ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 6
1.1. Сущность и цели системы обучения персонала на предприятии 6
1.2. Виды и методы обучения персонала на предприятии 10
1.3. Оценка эффективности обучения персонала на предприятии 18
Глава 2. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» В Г. КЫЗЫЛЕ 22
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО «Россельхозбанк» 22
2.2. Анализ структуры и состава кадров АО «Россельхозбанк» в г.Кызыле 32
2.3. Оценка системы обучения персонала АО «Россельхозбанк» в г.Кызыле 36
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 42
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы обучения
персоналом АО «Россельхозбанк» в г. Кызыле 42
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по обучению
персонала на предприятии 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
Обучение персонала для большинства предприятий в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам сотрудников. Те знания и навыки, которые помогали персоналу успешно работать вчера, сегодня теряют свою действенность, а завтра могут стать неактуальными. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.) так и внутренние условия функционирования предприятий (их реструктуризация, технологические изменения и др.), что объективно ставит большинство компаний перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и завтрашним изменениям.
В ситуации острой нехватки оборотных средств на многих предприятиях именно человеческий капитал становится его главным конкурентным преимуществом. На фоне экономического кризиса особенно важными становятся «качественные» характеристики персонала, так как именно высококвалифицированные работники с креативным мышлением могут находить выход из нестандартных ситуаций, которые возникают в связи с рецессией мировой экономики. Основным фактором, который непосредственно влияет на качественные характеристики персонала и стоимость человеческого капитала предприятия в целом является система развития персонала, основной элемент которой является обучение персонала. Эта система является ключевой составляющей управления персоналом в целом и способствует укреплению конкурентных преимуществ предприятия на рынке.
Цель выпускной квалификационной работы: оценка эффективности системы обучения персонала на предприятии.
Для достижения цели были представлены и решены следующие задачи:
- раскрыта сущность и цели системы обучения персонала на предприятии;
- рассмотрены виды и методы обучения персонала на предприятии;
- изучена оценка эффективности обучения персонала на предприятии;
- изучена организационно-экономическая характеристика АО «Россельхозбанк»;
- проведен анализ структуры и состава кадров АО «Россельхозбанк» в г.Кызыле;
- изучена оценка системы обучения персонала АО «Россельхозбанк» в г.Кызыле;
- предложены рекомендации по совершенствованию системы обучения персоналом АО «Россельхозбанк» в г. Кызыле;
- рассмотрена экономическая эффективность мероприятий по обучению персонала на предприятии.
Объект исследования - Тувинский филиал АО «Россельхозбанк» в г. Кызыл.
Предметом исследования является эффективность системы обучения персонала на предприятии.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, приложения, а также библиографический список.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, ставится ее цель и основные задачи, обосновывается практическая значимость.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы обучения персонала, основные методы, формы и виды обучения.
Вторая глава содержит анализ и оценку эффективности управления и системы обучения персонала АО «Россельхозбанк» в г. Кызыле.
В третьей главе предлагается рекомендации совершенствованию системы обучения.
Заключение формулирует основные выводы.
Система обучения персонала - единый, постоянно действующий комплекс мер, внедренный в организации и направленный на реализацию стратегии компании.
Одним из основных условий развития фирмы, повышения ее престижа на рынке и увеличения конкурентоспособности являются качественные корпоративные знания, которые должны постоянно повышаться и совершенствоваться. Обучение персонала направлено на то, чтобы привести в соответствие знания и умения работников требуемому уровню производства, повысить профессиональный уровень сотрудников, своевременная и высококачественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала способствует обширному диапазону их теоретических знаний, практических умений и навыков.
Разработанные рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала АО «Россельхозбанк» позволят:
- существенно сократить расходы финансовых средств (отсутствие командировочных, транспортных расходов, расходов на питание, проживание обучаемых и т.п.);
- сэкономить рабочее время персонала на обучение и на решение производственных вопросов;
- повышает качественный уровень образования;
- получить в сторонних организациях (в том числе зарубежных) дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности без отрыва от работы.
