Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия использования народной сказки как средства нравственного воспитания дошкольников

Работа №17340

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы42.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
913
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы использование народной сказки в нравственном воспитании дошкольников
1.1. Нравственное воспитание как направление дошкольной педагогики
1.2. Особенности развития и воспитания нравственной сферы в дошкольном возрасте
1.3. Роль волшебной сказки в нравственном воспитании дошкольников
Глава 2. Изучение педагогических условий использования народной сказки в нравственном воспитании дошкольников
2.1. Результат констатирующего эксперимента по изучению нравственной сферы старших дошкольников
2.2. Условия использования сказки в нравственном развитии
Заключение
Методические рекомендации
Список литературы
Словарь
Приложения



Нравственное воспитание - это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека, целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения.
В основе лежат всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно-значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно усложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования: использование народной сказки как средства нравственного воспитания дошкольников.
Предмет: педагогические условия использования народной сказки как средства нравственного воспитания дошкольников.
Цель: выявить педагогические условия использования народной сказки как средства нравственного воспитания дошкольников.
Гипотеза исследования: использование народных сказок как средства нравственного воспитания дошкольников будет эффективно, если:
-осуществлены кадровые, методические и материальные составляющие обеспечения процесса нравственного воспитания дошкольников;
-определены содержание, формы и методы работы с народной сказкой в соответствии с особенностями формирования нравственных качеств личности старших дошкольников;
-обеспечена преемственность в нравственном воспитании дошкольников, организуемом дошкольной образовательной организацией и семьей.
Задачи:
1) изучить нравственное воспитание как направления дошкольной педагогике
2) рассмотреть особенности развития и воспитания нравственной сферы в дошкольном возрасте;
3) рассмотреть роль волшебной сказки в нравственном воспитании дошколь¬ников;
4) провести эмпирическое изучение педагогических условий использования народной сказки в нравственном воспитании дошкольников.
Для решения поставленных задач нами были применены следующие методы исследования:
теоретические - анализ и систематизация научно-теоретической литературы по рассматриваемой проблеме, обобщение передового педагогического опыта, исследование народных сказок с целью выявления их влияния на нравственное воспитание дошкольников.
эмпирические - методы сравнительного анализа, опросники (анкетирование), педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, изучение документации, педагогический эксперимент,
математические – количественный и качественный анализ полученных результатов и др.
Экспериментальная база исследования:
ГБОУ СОШ № 587, дошкольное отделение № 1, ЗАО, г. Москвы.
В ходе эксперимента участвовали воспитанники подготовительной группы, в количестве 32 человека.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование доказало возможность эффективного использования народных сказок в нравственном воспитании дошкольников старшего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Причины, вызвавшие необходимость проведения данного исследования определили проблему исследования, которая формулировалась следующим образом: каковы педагогические условия эффективного использования народных сказок как средства нравственного воспитания дошкольников старшего возраста в дошкольной образовательной организации?
В ходе разработки аппарата исследования, были определены: объект исследования, как образовательный процесс в дошкольной образовательной организации и предмет исследования, как процесс нравственного воспитания старших дошкольников с использованием народных сказок.
Были выявлены теоретические основы использования народных сказок в нравственном воспитании дошкольников в теории отечественного образования.
Существенное влияние оказывает использование народных сказок в воспитании детей, в таком процессе с малых лет и до достижения дошкольников старшего возраста формируются нравственные представления о правильном поведении и соблюдения моральных норм. А также вырабатываются навыки и привычки поведения. Важной задачей развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно – исторического опыта, создаваемого многими поколениями.
Мы уточнили содержанием сказки, в которой показывается жизнь человека со всеми заботами и проблемами, вечной борьбой добра и зла. Где затрагиваются вопросы соотношения личного и общественного.
Были определены критерии и характеристики оценки степени сформированности нравственной воспитанности старших дошкольников. Основными показателями сформированости выделенного нами нравственных качеств (вежливость, бережливость, трудолюбие, доброжелательность, справедливость, щедрость, скромность) были: наличие у дошкольников преставлений о моральном качестве, осознание значимости и важности этого качества в жизни человека и общества, проявление его в поступках, способность замечать его в других детях.
Анализ поведения детей и результаты их ответов дают основание полагать, что у дошкольников накопился необходимый опыт позволяющий, применять сформированные нравственные качества в повседневной жизни. Уровни воспитанности начинали становиться для детей личностно значимыми.
В ходе проведённого исследования в теоретической части были выявлены общие педагогические условия использования сказки. К ним были отнесены:
-наличие научно обоснованной программы нравственного воспитания дошкольников средствами народных сказок и ее внедрение в деятельность дошкольных образовательных организаций;
-использование приемов и методов работы с народной сказкой, организующих деятельность дошкольников старшего возраста;
-возбуждение и поддержка интереса детей к народным сказкам;
-увеличение образовательной деятельности, самостоятельных творческих заданий;
-создание в процессе работы со сказками доброжелательной атмосферы и ситуации успеха;
-установление доверительных отношений педагога с детьми; лич-ностно-ориентированного общения;
Данное исследование не претендует на окончательное решение проблемы нравственного воспитания дошкольников средствами народной сказки. Наиболее интересным и перспективным представляется подход к совершенствованию и формированию нравственной воспитанности у дошкольников старшего возраста.




