Формирование у младших школьников умения работать с информацией на основе кейс-технологии при изучении частей речи
|
Введение 3
§ 1. Сущность понятия «информационная грамотность» в начальной школе 6
§2. Классификация информационных умений 7
§ 3. Диагностика уровня сформированности информационных умений у младших школьников 10
§ 4. Психолого-педагогические условия формирования информационных умений 16
§ 5. Анализ заданий, представленных в учебниках по русскому языку в аспекте их направленности на формирование информационных
умений 18
§ 6. Методика формирования информационных умений в начальной школе на основе кейс-технологии 21
6.1 Теоретические основы кейс-технологии 21
6.2 Морфология как предмет изучения в начальной школе и как предмет 26
реализации кейс-технологии
6.3 Проектирование учебных кейсов по изучению морфологии и описание
их структуры 28
6.4 Характеристика организации учебного процесса с использованием
кейс-технологии 39
§ 7. Проверка эффективности методики использования
кейс-технологии на уроках русского языка при изучении морфологии 47
Заключение 54
Список литературы 56
§ 1. Сущность понятия «информационная грамотность» в начальной школе 6
§2. Классификация информационных умений 7
§ 3. Диагностика уровня сформированности информационных умений у младших школьников 10
§ 4. Психолого-педагогические условия формирования информационных умений 16
§ 5. Анализ заданий, представленных в учебниках по русскому языку в аспекте их направленности на формирование информационных
умений 18
§ 6. Методика формирования информационных умений в начальной школе на основе кейс-технологии 21
6.1 Теоретические основы кейс-технологии 21
6.2 Морфология как предмет изучения в начальной школе и как предмет 26
реализации кейс-технологии
6.3 Проектирование учебных кейсов по изучению морфологии и описание
их структуры 28
6.4 Характеристика организации учебного процесса с использованием
кейс-технологии 39
§ 7. Проверка эффективности методики использования
кейс-технологии на уроках русского языка при изучении морфологии 47
Заключение 54
Список литературы 56
С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), принципиально меняются ориентиры школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Теперь перед современным учителем стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Такой подход позволяет учителю уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открывать для себя новые знания [32].
Это возможно только благодаря использованию самостоятельного поиска, в процессе которого приобретается опыт целеполагания, достижения поставленной цели, развития коммуникативных способностей, самоконтроля и самооценки. Всё это диктует необходимость формирования у детей умения по работе с информацией, которое является одним из основных результатов начального образования [19].
Известно, что для младших школьников характерно несформированность познавательных интересов, отсутствие избирательного подхода к информации. Поэтому, перед учителем начальной школы стоит задача - научить ученика применять информацию во благо себе и обществу, ориентироваться в условиях информационной среды. Для этого школа должна формировать особый тип грамотности - информационную, которая является составной частью информационной культуры личности.
В настоящее время на государственном уровне уже сделаны значительные шаги по разработке условий, способствующих овладению младшими школьниками информационными умениями. О необходимости их формирования заявлено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), создана специальная междисциплинарная программа «Информационная грамотность в начальной школе», выделены умения, которыми должны овладеть младшие школьники по окончанию начального этапа общего образования [32].
Важная роль в обучении информационной культуре, по нашему мнению, принадлежит урокам русского языка. На этих уроках ребенок овладевает навыками поиска информации, её обработки, анализа, распространения и применения. Однако имеющийся педагогический опыт охватывает лишь часть умений информационной культуры. В настоящее время ощущается недостаток в методических рекомендациях и дидактическом материале по работе над информационной культуры по русскому языку. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод об актуальности темы данной работы.
Объектом исследования работы является процесс формирования информационных умений у младших школьников.
Предметом исследования выступает кейс-технология, способствующая формированию у младших школьников умения работать с информацией по русскому языку на материале морфологии.
Цель работы - систематизировать теоретические основы кейс-метода и разработать методику его применения для формирования информационных умений на основе изучения морфологии.
