Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (Московский педагогический государственный университет)

Работа №173050

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы26
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Развитие эмоционально-волевой сферы в детском возрасте (обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования) 5
1.1 Понятие об эмоционально-волевой сфере в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2 Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе 7
1.3 Особенности проявления эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (эмоциональный контакт с ребенком, негативизм, сенсорный и эмоциональный дискомфорт, тревога и страхи, отрицательные аффективные формы поведения: влечения, агрессия, самоагрессия) 10
Глава 2. Рекомендации по коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 15
2.1 Использование музыки, сказок и нетрадиционных техник рисования на занятиях 15
2.2 Танцевально-двигательная терапия 18
Заключение 22
Список литературы 24

Эмоционально-волевая сфера является наиважнейшим аспектом развития ребенка. Почему же две составляющие «эмоции» и «воля» объединены в одно?
Воля – это способность контролировать свою деятельность, организовывать себя, управлять своим поведением. В основе волевой регуляции лежит понимание, то есть полное осознание того, что делаю конкретно я. Воля также выполняет тормозящую функцию, она предотвращает появление ненужных и неуместных действий. Для развития волевой сферы необходим регулярный труд, так как стоя на одном и том же уровне улучшений не будет.
Эмоции – это переживаемые человеком в определенный момент времени отношения к миру и к самому себе. Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление и воображение. Эмоции помогают ориентироваться в окружающем мире. Например, страх предупреждает человека о возможной опасности, а гнев может быть вестником того, что с человеком поступили плохо, нарушили его личные границы. Выражение адекватных внутреннему состоянию эмоций, их распознавание у других людей, реакция на них, говорение об эмоциях – все эти способности развиваются в течение первых двух лет жизни ребенка.
Особое внимание педагоги-дефектологи и психологи уделяют эмоционально-волевой сфере детей с расстройствами аутистического спектра. Нарушение данной сферы влечет за собой трудности в формировании целостной личности человека. Такие дети испытывают сложности с переживанием и интерпретацией эмоций. Ребенок с трудом распознает как положительные, так и отрицательные эмоции. Также, ему не удается понять какие цели и намерения преследуют другие люди по отношению к нему. Дети с расстройствами аутистического спектра зачастую замкнуты, им не интересен окружающий мир, они не нуждаются в физическом контакте, тяжело переносят контакт глаза в глаза. В своей работе я хочу подробно описать состояние эмоционально-волевой сферы ребенка с расстройствами аутистического спектра и рассказать про методы коррекции.
Цель исследования: изучение особенностей эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра на основе анализа психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме.
Объект исследования: особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования: анализ общей и специальной литературы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе на основе анализа литературных источников.
3. Выявить и описать проявления эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа психолого-педагогической литературы в данной работе был рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с эмоционально-волевой сферой детей, ее развитием в онтогенезе, и особенностями эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). Важнейшей частью исследования стало изучение методов и подходов, направленных на улучшение их эмоционального состояния и социального взаимодействия. Одним из ключевых аспектов стало рассмотрение отрицательных аффективных форм поведения, таких как влечения, агрессия и самоагрессия. Было выявлено, что эти формы поведения существенно затрудняют социализацию и обучение детей с РАС, а также требуют специализированного подхода в коррекции.
Особое внимание было уделено рекомендациям по использованию музыки, сказок и нетрадиционных техник рисования в коррекционной работе. Эти методы показали свою эффективность в создании положительного эмоционального настроя, снижении уровня тревожности и улучшении координации движений. Музыкальные занятия и сказкотерапия помогают детям выражать свои эмоции, улучшать навыки общения и развивать творческое мышление. Использование нетрадиционных техник рисования, таких как рисование пальцами и ладонями, стимулирует сенсорное восприятие и мелкую моторику, что также положительно сказывается на общем эмоциональном состоянии детей. Также, была рассмотрена танцевально-двигательная терапия (ТДТ) как мощный инструмент для развития сенсомоторной интеграции и эмоционального самовыражения детей с РАС.
В ходе работы на основе психолого-педагогической литературы были изучены также негативизм, сенсорный и эмоциональный дискомфорт, тревога и страхи, характерные для детей с РАС. Было показано, что сенсорный дискомфорт часто приводит к избеганию определенных ситуаций, а тревога и страхи могут ограничивать деятельность ребенка. Для снижения сенсорного и эмоционального дискомфорта рекомендуется использовать методы сенсорной интеграции и постепенного привыкания к раздражителям. Эти подходы позволяют детям чувствовать себя более уверенно и комфортно в окружающей среде.
Цель работы, заключавшаяся в изучении особенностей эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра на основе психолого-педагогических исследованиях, была достигнута. Все поставленные задачи решены: проведен анализ литературных источников по проблеме исследования, изучены особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе, выявлены и описаны проявления эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.



