Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая профилактика суицидального поведения среди подростков

Работа №17309

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1077
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме суицидального поведения подростков
1.1 Основные концепции и подходы в современной суицидологии
1.2 Психологическая профилактика суицидального поведения
1.3 Особенности суицидального поведения подростков
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование суицидального риска подростков
2.1 Организация эмпирического исследования
2.2. Пути профилактики суицидов среди подростков проводимых в Республике Тыва
2.3 Рекомендации по предотвращению и профилактике суицида и суицидального поведения
ВЫВОДЫ II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема суицидов привлекает внимание психологов, психиатров, социологов, начиная с XIX в., но социальная работа по профилактике суицидального поведения в нашей стране складывается только в конце ХХ века.
По данным Роспотребнадзора, современная Россия занимает лидирующее положение в Европе по самоубийствам среди детей и подростков - за последние годы число детских суицидов и суицидальных попыток выросло на 35-37%. Республика Тыва в течение многих лет остается одним из регионов, где сохраняется стабильно высокий уровень суицидальной активности населения, с том числе несовершеннолетних;.
В 2014 году на территории республики было совершено 678 суицидов и в это же число входит суицидальные попытки (218,3 на 100 тыс. нас.), из которых 80 приходится на несовершеннолетних. Закончились летальным исходом 128 случая (18,8 на 100 тыс. нас.), в том числе 11 случаев, осуществленных детьми и подростками. При этом анализ показывает, что у подростков отмечается самый высокий показатель - 466,5 на 100 тыс. нас., соответствующего возраста, когда как в РФ он составляет 43,1 на 100 тысяч подросткового населения. У детей - 11,5 на 100 тыс. детского населения, в РФ 4,7 на 100 тыс. нас.
Результаты многих исследований свидетельствуют, что около 30% лиц с суицидальным поведением имеют выраженные те или иные психические нарушения, которые не диагностируются вовремя. Депрессия и суицид генетически связаны, поэтому выявление депрессивных расстройств в населении, их диагностика и терапия является профилактикой суицидального поведения, [72].
С точки зрения разных исследователей, суицидальное поведение учащается с возрастом, достигая максимума в пубертате. Таким образом, пик суицидального риска падает на 15-19 лет. По данным агентства социальной безопасности (АСБ), в России уровень самоубийств в молодежной среде составляет 53 случая на 100 тыс. населения [12].
Особенности проявлений суицидов в детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и уровней социализации детей и подростков, особенности психопатологических состояний, специфика профилактики - все это дает основание некоторым авторам выделять детскую и подростковую суицидологию как самостоятельную область знаний [8].
Среди зарубежных и отечественных учёных, посвятивших свои исследования проблеме самоубийств, следует назвать Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Э. Шейдмана, М. Гурэна, В. А. Тихоненко, В. Т. Кондратенко, У. П. Короленко, A. Л. Галин, Е. Шир и др. [9]
Непосредственно проблемами подростковых суицидов занимались А.Г. Амбрумова, С.В. Бородин, А.С. Михлин, Ю. М. Бубнов, Н. В. Ярощенко и др.
Также в научной литературе описаны формы суицидальной активности, её проявления и социально-психологические предикторы, а также клинико-психопатологические расстройства, сочетанные с саморазрушающим поведением. Большинство работ посвящено описанию суицидальных форм аутоагрессии в абстинентном синдроме и в постабстинентном периоде, однако суицидальная аутоагрессия отмечается и в период ремиссии. [11]
Риск суицида в Республике Тыва было исследовано Н.Б. Семеновой и В.Т. Манчуком. Данные исследователи изучали этнические особенности эмоциональной сферы и эмоционального реагирования в стрессовых ситуациях молодежи республики Тыва. Семенова Н.Б. выделила экологические (особенностью экологической ситуации в РТ является экологически обусловленный тяжелый дефицит йода на большинстве территорий республики), культуральные, этнополитические и социально¬экономические факторы риска суицидального поведении, [72].
Таким образом, проблемы профилактики суицидального поведения, особенно подросткового, выявления причин и форм суицидального поведения подростков являются актуальными.
