Совершенствование системы управления товарными запасами как фактор повышения экономической эффективности деятельности предприятия оптовой торговли (на примере Фирма «Марс-Маркет» ООО)
Введение 3
Глава 1 Теоретические и методические аспекты управления товарными запасами как фактора повышения экономической эффективности деятельности предприятия оптовой торговли 5
1.1 Понятие, экономическая сущность и виды товарных запасов
предприятия 5
1.2 Методические подходы к формированию системы управления
товарными запасами предприятия 7
1.3 Особенности планирования и управления товарными запасами
предприятия оптовой торговли 11
Глава 2 Анализ и оценка экономической эффективности деятельности
Фирма «Марс-Маркет» ООО в контексте управления товарными запасами 18
2.1 Общая характеристика исследуемого предприятия и анализ основных
экономических показателей деятельности 18
2.2 Оценка эффективности системы управления товарными запасами
предприятия 30
Глава 3 Определение путей совершенствования системы управления товарными запасами Фирма «Марс-Маркет» ООО 44
3.1 Предложения по совершенствованию системы управления товарными
запасами «Фирма «Марс-Маркет» ООО 44
3.2 Оценка экономического эффекта от предложенных мероприятий 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Сердцевиной деятельности любого предприятия является товар - сложное социально-экономическое понятие рыночной экономики. Коммерческий успех предприятия определяется в первую очередь наличием современного, высококачественного, выгодного для потребителя това ра, решения по которому являются главенствующими в рамках общей маркетинговой стратегии. Это связано с тем, что товар - эффективное средство воздействия на рынок, главная забота предприятия и источник получения прибыли. Кроме того, он представляет собой центральный элемент комплекса маркетинга. Цена, сбыт, коммуникации основываются на особенностях товара.
Актуальность темы выпускной квалифицированной работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики предприятию торговли необходимо эффективно управлять товарными запасами во избежание излишков или недостатков товаров, а также потери части прибыли.
Объектом исследования данной выпускной квалифицированной работы является предприятие «Фирма «Марс-Маркет» ООО, занимающееся оптовой продажей продуктов питания, бытовой химии и прочих потребительских товаров. Предметом исследования является система управления товарными запасами данного предприятия .
Целью выпускной квалифицированной работы является разработка предложений по совершенствованию системы управл ения товарными запасами предприятия «Фирма «Марс-Маркет» ООО в целях повышения экономической эффективности деятельности предприятия.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты управления товарными запасами предприятия оптовой торговли ;
- выявить особенности планирования и управления товарными запасами предприятия оптовой торговли ;
- дать общую организационно -экономическую характеристику исследуемого предприятия;
- провести анализ и дать оценку эффективности системы закупочной деятельности предприятия «Фирма «Марс-Маркет» ООО в контексте ее влияния на величину и состав товарных запасов фирмы ;
- разработать и экономически обосновать основные направления совершенствования системы управления товарными запасами предприятия «Фирма «Марс-Маркет» ООО в целях повышения экономической эффективности деятельности предприятия...
В зарубежной логистической науке и прак тике также нет единого подхода к терминологии закупочной логистики. В частности, Д. Дж. Бауэрсокс и Д. Дж. Клосс указывают: снабжение включает закупки и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов и/или готовых продуктов от поставщика на производственные или сборочные предприятия, склады промышленных и торговых предприятий или в розничные магазины. Процесс приобретения материальных ресурсов (товаров) в производственной деятельности обычно называют закупками, в государственном секто ре — снабжением, в розничной торговле и складской хозяйстве — покупками. Часто этот же процесс определяют как «логистика на входе» или «внутренняя логистика».
Сфера деятельности, связанная с закупками, значительно шире, чем разовая покупка (приобретение) товаров. Она также подразумевает все функции, выполнение которых необходимо для непрерывного обеспечения фирмы ежедневно и в долгосрочном периоде. Сфера деятельности логистического менеджера (менеджера по закупкам) включает следующие задачи: определение потребности в МР, поиск потенциального поставщика, оценка возможности закупки в нескольких альтернативных источниках, выбор метода закупки, установление приемлемой цены и условий поставки, мониторинг товара до момента его доставки, а также оценка продукции поставщика и услуг. Если же функции закупки расширить до заготовки, то к ним будут относиться и инвентарный контроль, транспортировка, приемка закупаемой продукции и контроль на всех этих этапах.
В выпускной квалификационной работе проведен анализ системы управления запасами на предприятии оптовой торговли «Фирма «Марс- Маркет» ООО, определены функции отдела закупок и выявлены недостатки его деятельности. В целом выводы, полученные в результате исследования, можно
сформулировать в следующем виде:
1. «Фирма «Марс-Маркет» ООО является одним из лидеров рынка оптовой торговли продовольственными товарами г. Туапсе. Организационная структура предприятия относится к типу линейно-функциональных, что наиболее полно соответствует задачам и специфике ее деятельности. В частности, функция закупок и управления товарными запасами выведена в отдельное подразделение...