Социальный эффект от проведенных мероприятий по усовершенствованию обучения персонала на предприятии рассчитать на год вперед не возможно. Но можно предположить, что в результате проведения данных мероприятий произойдет:
- снижение текучести кадров, т.к. повысится уровень трудовой мотивации персонала;
- увеличение уровня квалификации персонала организации, с учетом требований существующего производства и перспектив его развития;
- укрепление корпоративной культуры организации;
- повышение уровня приверженности работников своей организации;
- снижение потерь, связанных с неправильной оценкой ситуации и неверными действиями работников;
- предотвращение ущерба от наступления рисковых событий, ограничение распространения их отрицательного влияния;
- улучшение координации действий работников;
- рост способности работать в команде;
- возникновение и рост коммуникативных связей между работниками организации.
Все предложенные мероприятия должны благоприятно повлиять на всю организацию в целом.
В настоящее время становится очевидным, что непрерывное профессиональное обучение как ключевой элемент системы развития человеческих ресурсов организации является одним из важнейших условий достижения ею стратегических целей. Исследование показало, что в последние несколько лет ведущие российские предприятия начинают осознавать значимость профессионального обучения: многие из них имеют собственные учебные центры, другие - активно пользуются услугами специализированных тренинговых фирм, третьи - тратят немалые средства на организацию обучения своих сотрудников в престижных зарубежных бизнес - школах.
Для совершенствования процесса обучения персонала АО «Россельхозбанк» были предложены рекомендации, такие как мероприятия, по повышению эффективности обучения персонала, внедрение дистанционного обучения, которое может обучать сотрудника без отрыва от своего рабочего места.
Исходя из всего, вышеизложенного можно сделать следующий вывод: выявленные в результате анализа проблемы, связанные с обучением персонала, вполне решаемы. Необходимо уделять должное внимание планированию обучения, проводить мероприятия по совершенствованию процесса обучения персонала, что приведет к меньшим затратам времени и ресурсов организации.
1. О банках и банковской деятельности» от 3.02.1996 № 17-ФЗ [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Аксенова, Е. А. Управление персоналом / Е. А. Аксенова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 194 с.
3. Алавердов А. Р. Управление персоналом. - М.: Университетская серия, 2010. - 304 с.
4. Бакстер, Н. Банковское дело: стратегическое руководство: учебник / Н. Бакстер, Т. Баррел, Г. Вэйнс и др. - М.: Консалт - банкинг, 2015. - 321 с.
5. Балабанов, И. Т. Банки и банковское дело : учебник / под ред. И. Т. Балабанова. - СПб.: Питер, 2016. - 256 с.
6. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 327 с.
7. Виханский О.С. Стратегическое управление/ О.С. Виханский. - М.: Гардарики, 2000. - 296 с.
8. Вязигин А.В. Оценка персонала высшего и среднего звена. - М.: Вершина, 2006. - 256 с.
9. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: учебник /
А.В. Дейнека. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 288 с.,
10. Дуракова И.Б., Волкова Л.П. и др. Управление персоналом. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 569 с.
11. Егоршин А.П. Управление персоналом - 3-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 2012. - 720с.
12. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие / А.П. Егоршин. - Высшее образование. - М.: Инфра-М, 2011. - 352 с.
13. Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник / под ред. Е.П. Жарковской. - М.: Омега-Л, Высш. шк., 2016. - 440 с.
14. Зайцев, Г. Управление кадрами на предприятии / Г. Зайцев, С. Файбушевич: персональный менеджмент, 2009. - 354 с.
15. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. - Москва: Дашков и К°, 2010. - 477 с.
16. И.П. Беликова; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Кафедра менеджмента. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2014. - 64 с.
17. Иванова-Швец Л.Н., Корсакова А.А., Тарасова С.Л. Управление персоналом. - М.: ЕАОИ, 2013. - 200 с.
18. Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. - М.: ГАУ, 1995. - 420 с.
19. Катаева Н. Н. Исследование эффективности обучения персонала. Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 2 (14). С. 6
20. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. - М.: ИНФРА-М, 2001.- С. 179.
21. Коротков, Э. М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. - Москва :Юрайт, 2012. - 640 с.
22. Корсакова, А.А. Управление персоналом: учебно-методический
комплекс / А.А. Корсакова, Л.Н. Иванова-Швец. - М.: Евразийский открытый институт, 2009. - 311 с. - ISBN 978-5-374-00243-0; То же [Электронный ресурс].
URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90751 (01.06.20 1 7).