Объект исследования: психологическая профилактика суицидального поведения.
Предмет исследования:психологическая профилактика суицидального поведения среди подростков.
Цель исследования: изучение профилактики суицидального поведения подростков на примере Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 г. Кызыла и выработка рекомендаций по профилактике суицидов среди подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы по профилактике суицидального поведения среди подростков.
2. Эмпирически изучить суицидальное поведение среди подростков
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 г. Кызыла.
3. Дать рекомендации по профилактике суицидов среди подростков в Республике Тыва.
Гипотеза исследования: Профилактика суицидального поведения будет эффективной, если своевременно выявить депрессивное состояние у подростков.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Кызыла.
Выборка исследования: 23 подростка 7 классов, из них 12 юношей, 11 девушек:.
Методы исследования:
-теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
-психодиагностические методы («Карта риска суицида», методика определения уровня депрессии В.А. Жмуров, опросник депрессии Бека); -психокоррекционные методы (беседа).
Методологические основы работы: вопросом суицида занимались Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Э. Шейдман, М. Гурэн, В. А. Тихоненко, В. Т. Кондратенко, У. П. Короленко, A. Л. Галин, Е. Шир, а вопросом подросткового суицида занимались А.Г. Амбрумова, С.В. Бородин, А.С. Михлин, Ю. М. Бубнов, Н. В. Ярощенко, риск суицида в Республике Тыва был исследован Н.Б. Семеновой и В.Т. Манчуком.
Практическая значимость работы состоит в том, что рекомендации, описанные, в данной работе могут быть использованы психологами, социологами, родителями по отношению подросткам с суицидальным поведением.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По данным управления статистики, по частоте суицидов Тыва занимает 6 место среди 82 субъектов Российской Федерации. В 2014 г. данный показатель составил 61 случай на 100000 населения, что превышает среднероссийский уровень в 2,9 раза. Если продолжить сравнения, то частота суицидов в Тыве выше «критического уровня» ВОЗ - в 3 раза, а среднемирового - в 4,2 раза.
Нами были изучены особенности суицидального поведения подростков, которое имеет сложный комплексный характер. Суицидальное поведение проявляется в разных формах и включает две фазы. Имеет свои признаки и способы проявления, для каждого возраста характерны разные причины возникновения суицидов. Выделяя психологический анализ в качестве ведущего для работы с конкретной личностью, психологи, несомненно, должны учитывать и другие важные аспекты проблемы, такие, как социальный, правовой, исторический, культурологический, медицинский, этнический.
В результате проведенного эмпирического исследования было выявлено влияние уровня тревожности и депрессии у лиц старшего подросткового возраста на склонность к самоубийству: чем выше уровень тревожности и депрессии, тем больше проявляется склонность к суициду.
Психологическая помощь лицам, склонным к суициду является многогранным, четко организованным процессом. Оценка суицидального поведения заключается в учете разных сторон жизнедеятельности человека. Необходимо учитывать признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства, наличие конфликтных ситуаций в жизни человека, следует знать основные психические состояния, обуславливающие самоубийства. Только в этом случае возможна своевременная психологическая помощь человеку, склоняющемуся к попытке самоубийства. Психологическая помощь должна быть направлена на выяснение причин, которые привели человека к кризису, на организацию совместной деятельности с суицидентом по преодолению кризисной ситуации. Активная психологическая поддержка способна помочь человеку преодолеть желание совершить самоубийство.


1. Акопов, Г. В. Методы профилактики суицидального поведения / Г. В. Акопов. - Самара-Ульяновск, 2005, 346 с.
2. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. - М.: Прогресс-Универс, 2005. - 489 с.
3. Бородин, С. В. Мотивы и причины самоубийств [Текст] / С. В. Бородин, А. С. Смхлин // Актуальность проблемы суицидологиЬ // С.В. Бородин, А.С. Михлин. - 2008.-№4. - С 59-65.
4. Бурмистрова, Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования / Е.В. Бурминстова. М.: МГППУ, 2006. - 402 с.
