Введение 3
1 Географическое положение, климатические и геологические условия
исследуемых территорий 5
1.1 Общая характеристика Мурманской области 5
1.2 Общая характеристика Хабаровского края 12
1.3 Общая характеристика Свердловской области 18
2 Анализ и оценка деятельности отраслей природопользования исследованных
территорий 26
2.1 Характеристика предприятий, источники и оценка ЗВ Мурманской
области 26
2.2 Характеристика предприятий, источники и оценка ЗВ Хабаровского
края 35
2.3 Характеристика предприятий, источники и оценка ЗВ Свердловской
области 42
3 Сравнительный анализ взаимосвязи деятельности от и стационарных
передвижных источников исследуемых территорий 51
Заключение 56
Список использованной литературы 59
В соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха», атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных компонентов окружающей природной среды, благоприятное состояние которого составляет естественную основу устойчивого социально-экономического развития страны. Он выполняет биологические, производственные, транспортные и иные функции. Загрязненный воздух отрицательно влияет на капитальные сооружения, конструкции и металлоизделия, приводит к снижению качества продукции, воздействует на погоду и климат. Между тем загрязнение воздушной среды в нашей стране различными газообразными и пылеобразными веществами достигло угрожающих, крайне опасных размеров. Происходит также уменьшение удельного веса кислорода в воздухе вследствие его бесконтрольного сжигания, что чревато серьезными последствиями.
Наибольшую роль в этом играет правовая охрана атмосферного воздуха, выражающаяся, во-первых, в установлении государством и его специально уполномоченными органами строго обязательных для всех физических и юридических лиц норм и правил, т.е., принятие и издание соответствующих нормативных актов различной юридической силы, направленных на охрану атмосферного воздуха; во-вторых, в осуществлении постоянного активного государственного контроля (надзора) за соблюдением должностными лицами, гражданами и юридическим лицами, независимо от форм собственности, подчиненности и подведомственности, этих норм и правил; в-третьих, в применении компетентными государственными органами соответствующих санкций как к физическим, так и к юридическим лицам, не соблюдающим экологические нормы и правила, т.е. нарушающим законодательство об охране атмосферного воздуха...
Определение величины выброса от передвижных источников возможно с довольно значительной погрешностью. Строго говоря, определение величины выброса от автомобильной магистрали представляет собой отдельную многофакторную задачу, в конечном счете, определяющую точность последующего моделирования рассеяния.
Максимальные выбросы вредных веществ отмечаются в режиме холостого хода, немного меньше при торможении и разгоне, а в процессе равномерного движения они в 5-10 раз меньше. На перекрестках загрязнение выше, т.к. при движении автомобиля происходит быстрое рассеивание струи отработавших газов, а при работающем двигателе стоящего автомобиля процесс разбавления воздухом и рассеивание вредных веществ происходит при менее благоприятных условиях.
По данным наблюдений среднегодовая концентрация вредных веществ зависит от сезонов года, влияния воздушного переноса на территориях исследования, играет роль численность населения и количество автомобильного транспорта.
Была проведена сравнительная оценка выбросов от передвижных и стационарных источников в таких регионах как: Мурманская область, Свердловская область и Хабаровский край.
Выявлены такие закономерности, как преобладание выбросов от стационарных источников в отношении всех 3 территорий исследования, если рассматривать изменения по каждому году в отдельности, по отношению к передвижным видам. И такая же градация прослеживается при сравнении суммы каждого веществ по всем 5 годам. Однако, если взять в сравнение количество всех веществ за 5 лет и суммировать, результат получится противоположный, то есть будет преобладать количество стационарных над передвижными в Свердловской области и Хабаровском крае, а вот ситуации в Мурманской области будет всё также с преобладанием передвижных против стационарных, как в первом случае. Что может быть связано с увеличением цехов в Свердловской области и стабильной налаженной системой к внутреннему рынку в Хабаровском крае...