ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА ЖИВОПИСИ 5
1.1 Понятие «декоративного натюрморта в живописи» 5
1.2 Особенности декоративного натюрморта в живописи А. Матисса, П. Пикассо, К.С. Петрова-Водкина 8
ГЛАВА 2 ВЫПОЛНЕНИЕ СЕРИИ ДЕКОРАТИВНЫХ НАТЮРМОРТОВ 18
2.1 Выбор темы и работа над композицией 18
2.2 Подбор художественных материалов. Технология изготовления декоративных натюрмортов 18
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 20
3.1Психологические – педагогические особенности 20
3.2. Методика обучения декоративной композиции в общеобразовательной организации в старших классах 26
3.3 Учебно-тематический план по живописному портрету на один учебный год. Технологическая карта урока 29
3.4 Планы – конспекты занятия по обучению декоративной композиции в общеобразовательной организации 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 51
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Актуальность выбранной темы: заключается в том, что декоративно прикладное искусство и посей день является более востребованным видом художественного творчества. Издавна люди украшали свое жилище, предметы быта, свою одежду различными орнаментами, которые характеризовали определенную нацию или регион. Со временем ничего не поменялось. Люди по-прежнему украшают городские объекты или общественные места граффити оформления. Так же не утратила свою ценность и изделия ручной работы.
Поэтому занятия декоративной композиции востребованы в каждой общественной организации, поскольку дети развивают свои творческие способности, учатся применять на практике пройдённый теоретический материал, при этом приобретают новые навыки, создавая работы своими руками.
Цель - разработка методики обучения декоративной композиции в общеобразовательной организации. Разработка серии декоративных натюрмортов.
Задачи:
1. Собрать, проанализировать и структурировать теоретический материал согласно логике раскрытия темы ВКР.
2. Изучить историю декоративного натюрморта в живописи.
3. Сделать анализ технологии выполнения декоративного натюрморта.
4. Составить методические рекомендации по обучению декоративной композиции в общеобразовательной организации.
5. Выполнить творческую работу.
6. Сделать вывод по проделанной работе.
Методы работы:
– Теоретический анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы.
– Анализ основных принципов педагогической деятельности, направленных на развитие художественных и творческих способностей учащегося.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы: содержание ВКР и ее результаты могут быть использованы в дальнейшем в процессе педагогической и творческой деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.
Во введение анализируется актуальность, цели и задачи темы ВКР.
В первой главе изучается краткий исторический обзор декоративного натюрморта в живописи.
Во второй главе описывается выбор темы и технология выполнения творческой работы.
В третьей главе описывается психологические и педагогические особенности, а также методика обучения декоративной композиции в общеобразовательных организациях.
В заключение подводим итоги по выполненной работе.
На основе проделанной работе мы убедились, что декоративно прикладное искусство востребовано и в наше время. Обучение декоративной композиции в общественных организациях необходимо, поскольку учащиеся развивают воображение и фантазию, художественные и технические навыки, обучаются культуре других народов и культуре своей Родины, расширяют кругозор. Также развивают композиционное мышление, представление об искусстве и его роли и влиянии в нашем обществе.
В данной работе были представлены методические рекомендации по преподаванию декоративной композиции детям старшего школьного возраста исходя из их возрастных психологических особенностей. Рекомендации включают в себя теоретический материал, представленный в легкодоступной форме, примеры работ, упражнения и практические задания.
Разработанные методические рекомендации и тематический план могут быть использованы педагогами в системе общеобразовательной организации качественного и целенаправленного обучения декоративной композиции детей старшего школьного возраста.
В результате ВКР были выполнены поставленные задачи, а именно:
1. Собран, проанализирован и структурирован теоретический материал согласно логике раскрытия темы ВКР.
2. Изучена история декоративного натюрморта в живописи.
3. Проанализированы технологии выполнения декоративного натюрморта.
4. Составлена методическая рекомендация по обучению декоративной композиции в общеобразовательной организации.
5. Выполнена творческая работа.
6. Сделан вывод по проделанной работе.
1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительный мотивов: учебное пособие / Н.П. Бесчастнов – М.: Изд – во Владос, 2012. – 208 с
2. Болотина И. С. Натюрморт. Большая Советская энциклопедия. - 2006. - С. 51 - URL: http://mreadz.com/new/index.php?id=161411&pages=250 (дата обращения 22.03.2023).
3. Буровкина, Л.А. О подходах к решению вопросов методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству // Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. — 2017. — № 1. — С. 66-71.
4. ВКР "Декоративная композиция как средство развития художественнотворческих способностей в системе дополнительного образования" // ИнфоУрок URL: https://infourok.ru/vkr-dekorativnaya-kompoziciya-kaksredstvo-razvitiya-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-v-sistemedopolnitelnogo-obrazovaniy-3814254.html (дата обращения: 16.04.2024).