Сформулированная цель исследования определила его задачи:
1. На основе имеющихся теоретических источников раскрыть
сущность понятия «информационная грамотность» в начальной школе;
2. Проанализировать работу «Планируемые результаты начального общего образования» и выделить основные виды информационных умений;
3. Провести диагностику уровня сформированности информационных умений у младших школьников;
4. Изучить психолого-педагогическую литературу и выделить необходимые условия формирования информационных умений;
5. Проанализировать задания, представленные в учебниках по русскому языку в аспекте их направленности на формирование информационных умений;
6. Изучить теоретические основы кейс-технологии;
7. Рассмотреть морфологию как предмет изучения в начальной школе и как предмет реализации кейс-технологии;
8. Спроектировать учебные кейсы по изучению морфологии и описать их структуру;
9. Охарактеризовать организацию учебного процесса с использованием кейс-технологии;
10. Проверить эффективность методики использования кейс- технологии при изучении морфологии на уроках русского языка при изучении морфологии.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение, практические задания, изучение продуктов деятельности младших школьников.
Это возможно только благодаря использованию самостоятельного поиска, в процессе которого приобретается опыт целеполагания, достижения поставленной цели, развития коммуникативных способностей, самоконтроля и самооценки. Всё это диктует необходимость формирования у детей умения по работе с информацией, которое является одним из основных результатов начального образования [19].
Известно, что для младших школьников характерно несформированность познавательных интересов, отсутствие избирательного подхода к информации. Поэтому, перед учителем начальной школы стоит задача - научить ученика применять информацию во благо себе и обществу, ориентироваться в условиях информационной среды. Для этого школа должна формировать особый тип грамотности - информационную, которая является составной частью информационной культуры личности.
В настоящее время на государственном уровне уже сделаны значительные шаги по разработке условий, способствующих овладению младшими школьниками информационными умениями. О необходимости их формирования заявлено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), создана специальная междисциплинарная программа «Информационная грамотность в начальной школе», выделены умения, которыми должны овладеть младшие школьники по окончанию начального этапа общего образования [32].
Важная роль в обучении информационной культуре, по нашему мнению, принадлежит урокам русского языка. На этих уроках ребенок овладевает навыками поиска информации, её обработки, анализа, распространения и применения. Однако имеющийся педагогический опыт охватывает лишь часть умений информационной культуры. В настоящее время ощущается недостаток в методических рекомендациях и дидактическом материале по работе над информационной культуры по русскому языку. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод об актуальности темы данной работы.
Объектом исследования работы является процесс формирования информационных умений у младших школьников.
Предметом исследования выступает кейс-технология, способствующая формированию у младших школьников умения работать с информацией по русскому языку на материале морфологии.
Цель работы - систематизировать теоретические основы кейс-метода и разработать методику его применения для формирования информационных умений на основе изучения морфологии.
Сформулированная цель исследования определила его задачи:
1. На основе имеющихся теоретических источников раскрыть
сущность понятия «информационная грамотность» в начальной школе;
2. Проанализировать работу «Планируемые результаты начального общего образования» и выделить основные виды информационных умений;
3. Провести диагностику уровня сформированности информационных умений у младших школьников;
4. Изучить психолого-педагогическую литературу и выделить необходимые условия формирования информационных умений;
5. Проанализировать задания, представленные в учебниках по русскому языку в аспекте их направленности на формирование информационных умений;
6. Изучить теоретические основы кейс-технологии;
7. Рассмотреть морфологию как предмет изучения в начальной школе и как предмет реализации кейс-технологии;
8. Спроектировать учебные кейсы по изучению морфологии и описать их структуру;
9. Охарактеризовать организацию учебного процесса с использованием кейс-технологии;
10. Проверить эффективность методики использования кейс- технологии при изучении морфологии на уроках русского языка при изучении морфологии.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение, практические задания, изучение продуктов деятельности младших школьников.
