Особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (Московский педагогический государственный университет)
|
Введение 3
Глава 1. Развитие эмоционально-волевой сферы в детском возрасте (обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования) 5
1.1 Понятие об эмоционально-волевой сфере в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2 Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе 7
1.3 Особенности проявления эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (эмоциональный контакт с ребенком, негативизм, сенсорный и эмоциональный дискомфорт, тревога и страхи, отрицательные аффективные формы поведения: влечения, агрессия, самоагрессия) 10
Глава 2. Рекомендации по коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 15
2.1 Использование музыки, сказок и нетрадиционных техник рисования на занятиях 15
2.2 Танцевально-двигательная терапия 18
Заключение 22
Список литературы 24
Глава 1. Развитие эмоционально-волевой сферы в детском возрасте (обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования) 5
1.1 Понятие об эмоционально-волевой сфере в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2 Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе 7
1.3 Особенности проявления эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (эмоциональный контакт с ребенком, негативизм, сенсорный и эмоциональный дискомфорт, тревога и страхи, отрицательные аффективные формы поведения: влечения, агрессия, самоагрессия) 10
Глава 2. Рекомендации по коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 15
2.1 Использование музыки, сказок и нетрадиционных техник рисования на занятиях 15
2.2 Танцевально-двигательная терапия 18
Заключение 22
Список литературы 24
Эмоционально-волевая сфера является наиважнейшим аспектом развития ребенка. Почему же две составляющие «эмоции» и «воля» объединены в одно?
Воля – это способность контролировать свою деятельность, организовывать себя, управлять своим поведением. В основе волевой регуляции лежит понимание, то есть полное осознание того, что делаю конкретно я. Воля также выполняет тормозящую функцию, она предотвращает появление ненужных и неуместных действий. Для развития волевой сферы необходим регулярный труд, так как стоя на одном и том же уровне улучшений не будет.
Эмоции – это переживаемые человеком в определенный момент времени отношения к миру и к самому себе. Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление и воображение. Эмоции помогают ориентироваться в окружающем мире. Например, страх предупреждает человека о возможной опасности, а гнев может быть вестником того, что с человеком поступили плохо, нарушили его личные границы. Выражение адекватных внутреннему состоянию эмоций, их распознавание у других людей, реакция на них, говорение об эмоциях – все эти способности развиваются в течение первых двух лет жизни ребенка.
Особое внимание педагоги-дефектологи и психологи уделяют эмоционально-волевой сфере детей с расстройствами аутистического спектра. Нарушение данной сферы влечет за собой трудности в формировании целостной личности человека. Такие дети испытывают сложности с переживанием и интерпретацией эмоций. Ребенок с трудом распознает как положительные, так и отрицательные эмоции. Также, ему не удается понять какие цели и намерения преследуют другие люди по отношению к нему. Дети с расстройствами аутистического спектра зачастую замкнуты, им не интересен окружающий мир, они не нуждаются в физическом контакте, тяжело переносят контакт глаза в глаза. В своей работе я хочу подробно описать состояние эмоционально-волевой сферы ребенка с расстройствами аутистического спектра и рассказать про методы коррекции.
Цель исследования: изучение особенностей эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра на основе анализа психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме.
Объект исследования: особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования: анализ общей и специальной литературы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе на основе анализа литературных источников.
3. Выявить и описать проявления эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Воля – это способность контролировать свою деятельность, организовывать себя, управлять своим поведением. В основе волевой регуляции лежит понимание, то есть полное осознание того, что делаю конкретно я. Воля также выполняет тормозящую функцию, она предотвращает появление ненужных и неуместных действий. Для развития волевой сферы необходим регулярный труд, так как стоя на одном и том же уровне улучшений не будет.
Эмоции – это переживаемые человеком в определенный момент времени отношения к миру и к самому себе. Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление и воображение. Эмоции помогают ориентироваться в окружающем мире. Например, страх предупреждает человека о возможной опасности, а гнев может быть вестником того, что с человеком поступили плохо, нарушили его личные границы. Выражение адекватных внутреннему состоянию эмоций, их распознавание у других людей, реакция на них, говорение об эмоциях – все эти способности развиваются в течение первых двух лет жизни ребенка.
