ларичева Е.А. Двойственная роль инноваций / Е.А. Ларичева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - №3.
14. Смирнов В. Пойдет ли Россия по инновационному пути развития экономики.// Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – М., 2009. - №8.
15. Теплова Т. Специфика разработки инвестиционно-финансовой стратегии компаний с высокой долей интеллектуального капитала // «Финансовая газета. Региональный выпуск», № 39, 40, 2005 г.
16. Шичкина М.И. Мотивация инноваций на предприятиях // «Управление персоналом», № 15, 2006 г.