Работа сделана на материале романа Терезы Эджертон «Ожерелье королевы».
Введение 3
Глава 1. Литературоведческий контекст изучаемой темы 5
1.1 Определение жанра «приключенческий роман» 5
1.2 Характерные признаки приключенческого романа 7
Глава 2. Жанровая специфика романа Т. Эджертон «Ожерелье королевы» 12
2.1 Отличительные характеристики романа Т. Эджертон «Ожерелье королевы» 12
2.2 Система образов в романе Т. Эджертон 14
Заключение 19
Библиография 20
В начале третьего тысячелетия в гуманитарном знании отмечается усиление тенденций к антропоцентризму, внимания к сложным явлениям человеческой психики, философской и эстетической мировоззренческой парадигмы, системе аксиологических модусов, что приводит к росту интереса к проблемам идиостиля отдельных писателей, жанровым (в понимании М. М. Бахтина) особенностям различных видов текстов.
Особенно привлекательным с лингвистической, культурной, литературоведческой, философской, эстетической точек зрения представляется изучение больших прозаических форм, к которым может быть отнесен приключенческий роман. Приключенческие романы появились в середине XIX ст., отражая стремление бежать от повседневности, потребность в новых, острых впечатлениях. Начиная с периода своего появления приключенческие романы не утрачивают своей популярности, выступая одним из наиболее распространённых развлекательных жанров литературы, привлекая многочисленных читателей.
В то же время, несмотря на высокую популярность приключенческого романа среди читателей, в рамках научного сообщества приключенческие романы длительное время оставались на периферии внимания. Особенности сюжетной линии, стилистическое своеобразие приключенческой литературы в целом и романа в частности остаются изученными фрагментарно. Между тем, изучение своеобразия жанра приключенческого романа в литературе позволит лучше понять особенности моделирования указанного текста, причины его высокой популярности, идейный замысел автора. Соответственно, возникает противоречие, обусловленное необходимостью детального исследования жанрового своеобразия приключенческого романа, с одной стороны, и недостаточной изученностью литературных приемов указанного типа текста, с другой. Разрешение указанного противоречия обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Новизна данной работы состоит в малоизученности традиции приключенческого романа в современной литературе, что требует подробного рассмотрения на конкретных примерах. Также, творчество Терезы Эджертон и ее произведения «Ожерелье королевы» не были достаточно исследованы научным сообществом, что ровно обуславливает наш интерес к выбранной теме.
Цель исследования: изучить жанровое своеобразие приключенческого романа (на материале романа Терезы Эджертон «Ожерелье королевы»).
Достижение поставленной цели предполагается решением следующих задач:
1. Изучить современные научные подходы к пониманию приключенческого романа;
2. Изучить историю становления приключенческого романа и его отличительные жанроворелевантные характеристики.
3. Проанализировать сюжет и систему образов романа Т. Эджертон.
4. Выявить особенности трансформаций традиционного жанра приключенческого романа в современной литературе под влиянием постмодернистской этики.
Объектом исследования является современная американская литература.
Предметом исследования являются трансформации традиционного приключенческого романа в современном англоязычном романе.
Материалом исследования является роман Терезы Эджертон «Ожерелье королевы».
В данной работе применен культурно-исторический метод исследования.
Проведённое исследование было посвящено изучению и рассмотрению различных аспектов темы традиций приключенческого романа в произведении Т. Эджертон «Ожерелье королевы». Анализ и рассмотрение данной проблематики позволили нам выявить важные концепции, связанные с определением жанра «приключенческий роман», внесли определяющую ясность в терминологические особенности исследуемой литературы , а также выявить влияние традиционного приключенческого романа на произведения современной английской писательницы.
В первой главе было изучено определение жанра «приключенческий роман» и рассмотрены особенности литературы плаща и шпаги в историческом контексте, с точки зрения терминологии, а также выявлены жанроворелевантные характеристики приключенческого романа. Это позволило нам вывести ключевые характеристики рассматриваемого жанра и создать теоретическую базу для последующего анализа.
В практической части работы были проанализированы выявленные жанроворелевантные характеристики приключенческого романа и особенности их репрезентации в произведении Т. Эджертон. Полученные результаты позволяют сделать вывод о синтезе традиционного и новаторского в произведении, о наличии влияния традиций приключенческого романа и внесении своего, авторского в процессы создания пространственно-временных категорий произведения и создания системы персонажей.
В заключение, данная курсовая работа позволила нам провести обширное исследование темы традиций приключенческого романа в произведении. Всё это в совокупности позволяет нам сделать вывод о значимости выбранной темы для литературного сообщества, с точки зрения отслеживания цикличного влияния литературных традиций на творчество писателей.
Перспективами данного исследования может стать дальнейший анализ произведений сходной тематики и проблематики.
1. Эджертон Т. Ожерелье королевы: Фантаст: [роман] / Т. Эджертон; Пер. с англ. П. Щербатюк. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 478 с.
Научно-критическая литература
2. Базылова, Б. К. Казахский исторический роман XX века/ Б. К. Базылова: монография. - Алматы, 2016. - 179 с.
3. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 234-407.
4. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи/ М. М. Бахтин. — М., 1986. — 543 с.
5. Долинин, А.С. История, одетая в роман: Вальтер Скотт и его читатели/ А. С. Долинин. — М.: Книга, 1988. — 297 с.
6. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. - М.: Наука, 1966. - 476 с.
7. Жачемукова Б.М. Художественная специфика жанра исторического романа/ Б. М. Жачемукова, Ф. Б. Бешукова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. — 2011. — № 1. — С. 11 – 17.
8. Казачкова, А. В. Специфика интерпретации жанра приключенческого романа в «Соколе и ласточке» Бориса Акунина/ А. В. Казачкова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. № 1. С. 266 269.
9. Козьмина Е. Ю. Проблема типологии географического романа приключений// Вестник Костромского государственного университета. – 2016. - № 4. – С. 85 – 89.
10. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой / Дж. Кэмпбелл – СПб: Питер, 2021. – 352 с.
11. Ляпина, С. М. Русский исторический роман XIX века в контексте культурного сознания/ С. М. Ляпина // История: факты и символы. 2015. № 4. С. 73 – 99. – С. 74 – 75.
12. Малкина, В. Я. Поэтика исторического романа: Проблема инварианта и типология жанра; на материале русской литературы XIX - начала XX века: дисс. ... канд. филол. наук/ В. Я. Малкина. — Москва, 2001. — 216 с.
13. Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 1. /В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман М.: Академия, 2004, 513 с.
14. Кулакова О.К. Интертекстуальность в аспекте жанрообразования: на материале жанра фэнтези / О. К. Кулакова, Дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2011.
15. Афанасьева, Е. (2009) Жанр фэнтези: проблема классификации // Фантастика и технологии (памяти Станислава Лема) / сб. материалов Международной научной конференции 29-31 марта 2007 г. Самара : Изд. дом «Раритет». 251 с. С. 86-93.
16. Lukacs, G. The Historical Novel/ G. Lukacs. — Harmondsworth: Pinguin Books Ltd,1969. — 235 p.
Справочная литература
17. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. - Москва : Просвещение, 1974. - 509 с.
Электронные источники
18. Funke C. Tintenherz/ C. Funke. URL: https://bookscafe.net/read/funke_cornelia-tintenherz-249638.html#p1 (дата обращения 16.05.2024). – Текст. Изображение : электронные.