23. Корякин А. М. Управление персоналом: Электронное учебное пособие 3-я редакция/ Иван. гос. энер. ун-т.- Иваново, 2008. - с. 261
24. Костин, В. А. Менеджмент: учебное пособие / В. А. Костин, Т. В. Костина. - Москва :Гардарики, 2011. - 334 с.
25. Коул Д. Управление персоналом в современной организации. Пер.с англ. Н.Г. Владимирова. М.: ООО «Вершина». - 2009. - с.124.
26. Кренева С.Г. Управление персоналом в банковской сфере / С.Г. Кренева, А.В. Александрова / Инновационная наука. 2015. 86 с.
27. Магура М. И., Курбатова М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. - М.: Журнал «Управление персоналом», 2013. - 159 с.
28. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - с. 179.
29. Маслова В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров /В.М. Маслова. - М.: Юрайт, 2013. - 492 с.
30. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. - М.: Инфра-М, 2012. - 848 с.
31. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: Интел - Синтез, 2010.- 264 с.
32. Морозов И.О., Логинова А.Ю. Оценка эффективности обучения в организации. - Издательство: Компания АйТи, 2006 г. - 276 с.
33. Носырева, И. Г. Современные формы и методы обучения персонала / И. Г. Носырева // Управление развитием персонала. - 2006.- С. 2-10.
34. Оганесян И.А. Управление персоналом организации. М: Экономикс,2012. - 480 с.
35. Одегов Ю. Г. Оценка эффективности деятельности управления персоналом: теория и практика./ Ю.Г. Одегов. - М.: изд-тво «Российская Экономическая Академия», 2014. - 563с.
36. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. С.115 - 118
37. Рак Н.Г. Оценка персонала. - М., 2011. - 243 с.
38. Региональная инвестиционная политика [Текст] / В. К. Севек, М.К. Соян, Р.М. Севек. - Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2008. - 123 с.
39. Стимулирование и финансовая поддержка развития сельского хозяйства Республики Тыва [Текст]: монография / В. К. Севек, Р. М. Севек. - Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2008. - 144 с.
40. Тараненко О.Н. Основы управления персоналом: учебное пособие.- Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - 129с.
41. Уварова, Г. С. Оценка эффективности инвестиций в обучение персонала / Г. С. Уварова // Ваш партнер-консультант. - 2012. - № 9. -С.16-17.
42. Управление персоналом организации / под ред. А.Я. Кибанова. - М.:Инфра-М, 2009. - 640 с.
43. Федосеев В.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие/ В.Н. Федосеев, С.Н. Капустин. - М.: Издательство —Экзамен^,2012. 76 с.
44. Фомичев А.Н. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ - ДАНА,2013. - 348 с.
45. Экономическая теория. Макроэкономика [Текст]: методические указания по выполнению курсовой работы для студентов экономического факультета всех форм обучения / А. Э. Чульдум, Ч. Г. Донгак, Ч. С. Манчык-Сат. - Кызыл : изд-во ТувГУ, 2016. - 45 с.
46. Шнайдер Б., Шмитт Н. Персонал для организации: научный подход к поиску, отбору, оценке и удержанию сотрудников // Управление персоналом,2014, №1. С.24 - 26
47. Шулятьева Г. М. Инновационная направленность обучения персонала сельскохозяйственного предприятия. // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 7 (37). С. 89-91.
48. Экономика организаций (предприятий): Учебник для средних профессиональных учебных заведений/ Под. ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 431 с.
49. Экономика недвижимости [Текст]: учебник для студентов ВУЗ, обучающихся по специальности 080502- Экономика и управление на предприятии строительства / А. Н. Асаул, В. К. Севек, М. К. Соян; Тувинский государственный университет. - Кызыл: изд-во ТувГУ, 2012. - 190 с.
50. Ю.Н. Юрлов, Г.Л. Орлянская. Курс лекций по дисциплине «Управление персоналом»- Череповец; ИМИТ СПбГПУ, 2009 г.- с. 168
51. Годовой отчет о деятельности ОАО «Россельхозбанка» за 2015 год - http://www.rshb.ru/download- 2015.pdf
52. Официальный сайт АО «Россельхозбанк» [Электронный ресурс] - http://www.rshb.ru/