5. ВКР «Методика ведения занятия по декоративной композиции в общеобразовательной организации» // НГПУбиблиотека URL: https://lib.nspu.ru/elektronnye-resursy/vkr/save.php?id=26433/html (дата обращения 10.04.2024)
6. ВКР «Методика обучения декоративной композиции в системе дополнительного образования» // НГПУбиблиотека URL: https://lib.nspu.ru/elektronnye-resursy/vkr/save.php?id=30064 /html (дата обращения 17.04.2025)
7. ВКР «Методика преподавания декоративной композиции в системе дополнительного образования» // НГПУбиблиотека URL: https://lib.nspu.ru/elektronnye-resursy/vkr/save.php?id=18199/html (дата обращения 18.04.2024)
8. ВКР «Методика преподавания декоративной композиции в системе дополнительного образования» // НГПУбиблиотека URL: https://lib.nspu.ru/elektronnye-resursy/vkr/save.php?id=19688 /html (дата обращения 15.04.2024)
9. ВКР «Методика преподавания декоративной композиции детям среднего школьного возраста в системе дополнительного образования» // НГПУбиблиотека URL: https://lib.nspu.ru/elektronnye-resursy/vkr/save.php?id=19684/html (дата обращения 15.04.2024)
10. ВКР «Натюрморт деревенский» // Режим доступа: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/ Цаценко Е.В._ИЗОбз_1101.pdf (дата обращения 17.04.2025)
11. ВКР «Особенности методики обучения декоративной графике в системе дополнительного образования» // НГПУбиблиотека URL: https://lib.nspu.ru/elektronnye-resursy/vkr/index.php?list=52:62&page=2 /html (дата обращения 17.04.2025)
12. ВКР «Особенности преподавания декоративной композиции у младших школьников в системе дополнительного образования» // НГПУбиблиотека URL: https://lib.nspu.ru/elektronnye-resursy/vkr/save.php?id=30059 /html (дата обращения 17.04.2025)
13. ВКР Серия графических листов «Азиатские мотивы». Декоративная графика// НГПУбиблиотека URL: https://lib.nspu.ru/elektronnye-resursy/vkr/save.php?id=30067 /html (дата обращения 17.04.2025)
14. ВКР Серия графических листов «Русские сказки». Декоративная графика https://lib.nspu.ru/elektronnye-resursy/vkr/save.php?id=30071 /html (дата обращения 17.04.2025)
15. Возрастная и педагогическая психология. /Сост. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 1998. – 367 с.
16. Давалева Д. А. Особенности восприятия подростками произведения декоративно- прикладного искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gramota.net/materials/3/2015/12-2/18.html, свободный (дата обращения 15.04.2024)
17. Дятлева Г.В. Мастера натюрморта / Г.В. Дятлева. М.: Изд - во Вече, 2002.
18. Дятлева, Г.В. Мастера натюрморта. [Текст] / Г.В. Дятлева. — М.: Изд-во Вече, 2002.
19. Ефимкина Р.П. Психология развития. - Новосибирск, 2004. – 54 с.
20. Кислицына Е.М. Процесс приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству // В сборнике: Подготовка педагогических кадров в системе высшего образования: история, современность и перспективы Материалы региональной научно-практической конференции. – 2018. – С. 159-164.
21. Корнеева А.И. Особенности восприятия и понимания декоративно- прикладного искусства младшим школьникам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-osobennosti-vospriyatiya-i-ponimaniya-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-mladshim-shkolnikom-5221718.html?ysclid=lv4zkhoxs2951654856/html, свободный (дата обращения 15.04.2024)
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М., 1998. – 175 с.
23. Майкапар А. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин /А. Майкапар. –М.: Изд - во Директ-медиа, 2010.
24. Немов Р.С. Психология. Кн.2. Психология образования. - М., 1995. – 496 с.
25. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. - 907, [1] с.; 27 см.; ISBN 5-85632-007-7 (В пер.)
26. Основы эстетики и искусствознания: факультативный курс: пособие для учителей / под ред. И. Л. Любинского, В. К. Скатерщикова. М.: Просвещение, 1979. 302с.
27. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 880 с. с илл.
28. Протопопов Ю. Н. Исследование восприятия произведений живописи у старшеклассников // Восприятие изобразительного искусства школьниками: сб. науч. тр. / под ред. Б. П. Юсова. М.: Изд-во АПН СССР, 1988. С. 57-71.
29. Психические особенности подросткового возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sgpi.ru/user/-121/umk/%D0%9B%D0%B5%D0%BA%209.pdf., свободный (дата обращения 15.04.2024)
30. Разработка методики преподавания декоративной композиции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/439020/razrabotka_metodiki_prepodavaniya_dekorativnoy_kompo zitsii, свободный (дата обращения: 16.04.2024).
31. Ракова, М. М. Русский натюрморт конца XIX нач. XX вв. /М. М. Ракова. М.: Искусство, 1970. - 150с.: ил.
32. Реан A. A. Психология изучения личности. СПб.: Михайлов, 1999. 288 с
33. Русаков, Ю. А. К. С. Петров-Водкин /Ю. А. Русаков. Л.: Аврора, 1986. - С. 3-20.
34. Семенишина Н.В. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: Айрис Пресс, 2014. – 141с.
35. Тропина Т. Н. Основы декоративной композиции : учебное пособие / Т. Н. Тропина, В. И. Беляев ; Новосибирский государственный педагогический университет. - 2-е изд., доп. и испр. - Новосибирск : НГПУ, 2021. - 84 с. : ил., 10 л. ил. - Библиогр.: с. 80-81. - URL: https://lib.nspu.ru/views/library/93598/read.php (дата обращения: 17.04.2025) . - Словарь: с. 76-79. - Доступна эл. версия в ЭБС НГПУ. - ISBN 978-5-94301-896-1. - Текст: разные средства доступа
36. Цибульская В.А. Особенности развития детей младшего дошкольного возраста на материале народного творчества // Ceteris Paribus. – 2016. – № 5. – С. 64-67.
37. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974. 159 с.