1. Азаматова О.В. Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка» [Электрон- ный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/06/programma-po-formirovaniyu-psikhologicheskogo-zdorovya-doshkolnikov-s (дата обращения: 30.02.2018).
2. Безруких М.М. Сказка как источник развития творчества детей. – М.: Владос, 2017. – 234 с.
3. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – Новосибирск, 2016. – 48 с.
4. Галяутдинова Ф.Ф. НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(50). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(50).pdf (дата обращения: 15.03.2018)
5. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. – М., 2013. – 86 с.
6. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. – М.: Линка-Пресс, 2016. – 127 с.
7. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком - дошкольником литературного произведения: избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2013. - 66 с.
8. Использование сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дипломная работа. - [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=651671#1 (дата обращения 06.02.2018).
9. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в современном мире: учебное пособие для студентов. — М.: Изд-во Библиополис, 2017.— 98 с.
10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещение, 2018. – 29 с. – (Стандарты второго поколения).
11. Короткова Л.Д. Сказка – для светлого ума закваска: Метод.реком. для педагогической и психокоррекционной работы. – М., 2011. – 124 с.
12. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 4. Максутова А.А. Из опыта исследования гендерных особенностей нравственных представлений старших дошкольников // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – Т. 7. – Вып. 3.
13. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – Казань: КГУ, 2018. – 40 с.
14. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи / Е.Н. Волкова, О.В. Суворова, Н.И. Дунаева, Л.А. Бирюкова, А.В. Гришина, М.А. Пыжьянова, Е.А. Косых, Л.Н. Кузьминых, А.Б. Потапова /Мининский университет. – Нижний Новгород, 2012. – 134 с.
15. Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. – М.: Линка-Пресс, 2018. – 237 с.
16. Рыжова Н.А. Коллекция увлечений. – М.: Линка-Пресс, 2015. – 345 с.
17. Селиванов В.В. Онтогенез психического как развитие субъекта // Личность и бытие: субъектный подход. Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения чл.-корр. РАН А.В. Брушлинского, 15–16 октября 2008 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, З.И. Рябикина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – 608 с. – С.73-76.
18. Сидорова А.Н. Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2017. – 215 с.
19. Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-104220.html (дата обращения 06.02.2018).
20. Слинкова Ю.В. Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников // Дипломная работа. – 29.10.2012. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b3bd68a5c53b88421306d26_... (дата обращения 06.02.2018).
21. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 416 с.
22. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 5–13.
23. Соломина Л.Ю. Развитие категориальной структуры нравственного сознания дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 2015. – 23 с.
24. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография / О.В. Суворова. – Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. – 330 с.
25. Суворова О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: автореферат дис. … д-ра психол. наук / Нижегородский гос. пед. ун-т. – Нижний Новгород, 2012. – 32 с.
26. Суворова О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07 / Нижегородский гос. пед. ун-т. – Нижний Новгород, 2012. – 243 с.
27. Суворова О.В. Семейная среда как фактор развития субъектности старшего дошкольника: теоретико-концептуальные аспекты. Монография / О.В. Суворова; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высшего проф. образования «Нижегородский гос. пед. ун-т». – Нижний Новгород, 2014. – 230 с.
28. Суворова О.В. Структура субъектности в раннем онтогенезе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико- биологические науки. – 2017. – Т. 13. – № 2-6. – С. 1416-1421.
29. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 2016. – 137 с.
30. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2018. – 672 с.
31. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 2013. – 145 с.
32. Филонова К. В. Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки [Электронный ресурс] / К. В. Филонова // Модернизация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/115523/discussion_platform (дата обращения: 14.03.2018).
33. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 2000. – 318 с.
34. Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М., 2016. – 248 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