1. Авакян Т. В. и др. Социализация в образовательном пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – 2015.
2. Ануфриева, Л. В. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра навыкам социального поведения / Л. В. Ануфриева, Н. В. Барабанова // Альманах Казанского федерального университета : Материалы XIII Международной научно-образовательной конференции, Казань, 23 апреля 2019 года / под редакцией А.И. Ахметзяновой. Том Выпуск XIII. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2019. – С. 10-13. –––– URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41372146 (дата обращения: 03.05.2024). – Режим доступа: свободный. – На рус. яз. – EDN SLQJAU.
3. Аутизм и расстройства аутистического спектра: диагностика и коррекционная помощь [Электронный ресурс] : учебник для вузов / О. С. Никольская и др. ; ответственный редактор О. С. Никольская . - Москва : Юрайт, 2023 . - 295 с. - (Высшее образование) . - Режим доступа : https://urait.ru/bcode/520530 (дата обращения: 05.04.2023) . - для авторизованных пользователей МПГУ . - На рус. яз. - ISBN 978-5-534-15647-8 : 1179.00 .
4. Баландина Г. А., Грачев А. Н. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования. – 2019.
5. Береснева В. Г. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования //ББК 74.6 С 69. – 2014. – С. 89.
6. Ваниева В. Ю. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья //Стратегия и ресурсы социального воспитания: вызовы XXI века: материалы Международной научно-практической конференции в рамках VI Сибирского педагогического семинара. – 2012. – С. 140.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, 2006.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2008.
9. Дадберова, И. И. Способы организации эффективного взаимодействия с аутичным ребенком / И. И. Дадберова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 60-летию начала подготовки дефектологов на Урале, Екатеринбург, 21–22 апреля 2022 года / Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург: [б.и.], 2022. – С. 169-174. ––– URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49440034 (дата обращения: 03.05.2024). – Режим доступа: свободный. – На рус. яз. – EDN GWBEUT.
10. Жолобова, С. А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с расстройством аутистического спектра / С. А. Жолобова // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: достижения и инновации : Сборник научных статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции, Уфа, 12 декабря 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2023. – С. 73-78. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59676918 (дата обращения: 03.05.2024). – Режим доступа: свободный. – На рус. яз EDN PRNDVN.
11. Зарубина А. В., Цыбикова С. Г. Реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательной школе (проблемные аспекты) //Сопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика. – 2020. – С. 44-49.
12. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007.
13. Ишниязова Ю. Р. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема интеграции и инклюзии в России //Специальное образование. – 2017. – Т. 1. – С. 88-90.
14. Козлова А.Н. Психология детей с аутизмом.
15. Комкова Е. С. Дети с ограниченными возможностями здоровья: сопровождение, социализация, обучение //Проблемы и перспективы развития образования. – 2017. – С. 67-72.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2005.
17. Петрова В. Г., Афанасьева Л. И. Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья //Обучение и воспитание детей с ОВЗ: современная практика и взгляд в будущее. – 2017. – С. 128-132.
18. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Академия, 2009.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.
20. Проектирование коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] : монография . - Саранск : МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2020 . - 124 с. - Режим доступа : https://e.lanbook.com/book/176289, https://e.lanbook.com/img/cover/book/176289.jpg . - Книга из коллекции МГПИ им. М.Е. Евсевьева - Психология. Педагогика . - На рус. яз. - ISBN 978-5-8156-1248-8 .
21. Самиева Н. Ю. Предпрофильная подготовка и социализация детей с ОВЗ в условиях учреждения дополнительного образования //Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности. – 2015. – Т. 15. – С. 395.
22. Смольников, Д. Н. Формирование эмоционально-волевой сферы у детей с расстройством аутистического спектра с помощью лего-конструктора / Д. Н. Смольников // Мир детства и образование : Сборник материалов ХIII Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 24 мая 2019 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. – С. 271-274. –– URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41348191 (дата обращения: 03.05.2024). – Режим доступа: свободный. – На рус. яз. – EDN EAGFRZ.
23. Семенова А.В. Эмоционально-волевая сфера у детей с РАС.
24. Соколова Е.Е. Тридцать диалогов о психологии. – М.: Смысл, 2005.
25. Тюрина И. М. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования //ВНЕшкольник. – 2017. – №. 1. – С. 22-24.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