5. Гилинский, Я. И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии / Я. И. Гилинский, П.И. Юнацкевич. - СПб.: Медицинская пресса, 2003. - 411 с.
6. Голант, М. Если тот, кого вы любите, в депрессии. / М. Голант, С. Голант. Помоги себе - помоги другому. - М.: Институт психотерапии, 2001. - 316 с.
7. Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд. / Э. Дюркгейм. - СПб.: Союз, 1998. - 256 с.
8. Ефремов, В. С. Основы суицидологи. / В.С. Ефремов. - СПб.: Диалект, 2010. - 264 с.
9. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). / Е.В. Змановская. - М., 2003.
10. Зотов, М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. / М.В. Зотов. - СПб.: Речь, 2006. - 486 с.
11. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. / Ю.А. Клейберг. - М., 2001. - 384 с.
12. Павленок, П. Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб, пособие. / П.Д. Павленко, М.Я. Руднева. - М.: ИНФРО-М, 2007. - 516 с.
13. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. Учеб, пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.- М.: ИНФРА-М, 2009. - 548 с.
14. Пурич-Пейакович, Й. Самоубийство подростков. / Д. Й. Дуньич. - М.: Медицина, 2000. - 486 с.
15. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. / Л. Б. Шнейдер. - М., 2005. - 372 с.
16. Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях.
17. Амбрумова, А.Г. Диагностика суицидального поведения: Методич. рекоменд. / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко. М., 1980. - 486 с.
18. Амбрумова, А.Г. Профилактика суицидального поведения: Методич. рекоменд. / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко. М., 1980. - 464 с.
19. Волкова, А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998, №2. С. 36-43.
20. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологический и психиатрический аспекты. / В.Т. Кондрашенко. Минск: Беларусь, 1988. - 548 с.
21. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. / А.Е. Личко. Л.: Медицина, 1983. - 484 с.
22. Михайлина, М.Ю. Психологическая помощь подросткам в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги [Текст]: / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 365 с.
23. Погодин, И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учеб, пособие. / И.А. Погодин. М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 365 с.
24. Ромек, В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях, В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович, СПб.: Речь, 2004. - 346 с.
25. Старшенбаум, Г.В. Психотерапия острого горя// Социальная и клиническая психиатрии. 1994. №3. С. 73-77.
26. Шнейдман, Э. Десять общих черт самоубийств// Суицидология: прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах филисофов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М: Когито-Центр, 2001. С. 353-359.
27. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология : руководство для врачей и клинических психологов : учебное пособие / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 623 с.
28. Пере, М. Клиническая психология / М. Пере, У. Бауман. - СПб.: Питер, 2007. - 312 с.
29. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология : учебник для вузов / Б. Д. Карвасарский. - СПб.: Питер, 2007. - 959 с.
30. Шнейдер, Л. Б. Основы консультативной психологии: учебное пособие / Л. Б. Шнейдер. - М. [и др.]: МПСИ [и др.], 2005. - 348 с.
31. Елизаров, А. Н. Психологическое консультирование семьи: учебное пособие / А. Н. Елизаров. - М.: Ось-89, 2004. - 399 с.
32. Зайченко, А. А. Самоповреждающее поведение / А. А. Зайченко //Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапев-тической науки и практики:материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (Казань, Казанский государственный университет, 22-23 ноября 2007 года). - Казань: ЗАО «Новое знание», 2007. - 381-386 с.
33. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие для вузов / О. В. Хухлаева. - 5¬е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 202 с.
34. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 607 с.
35. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии : учебное пособие / Л. Б. Шнейдер. - 2-е изд., стереотип. - М. [и др.] : МПСИ [и др.], 2005. - 926 с.
36. Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы в арт-терапии [Текст] / М. Бетенски - М.: Эксмо - пресс, 2002. - 284 с.
37. Бурмистрова, Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006. - 246 с.
38. Войцех, В.Ф. Клиническая суицидология [Текст] / В.Ф.Войцех- М.: Миклош, 2008. - 258 с.
