ВВЕДЕНИЕ 3
1 .ДВОЙНИЧЕСТВО КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 6
1.1. Проблематика и теоретическое наполнение понятия «двойничество» 6
1.2. Типы двойничества 11
1.2.1. Двойники-антагонисты 11
1.2.2. Карнавальные пары 14
1.2.3. Двойники-близнецы 20
2. СВОЕОБРАЗИЕ ДВОЙНИЧЕСТВА В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА» 25
2.1. Жанрово-стилевая организация текста в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 25
2.2. Двойники и мотивы двойничества в романе М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Первая публикация романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в сокращенном виде состоялась в 1966 -1967-х гг. в журнале «Москва» (№11 1966 г, №1 1967 г). Первое полное издание в СССР вышло в 1973 году. Роман считается незавершенным. Его редактирование и сведение черновых записей уже после смерти писателя осуществляла жена М. Булгакова - Елена Сергеевна Булгакова.
Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова является одним из шедевров мировой литературы, который также можно назвать двойнической энциклопедией писателя. В нем, словно в зеркале, отражаются быт, нравы и мораль советской России, где изображаются разные типы и характеры людей, олицетворяя не только положительные, но и отрицательные их черты. «Мастер и Маргарита» — это сложный многоуровневый мир, где существует множество действующих лиц, которых в свою же очередь связывает в пространстве невидимая нить. Структура романа достаточно сложная, и именно через систему образов раскрывается вся многогранность произведения.
Обзор исследований за последние пять лет показывает интерес к двойничеству как множественному дублированию в зеркальном отражении по принципу матрешки [43], полюсной композиции в полифонической структуре произведения [15], размыванию подобия устойчивых границ между референтами и связанных с ними понятий [51]. Появились новые работы, посвященные истории вопроса о двойничестве в русской и зарубежной литературе [31; 16], и, в частности, изучению двойничества в творчестве М. А. Булгакова [44; 56]...
Подводя итог исследования поэтики двойничества в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, необходимо привести ряд выводов, сделанных в ходе работы.
В теоретической части нами были выделены определения двойничества и классификации литературных двойников на основе работ известных литературоведов. Под двойничеством (в широком смысле) мы имеем ввиду архетип культуры и структуру художественного языка, в которой образ человека корректируется одним из исторических вариантов бинарной (дуальной) модели мира. Двойничество реализуется в повествовании, где являет себя не только на уровне фабулы-истории в виде определенной системы персонажей-двойников, но и на уровне сюжета и жанра. Также мы выделили три типа двойников, рассмотрели их с точки зрения происхождения, внутренней структуры и художественных функций.
Данные теоретические сведения помогли сформировать общее представление о феномене двойничества в литературоведении и его специфических чертах, характерных для разных эпох мировой литературы.
На основе собранной теоретической базы был проведен анализ с помощью общенаучных и собственно литературоведческих методов. Результатом нашей работы стало рассмотрение пар двойников и объединяющих их мотивов - Иуда и Алоизий Магарыч, Воланд и Афраний, Маргарита и Низа, Иван Бездомный и Левий Матвей. Особенностью двойничества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является то, что между парами этих персонажей нет сходства в его классическом понимании, здесь сходство носит иной характер, пародийный, освященный идеей карнавала и мениппейности в целом. Пародийное двойничество в системе троемирия романа строится на принципе множественного повторения мотивной структуры персонажа, при этом каждый раз возрождаясь в ином качестве на новом витке своего перерождения. Кроме того, считаем возможным выделить удвоение на основе ситуаций, несущих в своей основе объединяющие их мотивы. Пародийное изображение советской торговли через метафору библейского сюжета, связывающей пару швейцара и Палосича с апостолами Петром и Павлом. Также нами были обнаружены двойники как раздвоение действительности и идеала, выражением которых становятся трусость Пилата и его сновидческое желание исправить свое решение. С точки зрения семиотической организации текста размывание подобия и при этом достижение сходства создаются с помощью комических переворачиваний по линии снижения и смещения контекста.
Таким образом, в ходе исследования была подтверждена изначальная гипотеза о наличии в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова двойничества, а также обнаружилась специфичность воплощения двойничества в указанном тексте, объясняющаяся его принадлежностью к такому жанру как мениппея...
1. Авдеева, А. Язык Ф. М. Достоевского: приемы создания образа двойничества на примере романа «Подросток» // Русский язык в XXI веке: исследования молодых: материалы VII междунар. науч. студенч. конф. / А. Авдеева, отв. ред. Е. А. Журавлёва. - Астана, 2020. - С. 194— 196.
2. Агранович, С. З. Двойничество / С. З. Агранович, И. В. Саморукова. — Самара : Самарский университет, 2001. - 132 с.
3. Андреева, Т. А. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - «Зеркальные миры» в когнитивных моделях / Т. А. Андреева. - Башкортостан : Педагогический журнал Башкортостана, 2009. - №1 - 13 с. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roman-mihaila-bulgakova-master- i-margarita-zerkalnye-miry-v-kognitivnyh-modelyah (дата обращения: 19.01.2023).
4. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / Бахтин М. М. // С Собр. соч.: В 7 т. - Москва : Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. - 801 с.
5. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / Бахтин М. М. - Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. - Москва : Искусство, 1979. - 423 с.
6. Белобровцева, И. З. Путеводитель по роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" : учеб. пособие / И. З. Белобровцева, С. К. Кульюс. - Москва : Изд. Моск.ун-та, 2012. - 205с. - (Школа вдумчивого чтения).
7. Боснак, Д. В. Роман «Мастер и Маргарита» и бахтинская теория литературы: новые аспекты / Д. В. Боснак // Грехнёвские чтения: Литературное произведение в системе контекстов. Н. Новгород : Книги, 2017. - С. 276-284.
8. Бузуртанова, Х. С. Традиции Н. В. Гоголя в повести «Двойник» Ф. М. Достоевского / Х. С. Бузуртанова, Х. Ш. Точиева // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки:
сб. ст. по материалам XII-XIII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2018. - № 7-8. - С. 27-31.
9. Бузуртанова, Х. С. Двойничество в творчестве Ф. М. Достоевского / Х. С. Бузуртанова, Х. Ш. Точиева // Интернаука, 2018. - № 24-3 (58). - С. 7¬8.
10. Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита: романы. / М. А. Булгаков. - Москва : Изд-во "Э", 2016 - 640 с.
11. Ватченко, С. А. О статусе термина "мениппея" в современной науке / С.
А. Ватченко // Днепропетровский национальный университет. - URL: http ://www.rusnauka.com/ SND/Philologia/2_vatchenko. doc.htm (дата
обращения: 08.10.2022)
12. Волкова, Н. В. Маска, роль, двойник. . . к проблеме двойничества в русской литературе / Н. В. Волкова // Язык и культура, 2014. - №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZmaska-rol-dvoynik-k-probleme- dvoynichestva-v-russkoy-literature (дата обращения: 16.01.2023).
13. Гаспаров, Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Гаспаров Б. М. // Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. Москва, 1993. - С. 28-82.
14. Грудкина, Т. В. Феномен двойничества в русской литературе XIX века (В.Ф. Одоевский, А. П. Чехов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. / Т. В. Грудкина. - Шуя, 2004. - 18 с.
15. Гусев, В. Г. Сюжет и композиция романа «Братья Карамазовы»: система
двойничества, полифоничность диалогов героев / В. Г. Гусев // Филология и лингвистика, 2018. - № 3 (9). - С. 4-9. URL:
https://moluch.ru/th76/archive/107/3631/ (дата обращения: 20.12.2022)...60