В ходе выполнения данной работы нами были решены все поставленные задачи и получены следующие результаты.
Определены ключевые понятия данной темы: дана характеристика понятию информационные умения, уточнен их состав. В работе выделен круг информационных умений, которые могут формироваться при изучении русского языка с использованием кейс-технологии.
В ходе выполнения работы проведена диагностика уровня сформированности информационных умений у учащихся 3 класса. Сделаны выводы о том, что не все умения сформированы у исследуемых учащихся. На основе проведенной диагностики определены основные направления работы над информационными умениями у младших школьников.
В работе выявлены психоло-педагогические условия формирования информационных умений и проанализированы задания учебников по русскому языку на соответствие этим условиям. Сделаны выводы о том, что в анализируемых учебниках, хотя и имеются нужные задания, но они не формируют всей группы умений.
В работе обоснованы возможности кейс-метода для формирования информационных умений на уроках русского языка. Сделаны выводы об их развивающем потенциале и необходимости адаптации. В ходе анализа установлено, что предлагаемая методика может выступать как методические средства организации образовательного процесса и как опорные средства при выполнении информационной деятельности самих учащихся.
Результатом выполнения нашей работы стало определение учебного предмета для реализации кейс-технологии, проектирование кейсов по морфологии, создание обобщённой модели структуры учебного кейса, определение этапов работы по проведению занятий с использованием данных кейсов. Предлагаемая методика прошла апробацию и показала свою эффективность в формировании информационных умений на уроках русского языка.
Результаты нашей работы могут быть использованы учителями и студентами в образовательной практике. Перспективными в этом направлении следует считать совершенствование диагностических заданий по выявлению уровня сформированности информационных умений у младших школьников, а также дальнейшая разработка заданий и дидактических средств для формирования информационных умений на основе кейс-технологии.
Определены ключевые понятия данной темы: дана характеристика понятию информационные умения, уточнен их состав. В работе выделен круг информационных умений, которые могут формироваться при изучении русского языка с использованием кейс-технологии.
В ходе выполнения работы проведена диагностика уровня сформированности информационных умений у учащихся 3 класса. Сделаны выводы о том, что не все умения сформированы у исследуемых учащихся. На основе проведенной диагностики определены основные направления работы над информационными умениями у младших школьников.
В работе выявлены психоло-педагогические условия формирования информационных умений и проанализированы задания учебников по русскому языку на соответствие этим условиям. Сделаны выводы о том, что в анализируемых учебниках, хотя и имеются нужные задания, но они не формируют всей группы умений.
В работе обоснованы возможности кейс-метода для формирования информационных умений на уроках русского языка. Сделаны выводы об их развивающем потенциале и необходимости адаптации. В ходе анализа установлено, что предлагаемая методика может выступать как методические средства организации образовательного процесса и как опорные средства при выполнении информационной деятельности самих учащихся.
Результатом выполнения нашей работы стало определение учебного предмета для реализации кейс-технологии, проектирование кейсов по морфологии, создание обобщённой модели структуры учебного кейса, определение этапов работы по проведению занятий с использованием данных кейсов. Предлагаемая методика прошла апробацию и показала свою эффективность в формировании информационных умений на уроках русского языка.
Результаты нашей работы могут быть использованы учителями и студентами в образовательной практике. Перспективными в этом направлении следует считать совершенствование диагностических заданий по выявлению уровня сформированности информационных умений у младших школьников, а также дальнейшая разработка заданий и дидактических средств для формирования информационных умений на основе кейс-технологии.
Подобные работы
- КЕЙСОВЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ
РЕЧИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Формирование познавательных УУД при изучении лексики в 5 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Современные технологии обучения грамматике английского языка в общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Формирование семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях
Магистерская диссертация, дефектология логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ЭЛЕКТИВНОМ СПЕЦКУРСЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000