Особое внимание педагоги-дефектологи и психологи уделяют эмоционально-волевой сфере детей с расстройствами аутистического спектра. Нарушение данной сферы влечет за собой трудности в формировании целостной личности человека. Такие дети испытывают сложности с переживанием и интерпретацией эмоций. Ребенок с трудом распознает как положительные, так и отрицательные эмоции. Также, ему не удается понять какие цели и намерения преследуют другие люди по отношению к нему. Дети с расстройствами аутистического спектра зачастую замкнуты, им не интересен окружающий мир, они не нуждаются в физическом контакте, тяжело переносят контакт глаза в глаза. В своей работе я хочу подробно описать состояние эмоционально-волевой сферы ребенка с расстройствами аутистического спектра и рассказать про методы коррекции.
Цель исследования: изучение особенностей эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра на основе анализа психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме.
Объект исследования: особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования: анализ общей и специальной литературы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе на основе анализа литературных источников.
3. Выявить и описать проявления эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
На основе анализа психолого-педагогической литературы в данной работе был рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с эмоционально-волевой сферой детей, ее развитием в онтогенезе, и особенностями эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). Важнейшей частью исследования стало изучение методов и подходов, направленных на улучшение их эмоционального состояния и социального взаимодействия. Одним из ключевых аспектов стало рассмотрение отрицательных аффективных форм поведения, таких как влечения, агрессия и самоагрессия. Было выявлено, что эти формы поведения существенно затрудняют социализацию и обучение детей с РАС, а также требуют специализированного подхода в коррекции.
Особое внимание было уделено рекомендациям по использованию музыки, сказок и нетрадиционных техник рисования в коррекционной работе. Эти методы показали свою эффективность в создании положительного эмоционального настроя, снижении уровня тревожности и улучшении координации движений. Музыкальные занятия и сказкотерапия помогают детям выражать свои эмоции, улучшать навыки общения и развивать творческое мышление. Использование нетрадиционных техник рисования, таких как рисование пальцами и ладонями, стимулирует сенсорное восприятие и мелкую моторику, что также положительно сказывается на общем эмоциональном состоянии детей. Также, была рассмотрена танцевально-двигательная терапия (ТДТ) как мощный инструмент для развития сенсомоторной интеграции и эмоционального самовыражения детей с РАС.
В ходе работы на основе психолого-педагогической литературы были изучены также негативизм, сенсорный и эмоциональный дискомфорт, тревога и страхи, характерные для детей с РАС. Было показано, что сенсорный дискомфорт часто приводит к избеганию определенных ситуаций, а тревога и страхи могут ограничивать деятельность ребенка. Для снижения сенсорного и эмоционального дискомфорта рекомендуется использовать методы сенсорной интеграции и постепенного привыкания к раздражителям. Эти подходы позволяют детям чувствовать себя более уверенно и комфортно в окружающей среде.
Цель работы, заключавшаяся в изучении особенностей эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра на основе психолого-педагогических исследованиях, была достигнута. Все поставленные задачи решены: проведен анализ литературных источников по проблеме исследования, изучены особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе, выявлены и описаны проявления эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Особое внимание было уделено рекомендациям по использованию музыки, сказок и нетрадиционных техник рисования в коррекционной работе. Эти методы показали свою эффективность в создании положительного эмоционального настроя, снижении уровня тревожности и улучшении координации движений. Музыкальные занятия и сказкотерапия помогают детям выражать свои эмоции, улучшать навыки общения и развивать творческое мышление. Использование нетрадиционных техник рисования, таких как рисование пальцами и ладонями, стимулирует сенсорное восприятие и мелкую моторику, что также положительно сказывается на общем эмоциональном состоянии детей. Также, была рассмотрена танцевально-двигательная терапия (ТДТ) как мощный инструмент для развития сенсомоторной интеграции и эмоционального самовыражения детей с РАС.
В ходе работы на основе психолого-педагогической литературы были изучены также негативизм, сенсорный и эмоциональный дискомфорт, тревога и страхи, характерные для детей с РАС. Было показано, что сенсорный дискомфорт часто приводит к избеганию определенных ситуаций, а тревога и страхи могут ограничивать деятельность ребенка. Для снижения сенсорного и эмоционального дискомфорта рекомендуется использовать методы сенсорной интеграции и постепенного привыкания к раздражителям. Эти подходы позволяют детям чувствовать себя более уверенно и комфортно в окружающей среде.
Цель работы, заключавшаяся в изучении особенностей эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра на основе психолого-педагогических исследованиях, была достигнута. Все поставленные задачи решены: проведен анализ литературных источников по проблеме исследования, изучены особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе, выявлены и описаны проявления эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Подобные работы
- Формированию прогностической компетенции в значимых сферах жизни у младших школьников с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь прогностической компетентности и агрессивности у младших школьников с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь прогностической компетентности у младших
школьников с расстройством аутистического
спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕГРАТИВНОМ ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022