39. Вроно, Е.М. Предотвращение самоубийства подростков. Руководство для подростков [Текст] / Е.М. Вроно - М.: Академический проект, 2001. - 386 с.
40. Вроно, Е.М. О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения у психически здоровых подростков [Текст] / Е.М. Вроно, Н.А. Ратинова // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. - М., 1989, с. 38-46.
41. Всемирная организация здравоохранения Предотвращение самоубийств. Справочное пособие для консультантов. - Женева.: 2006, 30 с.
42. Ефремов, В.С. Основы суицидологии [Текст] / В.С. Ефремов. - СПб.: Диалект, 2004. - 30 с.
43. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерипии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: ООО Речь, - 2000, 310 с.
44. Костюкевич, В.П. Теория и практики выявления и предупреждения самоубийств в деятельности практического психологи [Текст] / В.П. Костюкевич, А.А. Биркин, В.П. Войцеха, А.А. Кучер. - М., 2003. - 236 с.
45. Матафонова, Т.Ю. Диагностика и коррекция детей и подростков при постсривматическом стрессовом расстройстве [Текст] / Т.Ю. Матафонова, М.А. Пелешенко // Методическое руководство. Ч. 2, 2006. - 368 с.
46. Образовательная программа по депрессивным расстройствам (редакция 2008 г.) Том 2. Популяционные группы и профилактики суицида. Перевод ни русский язык выполнен в Московском НИИ Психиатрии под редакцией профессора В. Н. Краснова. Москва — 2010. - 386 с.
47. Старшенбаум, Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия [Текст] / Г.В. Старшенбаум. М.: Когито- Центр, 2005. - 386 с.
48. Тарабрина, Н.В. Практическое руководство по психологии травматического стресса, Ч. 2, Блинки методик / Н. В. Тарабрина. - М.: Когито - Центр, 2007. - 365 с.
49. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000, № 22-06-86
50. Алан, Л. Суицид. Общие теории и предотвращение. / Л. Алан. - СПб.: Питер, 2008. - 210 с.
51. Адамова, Л.И. Профилактика суицидального поведения. / Л.И. Адамова - М.: Эксмо, 2009. -189 с.
52. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. / В. А. Аверин. - СПб: Питер, 2004.-156 с.
53. Амбрумова, А.Г. О самоубийцах // Аргументы и факты. - 2009.- март, №12.
54. Арнольд, О. Дар редчайший, дар бесценный // Комерсантъ. - 2009.- №3 - С. 22-24.
55. Волкова, А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов // Вестник. - 2010. №4 - С. 12-14.
56. Дарк, О. Право на смерть // Независимая газета. - 2009 (3 сентября)- С. 16.
57. Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях. / В. И. Лебедев. - М.: Наука, 1997. - 143с.
58. Мелихова, А. Мышь черная, бс.пя... или профилактика суицида/Учительская газета. - 2009.- №28,29 - С. 18.
59. Павлов, И.П. Самоубийство - великая печаль русской жизни // Медицинская газета. 2009.- (28 мая). - С. 15.
60. Снайдер, Р. Практическая психология для подростков. / Р. Снайдер. - М.: Инфра, 2007. - 270с.
61. Трегубов, Л. Эстетика самоубийства. / Л. Трегубов , Ю. Вагин. - М.: Инфра, 2003. - 90 с.
62. Усов, М.Г. Ранняя диагностики терапия депрессий - важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков. / М.Г. Усов. М.: Наука, 2006. - 298 с.
63. Фоминова, Г. Я не хочу умереть за большую любовь! // Московский комсомолец.- 2007.- 4 февраля. - С. 6.
64. Комплексный план по профилактике, предупреждению и предотвращению суицидальных попыток среди несовершеннолетних на территории Республики Тыва, утвержден распоряжением Правительства Республики Тыва от 6 марта 2014 г. №75-р.
65. Шелехов, И. Л. Суициуолодия: учебное пособие / И. Л Шелехов, Т. В. Каштанова, А. Н. Корнетов, Е. С. Толстолес - Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. - 203 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