Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоционально-экспрессивная лексика как средство оценки в разговорной речи молодежи

Работа №173291

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы49
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теория вопроса 7
1. 1. Понятие о лексике и ее стилистическом расслоении в современном русском языке 7
1. 2. Эмоционально-экспрессивная лексика в современном русском языке...11
1. 3. Лексические особенности разговорной речи 15
1.4.Эмоционально-экспрессивная лексика в разговорной речи 18
Выводы 25
2. Эмоционально-экспрессивная лексика как средство оценки
в разговорной речи современной молодежи 28
2.1. Модальность как понятийная категория. Типы модальных значений.. ..28
2.2. Эмоционально-экспрессивная лексика в речи современной молодежи..30
2.3.. Частеречная принадлежность слов эмоционально-экспрессивной окраски 33
2.4.Эмоционально-экспрессивная лексика, используемая
в качестве положительной оценки в речи молодежи 35
2.5. Эмоционально-экспрессивная лексика, используемая
в качестве отрицательной оценки в речи молодежи 36
Выводы 40
Заключение 44
Список использованной литературы 50


Изучению лексики всегда уделялось значительное внимание, поскольку
лексика – главное богатство языка, его тезаурус, сокровищница.
Эмоционально-экспрессивная лексика также находится постоянно в центре
изучения лексических пластов языка. Анализ модальности как языковой
категории позволил определить средства объективной и субъективной
модальности.
Субъективная модальность в языке выражается эмоциональноэкспрессивными средствами, которые дают оценку (положи тельную или
отрицательную) тому или иному предмету, действию, явлению реальной
действительности.
Оценка дается субъектом и исследуется в субъективной модальности,
т.к. понятия «хорошо» и «плохо» определяются человеком. Эмоциональноэкспрессивная лексика в речи современной молодежи не только отличается
экспрессивностью, но и почти всегда содержит оценочное отношение к
тому, о чем говорится в высказывании.
Несмотря на то, что эмоционально-экспрессивная лексика исследовалась
достаточно хорошо, ее функционирование в разговорной речи с позиций
оценочности освещения еще не получило, хотя анализ такой лексики с
позиции оценки заслуживает внимания.
Поэтому настоящая работа отличается определенной новизной и
актуальностью, поскольку оценка в речи современной молодежи находится
в системе ценностей человека.
Объект исследования – высказывания с эмоционально-экспрессивной
лексикой, в которой дана оценка по отношению к тем или иным предметам
или явлениям, важным для говорящих...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Лексикология изучает историю происхождения слов, их толкование в
различных словарях, стилистическое расслоение, эмоциональноэкспрессивные значения. Анализируется лексика, обслуживающая различные
функциональные стили, эмоционально-экспрессивные стили. Выделяются и
классифицируются слова книжных стилей и разговорного, различные
эмоционально-экспрессивные языковые единицы. В словарях экспрессивно
окрашенные слова имеют различные пометы: высокое, книжное,
терминологическое и ироническое, шутливое, пренебрежительное,
презрительное, бранное и др.
Слова, имеющие первые пометы, используются с положительной
коннотацией, имеющие вторые пометы – с отрицательной.
Особенность эмоционально-оценочной лексики в том, что эмоциональная
окраска «накладывается» на лексическое значение слова, но не сводится к
нему. Дополнительное, коннотативное значение слова осложняет
денотативное (основное) значение.
Выделяют три группы эмоциональной лексики: 1) слова с ярким
оценочным значением: воодушевить, разгильдяй; 2) нейтральные слова,
используемые в переносном (метафорическом) значении: тряпка, ворона (о
человеке); 3) слова с суффиксами субъективной оценки: дочурка, сынишка,
жарища.
Эмоционально-экспрессивная окраска передается и лексическими
синонимами, среди которых выделяются высокие, стилистически
нейтральные, сниженные.
Лексика разговорной речи имеет свои особенности, отличающие ее от
лексики кодифицированного литературного языка. К таким особенностям
относят...


1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. – М.:
Просвещение, 1990. – 300 с.
2. Арутюнова Н.Д. Дискурс//Лингвистический энциклопедический словарь.
М.: Советск. энциклопедия, 1990. – С. 136 – 137; с. 101-103.
3. Болотнова Н.С., Болотнов А.В. Современный русский язык: Лексикология.
Фразеология. Лексикография. – М.: Флинта, 2009. – 224 с.
4. Будагов Р.А. Язык, история и современность. М., 1971. - 500 с.
5. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие/ 13-е изд.
– М.: Феникс, 2013. – 381 с.
6. Вестник Воронежского Государственного Университета. Серия:
Лингвистика и межкультурная коммуникация” №4. – Воронеж, 2016
7. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) /Под. ред.
Г. А. Золотовой. — 4-е изд. — М.: Рус. яз., 2001
8. Винокур Г.О. Избранные труды по языкознанию и культуре речи. – М.:
ЛКИ, 2010. – 232 с.
9. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. –
М.: Либроком, 2009. – 178 с.
10. Винокур Т.Г. О содержании некоторых стилистических понятий. – В сб.:
Стилистические исследования. М.: Либроком, 2009. – 109 с.
11. Винокур Т.Г. Об изучении функциональных стилей русского языка. – В
кн.: Развитие функциональных стилей современного русского языка. М.,
« Наука », 1968
12. Грамматика / Н. Ю. Шведова (гл. ред.). — М.: Наука, 1980. – 710 с.
13. Земская Е. А. «Особенности русской разговорной речи и структура
коммуникативного акта» // Славянское языкознание. М., 2000. – 208 с.
51
14. Земская Е.А. Русская разговорная речь. Четвертое издание,
переработанное и дополненное. – М.: Флинта, Наука, 2011. – 240 с.
15. Ильинская И. С., Сидоров В.Н. Вопросы культуры речи. М., 1955. Вып. 1... 53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